Смекни!
smekni.com

Памятники минувших веков. Город Евпатория (стр. 2 из 5)

В южной стене шесть окон, расположенных в три яруса. Форма их такая же, как и в боковых галереях. В верхней части стены расположены два круглых окна. Боковые галереи с южной стороны имеют соответственно по одному окну на каждом этаже. Распор большого полукупола здания погашается мощными пилястрами этой стены, поддерживающими и галереи.

Из западной и восточной галерей нижнего этажа можно попасть внутрь мечети через боковые входы с порталами в виде высоких килевидных арок. К входу на восточной стороне примыкает наружная крытая лестница, ведущая на висячий балкон, а оттуда через небольшую дверь на хоры – верхний этаж восточной галереи, юго-восточный угол которой был отделен деревянной перегородкой. Видимо, это помещение с отдельным входом служило ханской ложей.

Особо примечателен в Джума-Джами главный (северный) вход, который, судя по рисунку архитектора Гесте, выглядел весьма гармонично и торжественно. Позднее, между 1827 – 1836 гг., он был частично заложен. По бокам входа – две ниши, украшенные тонкой резьбой. "Сталактитовые" полукупола и обрамления этих ниш могли быть позаимствованы из построек турок-сельджуков.

Главный вход Джума-Джами имеет две двери: внешняя – наборная, из разных сортов дерева; внутренняя остеклена. Сначала к внутренней двери вел открытый средний проем арки, но, вероятно, в 1896г. – заложили, и архитектор Гек разработал проект нынешнего входа [9].

Дверь из галереи внутрь мечети представляла собой точную копию входной двери. К сожалению, она не сохранилась. О ней напоминают лишь две мраморные колонны, вделанные в стену по краям центрального входа, и лежащие перед входом их основания (базы). Деревянная узорчатая дверь притвора украшена мраморной доской с резной арабской надписью.

Истинное украшение мечетей – стройные минареты, тонкие, как обелиски, сплошь каменные и очень высокие. Вверху – так называемое шерфе (балкон), откуда созывали верующих на молитву. Над балконом возвышается более тонкая башенка, обычно круглая в сечении, крытая конической кровелькой со шпилем, на конце которого – религиозная эмблема "алеем" (полумесяц). Такой же эмблемой украшалась и вершина главного купола.

Техника кладки таких минаретов очень сложна. Каждый камень обтесывался по шаблону и весьма точно укладывался на заранее рассчитанное место. Для одного этого требовались мастера высшей квалификации, не говоря уже об изящной и сложной резьбе, украшавшей балконы каждого минарета.

В мечети Джума-Джами с восточной и западной сторон сохранились только основания двух минаретов (до крыши мечети); верхние их части были разрушены. Как предполагают, обрушились минареты в результате страшных бурь: восточный во время землетрясения в XVII веке, западный – в 1836 году.

С момента завершения строительства и по сей день Джума-Джами подвергалась всевозможным переделкам и реставрациям. По имеющимся сведениям, мечеть капитально реставрировалась три раза – в 1834, 1896 и 1962 гг. Однако некоторые исторические источники дают основание предполагать, что перечень этот не полон.

Наиболее значительной была реставрация 1896г., так как мечеть к этому времени пришла в плачевное состояние. В.Х. Кондараки, например, отмечает, что постройка наверняка вскоре погибнет от грубого нерадения ее владетелей, которые даже не прикрывают входы в нее от блуждающей скотины [4; 28].

Казалось, все было сделано, чтобы утратила очарование Джума-Джами, памятник во многих отношениях совершенный, а в Крыму – лучший образец средневекового зодчества Востока. Однако творение великого Синана оказалось бессмертным. И сейчас остается непреодолимо захватывающим впечатление, какое производит созерцание больших и малых, то гармонично сочетающихся, то смело контрастирующих архитектурных масс, многогранных объемов, многоплановых перспектив здания. В чистом виде дарит оно зрителю восприятие того, что называется, выражаясь языком современных архитекторов, организацией пространства. А это и составляет суть, самую душу высокого искусства архитектуры.

Ныне завершается очередная реконструкция мечети. По бокам ее вновь взметнулись на 35-метровую высоту стройные минареты. Восстанавливаются и другие недостающие детали, вместе с тем мечеть освобождается от различных появившихся позднее пристроек и различных наслоений. Джума-Джами приобретает свой первоначальный вид.

В 1990 году в мечети возобновились молебны.

Турецкая баня средневековья.

О турецкой бане знают не только евпаторийцы, но и все, кто туда приезжает. Она – уникальная достопримечательность города, интересная прежде всего тем, что существовала и действовала со времен средневековья.

Побывать в старой турецкой бане считал своим долгом каждый приезжий, иначе представление о городе было бы не полным. Правда, посетители приходили сюда в надежде увидеть все в первозданном состоянии, но тут их ждало некоторое разочарование. Годы сделали свое дело, и многого уже не доставало в этой средневековой бане, многое было заменено современными атрибутами санитарии и гигиены. Но разве не главное – увидеть подлинные стены, фонтан, все еще живой и говорливый, ощутить прикосновение древнего мрамора, выглаженного тысячами рук и босых ног, отполированного голыми телами многих мывшихся тут поколений! Воображение ваше дорисует картину того, что было здесь несколькими столетиями раньше.

Бани (хамамы) в жизни народов Востока играли важную роль. Они представляли собой, как в свое время античные и византийские термы, сооружения общественные, особенно любимые женщинами, которые проводили здесь свободное время, показывая одна другой свои наряды, распевая песни, угощаясь сластями и прохладительными напитками. Баня являлась для восточной женщины, пожалуй, единственным местом, где она чувствовала себя свободной от мужского деспотизма; это был как бы совершенно другой мир.

Строителю бань приходилось учитывать все. В первую очередь, приятно устроенные помещения должны удовлетворять всем утилитарным требованиям (устройство отопления, водопроводы с горячей и холодной водой). Кроме того, необходимо предохранить кладку от разрушительного действия горячей воды. Строительство бань требовало большого искусства и было доступно лишь зодчему самой высокой квалификации. Такова, например, роскошная баня султана Сулеймана в Кефе (Феодосия), возведенная по византийским образцам. В Гёзлёве это заведение располагалось вблизи (чуть севернее) мечети Джума-Джами. В основу положена схема, типичная для всех турецких бань: предбанник (он же раздевалка), некоторое промежуточное помещение и собственно баня [3; 89].

Комната между предбанником и моечными помещениями в плане приближается к квадрату. Она довольно обширна (сторона квадрата 7,9 метра) и перекрыта высоким куполом, опирающимся на массивные стены. В центре промежуточной комнаты – аподитория – находился навевавший прохладу фонтан. Это была, собственно говоря, комната для отдыха после ванн: здесь курили кальян, пили кофе, проводили время в беседах.

Помещение для мытья соответствует по размерам раздевалке. Девять отсеков моечного зала перекрыты куполами. Полы, стены и раковины в свое время были выложены мраморными плитами. Мрамор здесь повсюду. Вдоль стен расположены низкие мраморные скамьи, а в одном из отсеков находился низкий мраморный стол, вероятно, для массажа. В женском отделении есть аналогичная комната, где стояла мраморная ванна.

Освещалась баня через круглые окна в куполах. А чтобы не проникала дождевая вода, оконные стекла вставлялись при помощи водонепроницаемой эластичной замазки; изготовляли ее из смеси негашеной извести и проваренного льняного масла с измельченной и размоченной хлопчатой бумагой.

Топка, место которой обычно под резервуаром для горячей воды, сейчас отсутствует. В крымских турецких банях она имела круглую форму и перекрывалась сводом (например, Биюк-Хамам в Карасубазаре – Белогорске). Горячий дым из топки проходил по каналам под дном бассейна и под полом зала для мытья.

В западной части бани привлекает внимание полуразрушенный зал, прямоугольный в плане и очень вытянутый, со сводчатым завершением. Очевидно, здесь стоял резервуар с горячей водой, под которым была устроена топка. Подобное помещение примыкает и к северной стороне здания. Можно предполагать, что в нем располагался бассейн с прохладной водой.

Стены постройки – очень толстые – возведены из бута и местного солитового известняка на гидравлическом строительном растворе, известном под названием "хорасан". Раствор этот (разновидность крепкой водонепроницаемой штукатурки) необычайно прочен; ведь недаром здание, находящееся в постоянной сырости, простояло около 400 лет. Штукатурка составлялась на известковом растворе с добавлением до 50% толченого и просеянного кирпича. Такую же мы встретим в римских и византийских подземных цистернах, в древних водопроводах, например, в Херсонесе или на Боспоре.

Турецкая баня в Евпатории представляет собой многокупольное сооружение. Оригинальное в утилитарном отношении, оно отличается и элегантной простотой архитектурных форм, прочностью, надежностью в эксплуатации.

За четыре столетия баня, разумеется, не раз подвергалась ремонтам. К сожалению, о ранних мы ничего не знаем. Известны лишь некоторые перестройки конца XIX – начала ХХ веков. Предбанники с фонтанами, некогда перекрытые высокими куполами, имеют сейчас плоские перекрытия. Мраморные полы обветшали и заменены во многих местах современной метлахской плиткой или бетоном. Однако кое-где уцелела старинная керамическая плитка с глазурью – замечательным растительным орнаментом красного, голубого и зеленого цветов. В современном времени к бане пристроена котельная, а древний водопровод заменен железными трубами.

Как уже говорилось, по архитектурным формам и техническим приемам гёзлёвская баня очень близка к бане Сулеймана в Кефе, построенной в XVI веке архитектором Ходжой Синаном. Иными словами, перед нами еще один яркий образец османской архитектуры на крымской почве.