Смекни!
smekni.com

Экскурсия по Екатеринбургу (стр. 3 из 3)

СЕВАСТЬЯНОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1819-1883). Рядовой чиновник горного ведомства, во время Крымской войны проявил недюжинную предпринимательскую смекалку, отвечая за доставку продукции Уральских казенных заводов к местам назначения и ее реализацию на коммерческом праве. В результате он баснословно разбогател, в 1858 году вышел в отставку в чине надворного советника и купил у отставного чиновника Степане Медведчикова трехэтажный дом.

В 1866 году дом был капитально перестроен по проекту архитектора А.И. Падучева и, ученика Малахова. Существует предание, что Севастьянов был настолько богат, что обращался к царю за разрешением покрыть крышу дома золотом, но высочайшего дозволения не получил, поскольку крыши золотом покрываются только в храмах, «чтобы чаще Господь замечал». А самому владельцу за излишнюю гордыню было предписано ежедневно являться в храм Божий в чугунных колошах и каяться в грехе. Ходить, впрочем, было бы недалеко – Екатерининская церковь находилась через улицу от дома. Правда в доме этом сам Севастьянов не жил, сдавал его внаем, а 1874 вообще его продал окружному суду и уехал в Петербург. В апреле 1917 года революционные солдаты Ачинского пехотного полка устроили в доме погром – видно уж он очень был похож на дворец.

РЕЗИДЕНЦИЯ ГУБЕРНАТОРА. М. Горького, 21/23. Следующее здание, обнесенное чугунной оградой,- резиденция губернатора Свердловской области в советские годы в особняке долгое время располагался Дом учителя. С прекрасной публичной библиотекой. Построено (возможно перестроено) здание было в 1818 – 1821 гг. и принадлежало Григорию Зотову, потом – золотопромышленнику Савве Тарасову (отсюда дореволюционное название – дом Зотова-Тарасова), перестроившему и дом и набережную (отсюда и название – ТарасовскоЕ).

Но нас интересует именно первый владелец дома- Григорий Зотов, личность яркая и мрачная одновременно. Будучи крепостным, он сделал головокружительную карьеру. Став управляющим Верх-Исетским горно-заводским округом. Зотов принес такую большую прибыль своему владельцу заводчику А.И. Яковлеву, что в благодарность получил от него вольную. В 1824 году во время посещения Екатеринбурга, Александр 1 беседовал с Зотовым и в результате разрешил писать себе обо всем, что касалось горной промышленности, конфиденциально, минуя официальные каналы. Убежденный старовер Зотов был человеком суровым: не терпел пьянство, был крут с подчиненными. Будучи управляющим на Кыштымских заводах (владельцы которых были также из среды старообрядцев), он железной рукой «навел порядок»: искоренил воровство, повысил «уроки» (производственные задания),привлек к работе женщин и детей. Суд над работниками чинил сам: наказывал плетьми, забривал в арестантские роты и даже, по слухам истязал, до смерти. Жалобы Кыштымских рабочих возможно не без помощи конкурентов Зотова дошли до властей и было назначено следствие. В Кыштыме откачали пруд и нашли тела замученных… судебный процесс на Кыштымским «зверем» прогремел на всю Россию. Зотова и владельца заводов П. Харитонова, который к зверствам никакого отношения не имел, осудили на каторжные работы, в финском городе Кексгольме, где оба видимо и умерли.