Смекни!
smekni.com

Потенциал развития туризма в РБ (стр. 3 из 14)

Несвиж овеян тайнами и легендами. Своей таинственностью он обязан в первую очередь клану Радзивиллов. Судьба знатного рода тесно переплелась с судьбой города. Среди городских легенд самые известные – это история о Черной Даме – призраке Несвижского замка, и о сокровищах Радзивиллов. Дворец Радзивиллов в Несвиже – это не только резиденция князей. Это мистический палац и одно из самых загадочных мест в Беларуси.

Несвижский замок – одна из трех достопримечательностей Беларуси, внесенная в 2005 году в список мирового наследия Юнеско. Это стало важным событием в культурной жизни Беларуси [30, с. 256].

Сейчас во дворце вновь ведутся восстановительные работы. Замок реконструируется после сильного пожара в рождественскую ночь 2002 года. К 2010 году планируется полностью ввести в эксплуатацию второй пусковой комплекс резиденции магнатов. На первом же этапе реставрации будут открыты южная галерея, каменица (наиболее старое дворцовое строение, где обнаружены старинные 300-летние фрески), гостиница для туристов, позднее – дворец, арсенал и восточная галерея. Параллельно здесь также проводятся и археологические раскопки. Посетителям замка уже сейчас видны фортификационные сооружения в валу фасадной стороны дворца. Некоторые принимают их за склепы или знаменитые подземелья, где спрятаны несметные сокровища знатного белорусского рода, в том числе знаменитые 12 золотых апостолов.

Список дворцово-парковых ансамблей на территории Беларуси в целом превышает 90 достопримечательностей, среди которых Гомельский дворец, дворец Г. Потемкина в Кричеве, дворец Тышкевича в Воложине, Витебский губернаторский дворец, усадьба Уместовских, музей-усадьба А. Мицкевича, усадьба Тадеуша Костющко, усадебный дом Багратиона, усадьба А. Суворова в Кобрине и др.

Эти сохранившиеся памятники истории и культуры доносят до наших времен романтический мир белорусской дворянской усадьбы, где в прежние времена активно развивались и хозяйственная деятельность, и занятия искусством, балы, маскарады, охота, гуляния, сельские праздники – все это в окружении белорусской природы, что создавало особый культурный мир белорусского народа.

1.1.2 Монументальная и культовая архитектура

На протяжении веков в Беларуси творили архитекторы, инженеры, художники разных национальностей. Здесь работали итальянцы, фламандцы, французы, немцы, бельгийцы, поляки, литовцы, русские и др. В свою очередь, выходцы из Беларуси, в том числе строители, мастера прикладного искусства, работая в России и во многих странах Западной Европы, снискали там известность. В силу разных обстоятельств различные области белорусского искусства, и в первую очередь архитектура, были связаны не только с русским, но и с восточно-европейским и в известной степени с западным средневековым искусством. В этом заключается одна из особенностей развития белорусского зодчества [28, с. 98].

До IX монументальная архитектура находилась на начальной ступени развития и представлена погребальными курганами и языческими храмами. IX–XI вв. характеризуется развитием феодальных отношений, введением христианства, расцветом всех областей культуры. Появляются княжеские хоромы, церкви, монастыри и др. Тогда были заложены основы монументальной каменной архитектуры. Монументальные памятники того времени: в Полоцке – Спасо-Ефросиниевский собор (XII в.), в Витебске – Благовещенская церковь (XII в.), Гродно – Борисоглебская, или Коложская церковь (XII в.), Каменце – Белая вежа (XIII в.) – по своему архитектурно-художественному уровню стоят в ряду лучших памятников Древней Руси. Культовая архитектура оборонного типа наиболее полно представлена храмами в Сынковичах (XV в.) и Мурованке (нач. XVI в.). Для них характерны компактный массивный объем с высокой щипцовой крышей и наличие четырех или двух угловых башен с бойницами [30, с. 198].

Сохранившиеся памятники монументального, в частности, культового зодчества Беларуси свидетельствуют о мастерстве его создателей, демонстрируют отличительные черты архитектурно-художественных течений и достижений своей эпохи. Они также отражают особенности исторического развития белорусских земель и говорят о веротерпимости белорусского народа и многообразии религиозных конфессий, существовавших одновременно или в разные периоды на территории Беларуси (язычество, православие, униатство, католицизм, протестантизм, мусульманство, иудаизм).

В дохристианской архитектуре были распространены капища – специальные площадки с идолами, которые обносили оградами и серпообразными рвами для разжигания огня. С принятием христианства, появился такой тип сооружений как каменный крестово-купольный храм, построенный из тонкого квадратного кирпича – плинфы. В Х-ХI вв. храмы на белорусских землях строили преимущественно мастера, приглашенные из Византии. Первым из числа выдающихся культовых сооружений на территории современной Беларуси можно считать Софийский собор в Полоцке, заложенный между 1044 и 1066 гг. Уже в этом памятнике были заложены принципы местной архитектурной школы, проявившиеся в центрично-пирамидальной композиции архитектурных форм. Вероятнее всего, такие принципы появились под воздействием местных строительных традиций, сложившихся еще в деревянном народном зодчестве [31, с. 287].

На основе традиций византийской архитектуры под влиянием форм Полоцкого Софийского собора в ХII в. сформировалась самобытная Полоцкая школа зодчества. Наиболее значительные сооружения представляли Пятницкая и Борисоглебская церкви Бельчицкого Борисоглебского монастыря в пригороде Полоцка, Спасо-Ефросиньевская церковь Полоцкого Спасо-Ефросиньевского монастыря, Благовещенская церковь в Витебске.

Отличалась своеобразием и сложившаяся в это время Гродненская школа зодчества: Нижняя, Борисоглебская (Каложская), Пречистенская церкви в Гродно и т.д. [39]

Со второй половины ХIII – начала ХIV в. в составе Великого княжества Литовского начался новый этап в развитии белорусского зодчества. Важнейшим и наиболее доступным материалом для строительства оставалось дерево. Из него возводились не только жилые сооружения, но и замки, дворцы, храмы, монастыри. Наряду с этим развивалось и каменное культовое зодчество. В ХIV – XV вв. на территории Беларуси оно сохраняло важнейшие черты зодчества западных земель Руси ХI-ХIII вв. Но в новых исторических условиях получило несколько иное направление развития, что было связано с достижениями техники строительства и определенным переосмыслением форм западноевропейской архитектуры – готики и ренессанса, а начиная с конца ХVI в., и барокко. Храмы Беларуси ХIV-XV вв. отличались от крестово-купольных древнерусских сооружений в конструктивном отношении, а также тем, что в большинстве случаев представляли собой тип зальной базилики.

В конце XV – начале XVI в. в Беларуси возникает оригинальный тип оборонногохрама, фланкированного четырьмя угловыми башнями. Одним из первых оборонных храмов Беларуси стал Софийский собор в Полоцке, перестроенный в 1494–1505 гг. в храм – крепость. Культовые сооружения оборонного типа представлены также церквями в Сынковичах Зельвенского района (конец XV – начало XVI в.) и в Мурованке Щучинского района Гродненской области (между 1516 и 1542 гг.), являющих собой пример того, как под влиянием готики и ренессанса постепенно трансформировались традиции зодчества западных земель Руси [12, с. 94].

Взаимодействие традиций местного оборонного зодчества с византийским и западноевропейским влиянием способствовало формированию ярко выраженного самобытного характера культового зодчества белорусской готики. Со строительством первых католических храмов в белорусскую архитектуру привнесен еще один тип культового сооружения, вобравший в себя черты центрально-европейской готики. Древнейшие каменные костелы на территории Беларуси имели черты крепостей. В архитектуре преобладали готические формы. К белорусской готике относятся культовые сооружения конца XV – начала XVI в.: Вселюбский костел во Вселюбе Новогрудского района Гродненской области, Троицкий костел в Ишкольди Барановичского района Бресткой области, Новогрудская Борисоглебская церковь [31, с. 212].

В середине XVI в. с распространением Реформации началось активное строительство протестантских храмов (реформатские храмы, или «кальвинские сборы»), также были приспособлены к оборонным нуждам. Показательным примером такого храма являлась Спасо-Преображенская церковь в Заславле Минского района, построенная в середине XVI в. как кальвинский сбор. Реформатские храмы своеобразны по архитектуре. Они не похожи на костелы и значительно отличаются от православных церквей. Сближают их с последними некоторые черты планов и общий оборонный характер

Во второй половине XVI в. в белорусской архитектуре все более начинают проявляться черты ренессанса. Примером сочетания готической и ренессансной архитектуры является Троицкий костел в Чернавчицах Брестского района.

В последней четверти XVI в. в монументальной архитектуре Беларуси появляется первое сооружение в стиле барокко – костел иезуитов в Несвиже (1587–1593 гг.), повторяющий в общих чертах храм Иль Джезу в Риме. Заимствованные из Италии архитектурные формы еще долго сочетались в местном зодчестве с элементами готики и ренессанса.

На протяжении XVII–XVIII вв. сформировалась своеобразная архитектурно-художественная система белорусского барокко, основной базой для развития которого явилась культовая архитектура.

В период раннего барокко (первая половина XVII в.) архитектура фасадов культовых зданий имела небольшой набор декоративных элементов. В эпоху зрелого и позднего барокко (вторая половина XVII – 80-е гг. XVIII в.) отмечается введение лепнины, архитектурные детали становятся легкими и изящными. Одним из культовых сооружений этого периода является, например, Николаевский собор в Витебске (1716 г.). Широко используются в середине XVIII в. декоративные мотивы рококо. Архитектурно-художественная система позднего барокко в монументальном зодчестве Великого княжества Литовского получила название «виленского барокко». Его черты наиболее ярко выразились в культовых сооружениях униатов. Например, Софийский собор в Полоцке (1738–1760 гг., построен на фундаменте. разрушенного в начале XVIII века православного храма), церкви и монастыри базилиан в Березвечье Глубокского района Витебской области (1756–1779 гг.), и другие.