Смекни!
smekni.com

Потенциал рекреационных ресурсов Ближнего Востока (стр. 3 из 5)

Арабский мир в начале третьего тысячелетия является сложной общественной структурой с присущей ему специфической экономической, социальной, политической, экологической культурой. Это потенциально мощное сообщество родственных стран. Но их слабой стороной является серьезная дифференциация по множеству критериев, в том числе по таким важнейшим, как различия в уровнях развития, наличие ценных полезных ископаемых, обеспеченность материальными благами, доступ на мировые рынки и по ряду других, не менее весомых параметров, определяющих позиционирование арабских стран в системе международного разделения труда.

Развитие базы международного туризма для большинства капиталодефицитных арабских стран представляет большую проблему в связи с малыми возможностями в области мобилизации как внутренних, так и внешних источников накопления. Проблема в таких странах решается, однако с большими трудностями, крайне медленно, временами переходя в застойную фазу. Процесс формирования туристской инфраструктуры, а в равной степени и иных видов социальной и производственной инфраструктуры не может быть волюнтаристски ускорен, поскольку предпочтительнее равномерное развитие всей сферы, обеспечивающей комфортность пребывания в стране иностранных граждан на широком фронте. Но выгоды от сервисизации экономики, в том числе и в туристском секторе, велики. Поэтому такие арабские страны, чтобы активизировать возможности приема зарубежных гостей, избрали тактику очагового развития туристской сферы и идут ныне по пути формирования своего рода анклавов в виде заповедных зон и национальных парков, расположенных поблизости от исторических памятников или природных объектов, обладающих повышенной привлекательностью для посетителей.

Естественно, такой подход является вынужденным по сравнению с более богатыми государствами Арабского Востока, где туристское строительство ведется опережающими темпами. Но он также достигает цели, хотя обеспечение ускоренного социально-экономического прогресса в арабских странах как предпосылки динамизации туризма в настоящих материальных условиях невозможно.

Тем не менее международный туризм, являющийся сегодня важной частью экономики большинства стран мира, занимает значительное место в хозяйственной жизни целого ряда ближневосточных государств. По прогнозам Международного союза по туризму (World Travel & Tourism Counsil – WTTC), доля туризма в ВВП стран Ближнего Востока достигнет в 2007 г. в Египте 8,7%, в Иордании – 8,6%, в Сирии – 5,9% в Омане – 2,2%15. Эти расчеты основываются на изучении динамики поступлений от международного туризма, которые за период 2000–2005 гг. достигли в Египте 6,85 млрд. долл., в Иордании за этот период выросли вдвое и составляли 1,44 млрд. долл., в Сирии также удвоились, а в Катаре возросли почти в 6 раз – с 128 млн. долл. в 2000 г. до 723 млн. долл. в 2005 г.

Развитие иностранного туризма как самостоятельной отрасли национальных экономик в странах Ближнего Востока началось с периода вступления большинства государств на путь независимого развития (50–70-е годы ХХ в.), когда перед ними встала проблема поиска внутренних ресурсов, необходимых для экономического развития. Особенно резко она обозначилась в тех странах региона, которые обладали ограниченными природными ресурсами, включая полезные ископаемые, фонд сельскохозяйственных земель, пригодных для возделывания и т.п. Например, в Египте уже в 50-е годы обратили внимание на значительные возможности туристической отрасли. Это стало одним из важнейших факторов последующего роста индустрии иностранного туризма, значение которого не уменьшилось и в наши дни.

Для государств Персидского залива, активно добывающих и экспортирующих нефть, весьма актуальна проблема диверсификации национальной экономики. В этой связи, учитывая бурный рост международного туризма в мире, оценив природные возможности и приняв во внимание историко-культурные ценности региона, ряд монархий сделал ставку на становление разветвленной современной системы туристических видов отдыха и адекватной ей диверсифицированной системы туристических услуг самого разнообразного уровня с целью получения доходов от этого сектора экономики.

Можно говорить о том, что в последние 15–20 лет туристическая индустрия, особенно в ОАЭ и Египте, превратилась в одну из ведущих отраслей национальной экономики. С ее развитием связаны также далеко идущие планы подъема хозяйственной жизни, формирования современной, устойчиво развивающейся за счет относительно стабильных внутренних ресурсов экономики в Сирии. Диверсификация национальных экономик в планах экономического и социального развития и других арабских государств во многом связана с перспективами туристической индустрии. Ей обоснованно придается большое значение и как сфере приложения труда, ликвидации или смягчения такой острой социальной проблемы, как безработица.

Туризм – достаточно трудоемкая отрасль хозяйства, и его развитие требует привлечения большого количества как квалифицированных, так и малоквалифицированных кадров. В большинстве арабских государств, для которых характерны высокие темпы прироста населения и где в демографическом смысле преобладает молодое население, потребность обеспечения занятости людских ресурсов становится мощным фактором развития туристической отрасли. Арабский менталитет считает сферу услуг традиционно приемлемым, достойным делом. Государства Персидского залива из-за дефицита трудовых ресурсов решают кадровую проблему туристического сектора за счет приглашения работающих по найму из других стран, в первую очередь Индии, Пакистана, Юго-Восточной Азии. Доля экономически активного населения, занятого в этом секторе экономики, составляет в 2007 г. в Иордании 19,1%, Сирии – 14,2%, Омане – 10,1%, Саудовской Аравии – 8,6%. А по прогнозам на 2017 г. этот показатель достигнет соответственно 19,8%; 16,6%; 12,2%; 10,8%16.

Поставив задачу создания современной индустрии туризма и увеличения доли этого сектора экономики в бюджете, в последние десятилетия правительства целого ряда ближневосточных государств разработали полномасштабные программы мер для привлечения иностранного капитала в эту отрасль хозяйства и активизации национального частного сектора.

Сирия, как уже отмечалось, имеет колоссальный потенциал для организации международного туризма и рекреации. Несколько лет тому назад премьер-министр страны и он же председатель Высшего совета по туризму издал постановление о выделении под использование для целей туризма обширных территорий, расположенных в наиболее привлекательных районах Сирии с точки зрения использования их для отдыха, занятий спортом или лечения. В частности, в список территорий попали земли в районах средиземноморского побережья, особенно в горных зонах, у лечебных источников, на побережье внутренних водоемов, а также в районе пустынь и степей, поблизости от исторических городов и памятников и т.п.

Подобная широкая программа действий может рассматриваться как абсолютно новое начинание для Сирии, которая в течение длительного времени, имея огромное количество памятников старины на своей территории, не занималась их туристической разработкой и не пыталась использовать их в целях пополнения государственного бюджета. Это имело под собой вполне объективные причины, связанные с состоянием войны с Израилем и необходимостью поддерживать с ним военный паритет, который оценивался в размере 50% бюджета развития на каждый год. При таких расходах туристский бизнес в стране был крайне ограничен и не имел возможностей для развития. В современных условиях, хотя мир с Израилем не достигнут, потенциал для развития этой отрасли существенно вырос. Ныне страна может позволить направлять бюджетные отчисления на обустройство туристических объектов. Однако основной упор в этом делается на привлечение иностранных инвестиций, без которых весь процесс окажется растянутым на длительное время и едва ли обретет те черты, которые авторы его рассчитывают увидеть по прошествии относительно небольшого времени.

Для привлечения капиталов в строительство отелей и культурно-развлекательных комплексов, для поощрения развития ряда отраслей промышленности, непосредственно связанных с индустрией туризма, были введены определенные налоговые льготы. Так, в начале 90-х годов в Сирии была создана близкая к международной стандартной юридическая база для привлечения иностранных инвестиций. В соответствии с законом об иностранных инвестициях владельцы гостиниц и туристических объектов первого и второго классов и функционирующих в их рамках предприятий общественного питания освобождались от налогов, пошлин и сборов, но при условии, что совокупная стоимость их импорта не превышала бы 30% совокупной величины инвестиций. Кроме того, все предприятия освобождаются от уплаты 50% годового подоходного налога на чистую прибыль, образовавшуюся в процессе эксплуатации туристического объекта»17. Особые льготы на покупку недвижимости были введены в Сирии для граждан других арабских стран.

Кроме того, государство издало целый ряд постановлений, регулирующих порядок финансирования и выполнения работ по проектам. Это стало большим шагом вперед, поскольку доходы от туризма на Ближнем Востоке имеют тенденцию к росту, несмотря на все сложности обстановки в конкретных странах, и в связи с этим у правящих режимов появилась надежда на приток средств заинтересованных инвесторов. Во всяком случае, имеются некоторые основания для того, чтобы полагать, что Сирия уже в недалеком будущем может стать страной, которая по привлекательности международного туризма и обустройству отдыха в ее пределах не будет уступать своим соседям, которые не имеют таких культурно-исторических ресурсов для отдыха, какими располагает Сирия.