Смекни!
smekni.com

Пещерные комплексы Пермской области как объекты экскурсионного показа (стр. 3 из 11)

разнообразные виды подземных вод;

снежники – 2 многолетних снежника находятся на северо-востоке региона в Тулымском кряже;

пещерный лед более чем в 10 карстовых пещерах;

3 водохранилища площадью свыше 3 тысяч квадратных километров;

почти 500 прудов;

2 древних межбассейновых канала: Северо-Екатерининский – между Джуричем и Северной Кельтмой и Прокоп – между Чепцой в бассейне Вятки и Куличихой в бассейне Очера;

Главной рекой Пермского каря, да и всего западного Урала несомненно является река Кама.

1.3 Историко-культурное наследие Пермского края

Когда знакомишься с историей и культурой Пермского края, то непременно отмечаешь одну из его особенностей – многонациональность. Переходя от деревни к деревне, можно, пожалуй, познакомиться со всеми народами, населяющими Поволжье и Приуралье.

Татары, башкиры, русские (православные и старообрядцы), коми-пермяки, удмурты, марийцы, чуваши – далеко не полный перечень народов, в разное время обосновавшихся на Пермской земле. История и культура каждого народа сложна и по-своему интересна.

Всего в Пермском крае проживают люди 125 национальностей: русские – 2 453 605 (85,2%) чел., коми-пермяки – 183 382 (5,67%), татары – 137 697 (4,85%), башкиры – 40 790 (1,45%), украинцы – 26 654 (0,91%), удмурты – 26 471 (0,91%), белорусы – 11 661 (0,45%), немцы – 10 415 (0,4%), чуваши – 7124, азербайджанцы – 5509, марийцы – 5438, армяне – 5025, евреи – 2632, мордва – 2395, молдаване – 2073, узбеки – 2019 человек.

Коренными жителями края являются коми-пермяки. Предками коми-пермяков были племена родановской культуры (IX–XV вв.). В прошлом, в XIII–XV веках пермяки заселяли практически все Северное Прикамье. Язык земли в названиях рек, полей, гор, деревень хранит память о том далеком прошлом Пермского края. Принятие христианства, вхождение в состав русского государства в конце XV века стало одним из значительных исторических событий. В настоящее время коми-пермяки проживают в шести районах Коми-Пермяцкого автономного округа и небольшие части – в Соликамском и Красновишерском районах (язьвинские пермяки), на севере Кировской области.

Освоение Прикамья русскими началось с северных районов. Здесь обосновываются выходцы с северных русских рек: Двины, Пинеги, Сухоны, появляются первые русские города, основанные переселенцами. В XVII–XVIII веках русское население осваивает земли Среднего Прикамья. Заселение русскими южных районов завершилось лишь к середине прошлого века. Наряду с пермскими крестьянами, выходцами северных уездов Пермской губернии, здесь поселяются переселенцы с Вятской земли и Среднего Поволжья. Особенности заселения края русскими отразились как на материальной, так и на духовной культуре.

Южные районы, задолго до прихода туда русского населения, осваивались башкирами и татарами. В формировании пермских татар принимало участие несколько этнических групп, в разное время проникавших в Прикамье: древнее угорское население, сибирские тюрки, башкирские племена и казанские татары. В истории пермских татар многие вопросы остаются еще не решенными.

В XVI–XVII веках на юге Прикамья, по течению реки Буй, обосновалась небольшая группа удмуртов-язычников, переселившихся из центральных и южных районов Удмуртии. Письменные источники XVI века отмечают появление в это время по рекам Ирени и Сылве марийского населения. Сегодня удмурты компактно проживают в Куединском районе, а марийские деревни существуют в Суксунском, Октябрьском, Кишертском и Чернушинском районах.

У каждого народа сложилось свое видение мира, свои верования. В Прикамье тесно переплелись традиции христианства, ислама и язычества.

Христианство, проникшее в Прикамье вместе с первыми русскими поселенцами, было воспринято и коми-пермяками. Хотя христианские традиции у русских и коми-пермяков тесно переплелись с языческими, дохристианскими верованиями.

Традиции народного, неортодоксального, христианства сохраняют старообрядцы. По числу старообрядческого населения в XIX веке Пермская губерния находилась на одном из первых мест в России. Еще и сегодня в старообрядческих церквях и молельных домах – соборах – можно увидеть женщин в домотканых рубахах и сарафанах, подпоясанных выкладными поясами. Именно старообрядцы в большей части и продолжают хранить традиции народного костюма: в такой же одежде собирались на моления в XIX веке. Мерцание свечей, древние распевы, рукописные книги – впечатление, что где-то рядом то далекое прошлое, то, чем жили наши предки.

После захода солнца в последний день месяца «шагбан» наступал месяц «рамазан» – время мусульманского поста. Весь день, пока светит солнце, верующий должен был воздерживаться от пищи. В татарских и башкирских деревнях до сих пор сохраняются старинные священные книги, написанные арабской вязью. И старики, вспоминая свои традиции, часто оговаривают: «Так написано в Коране».

Марийцы и удмурты, несмотря на многочисленные попытки православных и мусульманских миссионеров, продолжали придерживаться верований предков – язычества. Буйские удмурты даже считают себя настоящими, некрещенными удмуртами, в отличие от своих соплеменников, воспринявших христианство.

В священных рощах, полях совершались языческие моления с жертвоприношениями. Каждому из многочисленного пантеона божеств была необходима своя жертва: телка, бык, овца, гусь, утка. У удмуртов на большом сельском сходе обсуждались время и место моления, необходимые жертвы и произносилось имя человека, которому сельское общество доверяло совершить ритуал и обратиться с молитвами к богам. В священных рощах горели костры, закалывались жертвенные животные, варилась каша и сотни молящихся вслед за наставником повторяли слова молитвы, звучавшие по-марийски или по-удмуртски.

Незабываемые впечатления о народе можно получить, побывав на одном из его праздников. Это высказывание относится и к сабантую. Невозможно представить себе татарскую и башкирскую деревню без этого праздника. Верх-иренские татары перед сабантуем обязательно проводили обряд «воронья каша». По всей деревне собирали яйца, шли на гору, где и варилась обрядовая каша. Уже глубоко вечером по деревне разносились крики: «Завтра сабантуй». Старики еще вспоминали, что в прошлом сабантуй проводили до посевных работ, хотя теперь повсеместно он отмечается как праздник окончания весенних работ в поле.

В назначенный день все в праздничных нарядах собирались на условленное место. Играет гармошка, звучат песни, проходят соревнования, самое главное из которых – скачки на лошадях. Победителям соревнований – борьбе на полотенцах, беге в мешках, переносе яиц – вручали полотенца – тастымалы. Сбор полотенец на подарки проходил накануне, молодые парни с гармошкой обходили дома и, заходя в дом, просили подарки на сабантуй. Полотенце должны были подарить молодушки, вышедшие замуж в прошедшем году, и хозяева, построившие новый дом. Тастымалы в татарских деревнях ткут до сих пор, часто специально на праздник, с бабушкиных полотенец переносят мастерицы узор на свои изделия.

На сабантуе можно увидеть все: старинные костюмы – вышитые позолоченными нитями и бисером бархатные калфаки, черные расшитые фартуки, украшенные позументом камзулы из «бухарской» ткани, старинные ювелирные украшения. Яркое, насыщенное многоцветье красок надолго остается в памяти.

У русских одним из больших праздников была Троица. «Скоро будет Троица, земля травой покроется», – говаривали в пермских деревнях. Троица – праздник луговой, считалось, что именно в Троицу лес бывает именинником. На луга водить хороводы, играть собиралась вся деревня. Сряжали березку – украшали ее ленточками, поясами, подшалками, с березкой ходили по деревне, останавливаясь возле каждого дома, или играли на лугу. «Александровска береза среди Кремля стояла…» – этой круговой хороводной песней во многих деревнях и начинали праздник. Хотя в каждой деревне были и свои особые традиции. В одних девушки рано утром ходили завивать венки – гадать о будущем замужестве, в других – вместе с березой снаряжали и «куклу» – набивали соломой детскую одежду и носили эту девочку на руках.

Кое-где «березкой» называли украшенную березовыми веточками девушку, ходившую в центре хоровода. Песни на лугах не умолкали до позднего вечера, скоро начнется Петров пост, сенокос, и «играть о круга» будет уже некогда.

У удмуртов время больших праздников-молений наступало после сева. В каждой деревне были установлены свои жертвоприношения. Часть молений совершалась жителями всех деревень. С раннего утра вся деревня в белых одеждах, одеваемых только на моления, собиралась в священной роще. Старики вспоминали, что, когда шли в рощу молиться, по всей округе стоял звон: «жильть-жильть» – выговаривало серебро в такт идущим, ведь на моление женщины одевали все украшения, большинство которых состояло из старинных монет. Уже под вечер, после совершения языческого ритуала, молодежь в деревне или на лугу проводила свои игры.

Давняя близость коми-пермяков и русских отразилась в хозяйстве, языке, духовных традициях. Многое было перенято у русских, с другой стороны, русские также активно воспринимали традиции соседей. Календарные обряды коми-пермяков складывались под влиянием русского земледельческого календаря и церковного месяцеслова. Но и в XIX веке сохранялись древние обычаи. «Пролавер» – так по коми-пермяцки назывался праздник, приходящий на день Фрола и Лавра, проводившийся в селе Большая Коча. По случаю праздника устраивали быкобой. По воспоминаниям очевидца, в середине прошлого века в жертву приносились до восьмидесяти быков.

Обо всех народах, населяющих Прикамье, можно говорить много и долго.Каждый из них является носителем яркой, самобытной культуры. Все мы такие разные, разные языки, верования, обычаи. И задаешься вопросом: «Как на такой небольшой земле уживались все народы?» И ответ был найден во время одной из этнографических экспедиций. На юге нашей области, в Куединском районе, где по соседству друг с другом живут башкиры, татары, русские и удмурты, на Заговенье, первое воскресенье после Троицы, играть на «вотские» луга собирались все народы и праздник проводили всегда вместе. И после все встало на свои места, и теперь вопрос ставится немножко иначе: «Сбережем ли мы культуру своих предков, сохраним ли для потомков то, что накоплено веками?».