Смекни!
smekni.com

Гернет-Нож в руке или юридические особенности национальной самообороны (стр. 12 из 15)

8. Профессиональная юридическая помощь

Для начала следует сказать несколько слов о том, в каких случаях адвокат именуется защитником, а в каких представителем, поскольку лица пользующиеся помощью адвокатов зачастую не имеют об этом представления и в любом случае называют адвоката «защитник». Практического значения эта информация, конечно, не имеет, но, на мой взгляд, не помешает; во всяком случае, вас не будут постоянно поправлять.

Адвокат представляющий интересы лица в суде, арбитраже и других государственных органах по гражданским делам и делам об административных правонарушениях именуется представителем. Точно также именуется адвокат представляющий интересы потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков на предварительном следствии и в суде по уголовным делам.

Исходя из особенностей процессуального положения лица, вызываемого в качестве свидетеля в порядке УПК, адвокат представляющий его интересы должен именоваться представителем.

Адвокат представляющий на предварительном следствии и в суде по уголовным делам интересы подозреваемого и обвиняемого именуется защитником.

А теперь давайте вернёмся к вопросам оказания юридической помощи по административным и уголовным делам.

Если имеется возможность пригласить адвоката – ОБЯЗАТЕЛЬНО это сделайте, так как, сами того не подозревая, можете наделать непоправимых ошибок. Кроме того, наличие у вас адвоката будет удерживать сотрудников правоохранительных органов от совсем уж откровенного произвола.

Хочу сразу отметить – в случае задержания не вздумайте сразу же возмущенно кричать – «ничего вы,…, не докажете, а в отсутствие адвоката вы от меня и слова не добьетесь». Во‑первых, так вы изначально настроите сотрудников милиции против себя (никому не доставляет удовольствие выслушивание грубых слов в свой адрес, да и раз человек так сильно взволнован, значит, что‑то не так…). Во‑вторых, требование, выраженное в подобной форме, иногда приводит к ухудшению здоровья требователя, а то и к неожиданному появлению «доказательств» его виновности.

Пригласить адвоката для оказания юридической помощи может как само лицо, в отношении которого производятся какие‑либо административно или уголовно процессуальные действия, так и любое иное лицо по его поручению или с его согласия.

В соответствие с ч.2 ст. 48 УПК, если по каким‑либо причинам лицо, являющееся обвиняемым, не захотело пригласить защитника самостоятельно или с помощью хорошо известных ему лиц, то по его просьбе(!) участие в деле защитника может быть обеспечено следователем и судом.

Если вы по своей инициативе не пригласили защитника с самого начала возникновения неприятностей (например, вследствие полного отсутствия как у вас, так и у ваших родственников с приятелями денежных средств), но ваше дело подпадает под действие ст.49 УПК РСФСР («Обязательное участие защитника») – следователь, прокурор или суд обязаны обеспечить участие бесплатного защитника по назначению в вашем деле (если только вы на основании ст.50 УПК не откажетесь воспользоваться своим правом на юридическую помощь).

Обращаю внимание на то, что в соответствие со ст.49 УПК в случаях, указанных в п.п. 1 и 6 данной статьи, если дело одновременно не подпадает под какой‑либо из случаев, перечисленных в п.п. 2‑5 ст.49, бесплатный защитник предоставляется только на стадии судебного разбирательства.

Участие бесплатного защитника имеет как минимум два минуса:

1. ОЧЕНЬ велика вероятность того, что на стадии судебного разбирательства, когда дело уже что называется «готово», защитник просто‑напросто уже не сможет ничем вам помочь. Даже, если очень этого захочет.

2. Поскольку труд защитника в случае участия его в деле по назначению оплачивается государством в просто смешных размерах, то, к сожалению, не все адвокаты относятся к делам таких клиентов с должной степенью внимания. Тут уж как повезет. Можно порекомендовать попытаться вызвать в таком адвокате чувство симпатии и сострадания к своей персоне, иногда помогает.

Исходя из вышеизложенного, снова приходим к выводу, что приглашение адвоката абсолютно необходимо, причём желательно своего, и чем раньше это будет сделано, тем лучше. Как минимум вы должны иметь при себе координаты адвоката, с которым вы, в случае отпадения сомнений в необходимости его присутствия, сможете немедленно связаться.

Следующий важный вопрос, – с какого момента лицо имеет право пользоваться услугами адвоката, а так же имеет ли такое право свидетель.

До не такого уж давнего времени требование лица о предоставлении ему возможности воспользоваться услугами адвоката с момента фактического задержания, а так же аналогичные просьбы лица, вызываемого в качестве свидетеля, могли вызвать лишь усмешку представителей правоохранительных органов… К счастью это было раньше.

Сначала о моменте возникновения права на пользование услугами адвоката у лица, задерживаемого в порядке КОАП. В соответствие с ч.1 ст. 250 КОАП РСФСР «Для оказания юридической помощи лицу, привлекаемому к административной ответственности, в рассмотрении дела об административном правонарушении может участвовать адвокат». Кодекс говорит только об участии в рассмотрении дела, однако в соответствие с п.2 Раздела второго («Заключительные и переходные положения») Конституции РФ в настоящее время непосредственно действуют положения ст.48 КРФ. То есть лицо, задержанное в порядке КОАП, имеет право пользоваться помощью адвоката непосредственно с момента фактического задержания. Факт того, что в ст.48 КРФ под «задержанием» подразумевается именно фактическое, а не юридическое задержание разъяснил Конституционный Суд РФ в постановлении № 11‑П.

Конституционный Суд РФ в своём постановлении от 27.06.2000 г. № 11‑П по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно‑процессуального кодекса РСФСР разрешив некоторые доселе спорные вопросы, относящиеся к защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, постановил:

«Признать не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 1), 21 (часть 1), 22 (часть 1), 48 и 55 (часть 3), положения части первой статьи 47 Уголовно – процессуального кодекса РСФСР, которые – по их буквальному смыслу – предоставляют лицу, подозреваемому в совершении преступления, право пользоваться помощью защитника лишь с момента объявления ему протокола задержания либо постановления о применении до предъявления обвинения меры пресечения в виде заключения под стражу и, следовательно, ограничивают право каждого на досудебных стадиях уголовного судопроизводства пользоваться помощью адвоката (защитника) во всех случаях, когда его права и свободы существенно затрагиваются или могут быть существенно затронуты действиями и мерами, связанными с уголовным преследованием.

Впредь до введения федеральным законодателем нового регулирования подлежит применению непосредственно положение статьи 48 (часть 2) Конституции Российской Федерации в его истолковании, данном в настоящем Постановлении».

Обосновывая своё постановление, Конституционный Суд в частности указал, что положение ч.1 ст.47 УПК РСФСР, предоставляющее право пользоваться услугами адвоката только обвиняемому – с момента предъявления обвинения и подозреваемому – с момента объявления ему протокола задержания или постановления о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, не соответствует Конституции РФ. Также Конституционный Суд пришёл к выводу, что по буквальному смыслу положений, закрепленных в статьях 2, 45 и 48 Конституции Российской Федерации, право на получение юридической помощи адвоката гарантируется каждому лицу независимо от его формального процессуального статуса , в том числе от признания задержанным и подозреваемым, если управомоченными органами власти в отношении этого лица предприняты меры, которыми реально ограничиваются свобода и личная неприкосновенность , включая свободу передвижения, – удержание официальными властями, принудительный привод или доставление в органы дознания и следствия, содержание в изоляции без каких‑либо контактов, а также какие‑либо иные действия, существенно ограничивающие свободу и личную неприкосновенность . Понятия «задержанный», «обвиняемый», «предъявление обвинения» должны толковаться в их конституционно – правовом, а не в придаваемом им Уголовно – процессуальным кодексом РСФСР более узком смысле. В целях реализации названного конституционного права необходимо учитывать не только формальное процессуальное, но и фактическое положение лица, в отношении которого осуществляется публичное уголовное преследование. При этом факт уголовного преследования и, следовательно, направленная против конкретного лица обвинительная деятельность могут подтверждаться актом о возбуждении в отношении данного лица уголовного дела, проведением в отношении него следственных действий (обыска, опознания, допроса и др.) и иными мерами, предпринимаемыми в целях его изобличения или свидетельствующими о наличии подозрений против него. Поскольку такие действия направлены на выявление уличающих лицо, в отношении которого ведется уголовное преследование, фактов и обстоятельств, ему должна быть безотлагательно (!!!) предоставлена возможность обратиться за помощью к адвокату (защитнику). Тем самым обеспечиваются условия, позволяющие этому лицу получить должное представление о своих правах и обязанностях, о выдвигаемом против него обвинении и, следовательно, эффективно защищаться , и гарантирующие в дальнейшем от признания недопустимыми полученных в ходе расследования доказательств.