Смекни!
smekni.com

Фигурное катание 2 (стр. 3 из 4)

В Государственном центральном институте физической культуры выросли и такие отличные тренеры, как Т. А. Тарасова (Рис.5), Н. И. Дубова, Э. Г. Плинер, в Московском областном институте физической культуры — тренер первого чемпиона мира Сергея Волкова В. Н. Кудрявцев. Важную роль в повышении уровня эстетического содержания фигурного катания сыграла выпускница ГИТИСа, экс-чемпионка страны Е. А. Чайковская (Осипова) (Рис. 6).

Первыми успеха добились ученики Петра Петровича Орлова, многие годы проходившего «курс наук» у Панина-Коломенкина. В течение трех лет — с 1958 по 1960 г. — Нина и Станислав Жук блестяще выступали на европейских первенствах, завоевывая серебряные медали. Их появление на международном горизонте было ошеломляющим, а сложность программ поразила всех специалистов. К сожалению, молодые фигуристы выступали сравнительно недолго, но зато это привело к быстрому рождению нового тренера — Станислава Жука, который на многие годы возглавил советскую школу парного катания.

В 1964 и 1968 гг. советские фигуристы покорили олимпийские вершины Инсбрука и Гренобля, а в 1969 г. лидерами в парном катании стали И. Роднина (Рис.7) и А. Уланов, ученики С. А. Жука. В течение четырех, лет они собирали весь урожай золотых наград на чемпионатах Европы и мира и закрепили успех отличной победой на Олимпийских играх в Саппоро (1972г.).

Затем в качестве партнера И. Родниной начал выступать А. Зайцев (если Роднина — воспитанница московской школы фигурного катания, то Зайцев вырос на ленинградском льду). Вместе они дважды становились олимпийскими чемпионами — в 1976 г. в Инсбруке и в 1980 г. (после того, как в их семье появился ребенок) в Лейк-Плэсиде. В те же годы они семь раз завоевывали звания чемпионов Европы и шесть раз — чемпионов мира. Два года вел их к победам С. Жук, а с осени 1974 г. и до конца спортивной карьеры И. Роднину и А. Зайцева (Рис. 8) тренировала Т. А. Тарасова.

Отличительными признаками стиля И. Родниной и ее партнеров была высокая спортивность, насыщенность программ сложными элементами: прыжками, уникальными дорожками шагов, поддержками, подкрутками, вращениями. Все это органически сплеталось в программах, которые подчеркивали жизнерадостность, оптимизм, открытый характер советских фигуристов. Именно это и приносило им лавры победителей.

Представители советского парного катания первыми пробились на мировой пьедестал. Были годы, когда сразу пять-шесть наших пар могли бы бороться за право считаться сильнейшими. Т. Жук и А. Горелик, Т. Москвина и А. Мишин, Л. Смирнова и А. Сурайкин, Л. Смирнова и А. Уланов, Г. Карелина и Г. Проскурин, а позднее М. Черкасова и С. Шахрай, И. Воробьева вначале с А. Власовым, потом с И. Лисовским, М. Пестова и С. Леонович, наконец, Е. Валова и О. Васильев... Какой великолепный список чемпионов и призеров самых крупных международных турниров! Ни одна страна не может ныне похвастаться такими достижениями!

За последние годы только американская пара Т. Бабилония — Р. Гарднер и С. Бэсс — Т. Тирбах из ГДР сумели потеснить, да и то ненадолго, наших спортсменов на мировом и европейском пьедестале.

Если говорить о советской школе парного катания в целом, то ее отличает разнообразие стилей, обращение к нестандартным решениям, постоянное стремление создать запоминающийся сценический образ.

Как это обычно бывает в истории любого вида спорта, появление чемпионов вызывает общий рост спортивных достижений. И в советском фигурном катании вслед за лучшими спортивными парами стали быстро прогрессировать представители и других видов. В первую очередь — танцоры. Они позже всех вышли на международную арену и резко отставали в мастерстве. Но им понадобилось всего три-четыре года, чтобы пройти путь до пьедестала. Первым это удалось сделать ученикам экс-чемпионки СССР в одиночном катании балетмейстера Е. Чайковской — Л. Пахомовой и А. Горшкову (Рис.9). В 1969 г. они стали призерами чемпионатов Европы и мира, а в 1970-м — чемпионами.

Л. Пахомовой и А. Горшкову вместе с их тренером пришлось вести тяжелейшую борьбу за укрепление позиций советской танцевальной школы. И в 1976 г. они пришли к самой замечательной победе, завоевав — первыми в истории — звание олимпийских чемпионов в спортивных танцах на льду.

Победную эстафету подхватили И. Моисеева и А. Миненков — ученики Т. Тарасовой, а затем в лидеры вышли Н. Линичук и Г. Карпоносов, ученики Е. Чайковской. Обе пары по два раза завоевывали звания чемпионов мира и Европы. Н. Линичук и Г. Карпоносов в Лейк-Плэсиде стали и олимпийскими чемпионами.

В последние годы пальма первенства перешла к родоначальникам спортивных танцев на льду англичанам Д. Торвилл и К.Дину. Но в 1983 г., когда англичане из-за травмы не выступали на чемпионате Европы, на верхнюю ступеньку пьедестала почета взошли Н. Бестемьянова и А. Букин, воспитанники Т. Тарасовой. А серебряными призерами стали О. Воложинская и А. Свинин, которых тренирует Е. Чайковская.

Наши лучшие танцевальные дуэты неизменно характеризует блестящее использование хореографии, умение сочетать достижения в области пластики с техникой владения коньками, нестандартный подход к решению постановочных задач, точный учет индивидуальности исполнителей.

Самая сложная борьба всегда идет в соревнованиях мужчин. Сегодня они овладели сложнейшими техническими приемами, а процесс усложнения программ продолжается. Когда в начале столетия Сальхов, Лутц, Риттбергер, Аксель Паульсен изобрели свои прыжки и фигуристы в благодарность за это оставили навсегда их имена в названиях элементов, никто не предполагал, что когда-нибудь все прыжки будут исполняться в три оборота. Действительно, сегодня для победы требуются уже трехоборотные аксели, сальховы, лутцы, риттбергеры, тулупы, флипы, и желательно в полном ассортименте. Да еще в комбинациях с другими прыжками. Нужны прыжки в четыре оборота.

Но это еще не все. Фигурист должен выглядеть на льду гармоничным, музыкальным, пластичным — словом, обладать всеми качествами, присущими артистичным спортсменам.

Советским одиночникам долго пришлось догонять своих зарубежных соперников. В 50—60-е гг. в США, Канаде, Франции, Австрии, ФРГ, ЧССР выросла блестящая плеяда мастеров одиночного катания. Р. Баттон, А. Дженкинс, Д. Дженкинс, Т. Вуд (США), Д. Джексон (Канада), К. Дивин (Чехословакия), А. Кальма и A. Жилетти (Франция), М. Шнельдорфер (ФРГ), Э. Данцер, B. Шварц (Австрия) и многие другие покоряли сердца зрителей и специалистов. К ним присоединились фигуристы новых поколений: О. Непела (Чехословакия), Я. Хоффман (ГДР), Д. Карри, Р. Ка-зинс (Великобритания), Ч. Тикнер, С. Хамильтон (США), Н. Шрамм (ФРГ). Почетное место среди них заняли и советские мастера. А первопроходцем был С. Четверухин, воспитанник Т. Толмачевой, а затем С. Жука. Именно ему удалось первым среди наших одиночников стать серебряным призером чемпионатов мира, Европы и Олимпийских игр (Саппоро). Четверухин имел в своем арсенале много элементов высшей сложности, но при этом оставался музыкальным, пластичным, умел бороться до конца.

Следующее поколение советских одиночников сумело завоевать высшие награды. На чемпионате Европы-75 это впервые удалось сделать В. Ковалеву, которого готовили Т. Толмачева и Е. Чайковская. А через месяц на чемпионате мира вперед вышел воспитанник В. Кудрявцева С. Волков. В 1977 и 1979 гг. В. Ковалев под руководством Е. Чайковской стал чемпионом мира. Но после этого советским одиночникам лишь однажды удалось завоевать золотую награду на чемпионате Европы — в 1981 г. Сделал это И. Бобрин, к работе с которым приступил известный в прошлом фигурист Ю. Овчинников.

Советская школа мужского одиночного катания продолжает лучшие традиции, рожденные еще в дореволюционные годы и требующие высокого и гармоничного исполнительского мастерства. Но надо учитывать, что лучших одиночников ряда стран всегда отличает особый склад характера, умение вести борьбу сразу с несколькими очень сильными соперниками.Не случайно много лет подряд чемпионы-мужчины долго на пьедестале не удерживались, а исключения только подтверждали правило.

Дольше всего наград пришлось нам ждать в женском одиночном разряде. Лишь с выходом на международную арену ученицы С. Жука Е. Водорезовой дело сдвинулось с мертвой точки. В течение 1976—1983 гг. Водорезова несколько раз поднималась на европейский пьедестал, несмотря на то, что болезнь заставила ее пропустить несколько турниров. А в 1983 г. Е. Водорезова впервые завоевала бронзовую награду чемпионата мира.

В женском катании прогресс наблюдается не так отчетливо, как в других видах. И хотя чемпионы и призеры последних лет — А. Пётч, К. Эррат, К. Витт (ГДР), Д. Хемелл, Л. Фратиэн, Э. Заяк (США), Д. Билльман (Швейцария), Д. Лурц (ФРГ) и другие фигуристки — обладали довольно внушительным арсеналом разнообразных сложных прыжков и других элементов, борьба всякий раз не отличалась особой остротой и интересом и обычно сопровождалась ошибками, снижавшими впечатление от выступлений спортсменок.