Смекни!
smekni.com

Этнокультурная самобытность марийцев населения Тоншаевского района (стр. 2 из 2)

Традиционные инструменты народной музыки – волынка, барабан, гусли, деревянные трубы, свирель и др. Усовершенствованные народны гусли применяются местными художественными коллективами, игре на них обучаю в нескольких музыкальных школах.

Основная тардиционная пища – суп с клецками (лашка), вареники с начинкой из мяса или творога (подкогыма), вареная колбаса из сала или крови с крупой (сокта), валеная колбаса из конины, слоеные блины, творожные сырники (туара), отварные лепешки (подкинде), печеные лепешки (салмагинде). Пили пиво (пура), пахту (эра), крепкий медовый напиток (пуро).Для национальной кухни характерны также специфические блюда из мяса белки, ястреба, филина, ежа, ужа, гадюки из сушеной рыбы, конопляного семени При изготовлении первых блюд используют говядину, свинину, баранину, рыбу, овощи, изделия из муки (лапшу, лашку), весной употребляют раннюю зелень (щавель, сарде), очень распространен квас – для изготовления первого блюда и как напиток. трехслойные блины (команмелна).

2.3.Характеристика основных культовых обрядов и объектов тоншаевских марийцев.

Свадебные традиции марийцев

Как и у других финно-угорских народов, у марийцев молодежь общалась до брака, собираясь на игрища и посиделки. Тем не менее, решающее слово в выборе жениха или невесты оставалось за родителями. Во время сватовства, в случае согласия родителей, договаривались о сумме денег, которую жених должен был дать в качестве выкупа (олын), о приданом ( часть которого составлял скот) и о порядке проведения свадьбы.Свадебное торжество складывалось из досвадебного сговора (пунчал),; свадебного пира в доме невесты,; угощения в доме жениха. В целом растянутая во времени свадьба (cyan) представляла яркое, обставленное множеством обрядов и обычаев действо, сопровождавшееся музыкой, песнями, плясками.

Традиции общественного устройства марийцев

Первые поселения на новых землях основывались, как правило, группами родственных семей. Марийская община XIX - начала XX в. характеризовалась как соседская, но в быту большую роль продолжали играть родственные отношения. Были стойкими обычаи трудовой взаимопомощи (у ма, вума), когда родственники помогали друг другу во время сенокоса, жатвы, обмолота хлебов, при постройке дома.

Праздники и коллективные обряды

Большие праздники у марийцев связаны с земледельческим циклом работ. Содержание их во многом определялось религией. Самым массовым, наиболее значимым был весенний праздник агавайрем, или агапайрем. Первоначально он проводился перед пахотой. Перед сенокосом проходило двухнедельное моление в роще с жертвоприношениями овцы, коровы, коня и птицы.

Погребение.

В погребальном обряде захоронения мари осуществлялись в полном одеянии, с украшениями, орудиями труда, предметами быта, оружием и посудой. По найденным вещам удалось восстановить костюм умерших.На голову надевали кожаную повязку, украшенную бляшками и медной цепочкой из мелких колечек. На шее носили украшения из серебряной витой проволоки, так называемые гривны. Грудь украшали оригинальными бронзовыми подвесками.

Кугече –великий день для марийского народа.

Марийский праздник Кугече (Великий день) был главным праздником весеннего календарного цикла, он отмечался через семь недель после праздника Ӱарня (Масленицы), то есть строго подчинялся лунному календарю. Отмечался он, как праздник весны, как момент наделения земли плодородной силой, хозяйства - благосостоянием, семьи - здоровьем. Кугече входит в комплекс праздников кон пайрем (праздник щелока или праздник умерших), поэтому значительное место в нем отводится поминовению умерших родственников с ритуальным угощением.Во время праздника Кугече проводились семейно-родовые моления за благосостояние хозяйства, благополучия семьи.

2.4.Марийские священные рощи.

Марийские священные рощи — уникальные историко-культурные и ландшафтные памятники народа мари. Располагаются недалеко от деревни на возвышенных местах посреди полей в виде зелёного островка. Нередко эти рощи достигают 0,3-0,5 га, а иногда могут занимать площадь до одного гектара Марийские рощи обычно огорожены и имеют три входа: с восточной стороны — для ввода жертвенных животных, с южной стороны — для подноски ключевой воды и с запада — для входа всех участников моления. В центре рощи располагаются почитаемые деревья, возле которых устанавливаются своеобразные алтари (шаге), Священные рощи в сознании верующих марийцев выступают посредниками людей в общении с божествами и Богом «Ош Поро Кугу Юмо» (добрый великий светлый Бог), символизируют устремленность народа к миру вышнему. Эти почитаемые рощи, по мнению марийцев, выполняют важную роль связующего звена между земными и небесными мирами. В зависимости от числа участников моления выделяются семейные, родовые, патронимические, общедеревенские, родственной группы деревень, мирские и всемарийские

Кереметища — места погребения наиболее замечательных земляков, согласно воззрениям мари их души сливаются с душами деревьев, и само место кереметища изначально обладает биоэнергетической ценностью: на кереметищах люди замаливают свои грехи, начало которым было положено коварным убийством Керемета (Киремета, Киреметя) – старшего сына верховного бога Тангара.

С приходом русских присоединённые народы подверглись действию христианизации, однако прошёл этот процесс весьма оригинально: марийцы не просто официально приняли христианство и продолжали параллельно молиться языческим богам, но даже включили в свой пантеон новых – пришедших из православия – богов. Так, например, наряду с верховным богом марийцев Кугу-Юмо (Добрый, великий Бог), Кэц-Юмо (Бог Солнца), Вюд-Ава (Богиня воды), Ур-Юмо (Бог леса, Бог Зверей), Мардеж-Юмо (Бог ветра), Тылзэ-Юмо (Бог Луны), Ошкэц-Юмо (Бог Светлого Дня), Юр-Юмо (Бог Дождя), появились Николай-Юмо - Николай Чудотворец, Христос-Юмо, Благодаря смешению православия и язычества, на многих кереметищах установлены иконы. Часто икона закреплена на коре священного марийского дерева или же стоит в специальном «амбарчике» - деревянном, с островерхой крышей домике на столбе. Возможно, причиной появления православных иконок на кереметищах являлись гонения на языческую веру. Ещё в царской России марийцы во время совершения обрядов жертвоприношения приносили на кереметище иконку – на случай, если урядник заглянет, чтобы не вызывать подозрений.
Прежде чем отправиться на святое место, марийцы моются в бане, а на праздник идут в самых лучших белых расшитых одеяниях. Многие марийцы верят и в древних языческих богов, и в Иисуса Христа, а многие, видимо, их отождествляют. Таким образом в марийской культуре слились воедино язычество и православие.

Заключение

Тоншаевский район является северным уголком Нижегородской области. Из за удаленности от центра экономика района слаборазвита.Большие территории заняты лесами,где расположены государственный природный заказник и памятники природы. Культура района имеет богатую историю, так как соседство с другими территориями не пошло бесследно. Этнокультурные особенности тоншаевских марийцев формировались веками и прошли путь от ярого язычества, до почти полной ассимиляции с местным населением.

Культура и традиции марийцев Тоншаевского района ёще не до конца исследованный освещенный вопрос, которым нужно заниматься. В своей работе я раскрыла основные обряды, обычаи и общественные устои марийцев, которые нужны для поддержания их самобытности и уникальности, как малого народа. Такие праздничные обряды как на Кугече или Сорта чуктыш кече мы не увидим больше нигде, а эти веселые свадьбы, которые напоминают театральную постановку? Культура марийцев пропитана сказаниями и легендами, которые складывались веками. Этот народ полон тайн и загадок- моления в священных рощах, захоронения, заговоры и не спешит их открыть полностью. Здесь тесно переплелись язычество и христианство, крещение детей и поклонение идолам. Главная проблема марийцев в том, что только пожилые представители этого народа придерживаются своих традиций, а молодежь даже не знает о них.

Верования и уклад жизни современных марийцев сейчас все более приближен к русской и европейской культуре, поэтому изучение марийской истории и современности создает условия для изучения и решения этой проблемы. Развитие современной марийской культуры на основе традиционных укладов может положительно сказаться на этом народе, развитие культурно-познавательного туризма и знакомства с этнокультурными особенностями марийцев послужит духовной и материальной основой сохранения этого народа как части российского общества.