Смекни!
smekni.com

История музейного дела как сферы социо-культурного сервиса (стр. 1 из 6)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

Кафедра «Социально-культурный сервис и туризм»

Контрольная работа

Дисциплина: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС

Тема: «ИСТОРИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА КАК СФЕРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА»

Калининград 2010

Оглавление

Введение. 3

Музей как социокультурный институт. 4

Музейное дело. 6

История музейного дела в России. 7

Значение музейного дела для специальности «социально-культурный сервис и туризм»16

Заключение. 19

Литература. 21

Введение

Импульс к развитию музейного дела появляется с первым опытом в коллекционировании — когда предметы — подлинники, взятые из природы и естественной жизни, сохраняются не для утилитарных хозяйственных целей или как материальные ценности, а как документальные, мемориальные свидетельства или как ценности эстетические. Таковы были первые музеи — хранилища Кносского дворца в Микенах на Крите (16 в. до н. э.), коллекции Дворца ванов и Архив иньских оракулов (Китай, 13-12 вв. до н. э.), библиотека Ниневийского дворца (7 в. до н. э.) и др. В популярных дворцовых собраниях 16-18 вв. — кунсткамерах, мюнц-кабинетах, натуралиен-кабинетах — сосредоточивались естественнонаучные, этнографические и историко-художественные редкости.

Первыми зданиями, предназначавшимися специально для размещения коллекций, были главным образом дворцовые галереи 17-18 вв. — например, Малый Эрмитаж в Петербурге, 1764-1767, архитектор Валлен-Деламот. Особый тип музейного здания сложился в 19 в. Как и во дворцах, приспособлявшихся под музейные функции, например, в Лувре, в этих зданиях залы располагались либо анфиладой, либо вокруг одного-двух внутренних дворов — Старый музей в Берлине, 1824-1828, архитектор Шинкель. Со второй половины 19 в. музеи строили как комплекс экспозиционных залов, запасников, библиотек, аудиторий. Фасадам придавался парадный облик в классицистическом или национальном стиле, интерьеры отделывались в духе экспонируемых предметов.

Во всем мире организацией музеев занимаются профессионалы-музееведы, опираясь на разработки и рекомендации специальной научной дисциплины — музееологии или музееведения. Теория и методика музейного дела исследует происхождение музеев, их общественные функции, вопросы комплектования, научного документирования и т.д. Специалистов интересует как подбор и правильное хранение коллекции, так и то, как с максимальным эффектом раскрыть в предлагаемой экспозиции, заложенные в музейной коллекции познавательные возможности и духовные ценности. Воздействие музеев на посетителей, эстетически, психологически и исторически грамотное создание экспозиций и выставок, научное просвещение, популяризация знаний из разного рода областей общественной и политической жизни — только небольшая часть вопросов, которыми занимается музееведение.

Культурная деятельность подразумевает не только развитие различных сфер культуры и искусства в настоящем, но и сохранение культурного наследия прошлого. Поэтому органической частью образования в области культуры является подготовка специалистов музейного дела и охраны памятников. Эта интереснейшая сфера очень многогранна и может включать в себя как непосредственную работу с музейными коллекциями, так и научно-исследовательскую, организаторскую, экскурсионную деятельность. Музейное дело имеет множество точек пересечения с социально-культурным сервисом и туризмом.

Актуальность исследования. В широкой системе факторов, предопределяющих сохранение и воспроизводство ценностей отечественной и мировой культуры, формирование исторической памяти и обеспечение преемственности культурно-исторического развития, особое место принадлежит музеям. Из века в век они играют все большую роль в социально - культурной сфере, духовной жизни общества, в просвещении, образовании и нравственно-эстетическом воспитании людей, в информационных и коммуникативных процессах, в утверждении национального самосознания. Рассмотрение исторического опыта музейного дела необходимо для научной и практической разработки актуальных вопросов музееведения. Критическое освещение прошлого истории музейного дела помогает лучше осмыслить настоящее, используя все накопленное ранее, учитывая как достижения, так и неудачи, а также их причины.

История музейного дела, наконец, есть одна из составных частей музееведения, наряду с ее теорией и прикладным музееведением. Без изучения истории музейного дела трудно представить себе дальнейшее успешное развитие этой отрасли культурологии.

Цель работы – рассмотреть современный музей как относительно устойчивый элемент социокультурной жизни общества, историю музейного дела как сферу социально-культурного сервиса и основные этапы его развития.

В соответствии с поставленной целью в данной работе решаются следующие задачи:

- раскрыть основные понятия по теории музейного дела и музееведения;

- ознакомиться с историей музейного дела, выделить его функциональные особенности как сферы социально-культурного сервиса;

- кратко рассмотреть музей как социокультурный институт;

- проанализировать значение музейного дела в специальности «социально-культурный сервис и туризм».

Музей как социокультурный институт

Сегодня многие рассматривают музей как центр информации, культурный центр, центр научной и художественной жизни, как место встречи различных возрастных, социальных, профессиональных или этнических групп, для каждой из которых посещение музея имеет свой специфический смысл, не всегда сводящийся к воспитательному. Музей перестал замыкаться в своих стенах и пытается распространить своё влияние за пределы отведённой ему территории, доказывая свою значимость. Заметен начавшийся процесс изменения социальной роли музея, перестройки форм и методов работы, направленной на повышение эффективности взаимодействия музея с обществом.

Современная музееведческая мысль разработала ряд определений музея, большинство из которых трактуют его как социальный институт (в смысле учреждения) с присущими социальными функциями.

Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» гласит: «Музей — некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций… Музеи в Российской Федерации создаются в форме учреждений для осуществления культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера». Музей — это один из объектов культуры, отражающий культурные реалии определенной исторической эпохи, и одновременно средство формирования культуры.

Музеи, являющиеся хранителями культурного наследия, напрямую взаимодействуют с обществом. Будучи социокультурными институтами общества, музеи "соединяют" воедино через социокультурные процессы поколения людей, их духовность, достоинства, патриотизм.

Музей одновременно научно-исследовательское и культурно-просветительное учреждение, социокультурный институт[1].

Музей, как социокультурный институт, возникает в обществе, находящемся на высоком уровне социального и культурного развития. Интенсивное развитие музея происходит при условии разносторонней поддержки государства или лиц, обладающих властью. Возникновение и развитие музея обусловлено наличием социальной потребности. Появлению музеев предшествует большая коллекционная и собирательная деятельность отдельных лиц, обществ и социальных групп.

Музей служит средством межкультурной коммуникации. Посещение музея, музейное общение совпадает с целью его создания и развития: это непосредственное общение с памятниками истории и культуры и общение между людьми по поводу их восприятия, понимания и интерпретации прошлых исторических эпох через музейный предмет. Исследования особенностей коммуникации музея с аудиторией, разработанные в рамках различных подходов музееведческой теории (институциональный или структурно-функциональный подход), могут быть прекрасно дополнены двумя новыми плоскостями рассмотрения, появившимися в последние двадцать лет в структурно-функциональных исследованиях музеев. Речь идет об исследовании рекреационных аспектов функционирования музеев и о социокультурном регулировании. Оба направления связаны с теоретическим осознанием новых функций, появившихся в деятельности современных музеев, значительная часть которых становится многофункциональными культурно - досуговыми центрами.

Музей, во многом отойдя от модели целенаправленного формирования знаний, ценностных предпочтений и даже личности посетителей, начинает все больше удовлетворять разнообразные потребности музейной аудитории и в результате становится полифункциональным культурным центром.

Музеи по типам и профилям делятся по принадлежности к определенной отрасли производства, науки, искусства на: исторические, естественнонаучные, искусствоведческие, литературные, технические, а также — на исследовательско-научно-просветительские (публичные), исследовательские (при НИИ) и учебные. К музеям исторического профиля относятся общеисторические, историко-революционные, военно-исторические, археологические, этнографические. К искусствоведческим — музеи изобразительного и прикладного искусства — художественные музеи и галереи, а также театральные и музыкальные. К техническим — политехнические, технические, отраслевые, транспорта и т.д. К музеям естественнонаучного профиля — зоологические, ботанические, геологические и т.п. Особую группу составляют мемориальные музеи. Широко распространены краеведческие комплексные музеи, сочетающие историческую и естественнонаучную специализации для конкретной местности.