Смекни!
smekni.com

Индивидуальный текст экскурсии Симферополь мой город (стр. 2 из 7)

Современная жизнь города

Сейчас Симферополь остается административным, экономическим, научным и культурным центром АРК. Также его часто называют воротами Крыма, т.к все туристы, приезжающие в Крым, обязательно поедут через него. Город разделён на 3 района :Киевский, Железнодорожный и Центральный. Население около 40 тыс. человек.

Перед вами кинотеатр «Симферополь». Его строительство началось ещё до войны, а закончено было лишь в 50-е годы, сейчас это действующий 2-х зальный кинотеатр.

Имея богатую историю, Симферополь полон различными памятниками и сейчас мы проследуем к одному из них.

Остановка – у памятника братьям Айвазовским

«Армяне в Крыму»

История развития армян на территории Крыма

Перед Вами памятник братьям Ованесу и Габриэлю Айвазовским

Многовековая история пребывания армян в Крыму изобилует как светлыми, так и трагическими страницами. Со дня основания первой крымской колонии армянская община несколько раз подвергалась почти полному уничтожению или депортациям, но каждый раз, спустя некоторое время, возрождалась. «Побеждает тот, кто не устает строить», — эту истину армяне выстрадали всей своей нелегкой историей, вновь и вновь доказывая ее на крымской земле.

Во дворе средневековой армянской церкви Сурб Саргис (Св.Сергия), расположенной в центре Феодосии, находится могила, на которой всегда можно увидеть свежие цветы. На боковых гранях мраморного надгробия на армянском и русском языках высечено: «Иван Константинович Айвазовский (1817-1900 гг.)». Над русской эпитафией размещено изречение на армянском языке. В нем — выражение безмерной любви армян к великому соотечественнику, которое можно перевести так: «Рожденный смертным, оставил память бессмертную».

Вековая мудрость армянского народа, основа его национальной идеологии заключена во фразе: «Человек не в силе унести что-либо из мира сего. Он может только оставить на земле плоды своего умственного и физического труда». Так и живет древний народ, сверстник доблестных ассирийцев и египтян, радуясь редким и кратким промежуткам мира и спокойствия, когда можно заняться строительством, образованием, наукой, созидательным трудом.

Благодатная земля Тавриды была одним из первых очагов армянской колонизации. На протяжении многих веков вместе с русскими, украинцами, татарами, греками, караимами и другими народами незаменимый вклад в развитие материальной и духовной культуры полуострова вносили и крымские армяне, пережившие на этой земле и бесконечные нашествия, и кровавую резню 1475 года, и две депортации (1778 и 1944 гг.).

Первые связи армян с Таврикой относятся ко времени Тиграна Великого (I век до н.э.), состоявшего в родственных и союзнических отношениях с Митридатом VI Евпатором. Есть достоверные сведения о проживании армян на полуострове, относящиеся к периоду, когда Армения попала под власть Арабского халифата (VII век) и когда притеснения и непомерный гнет послужили причиной эмиграции армян из собственной страны.

Следующий наплыв переселенцев приходится на XI век: он был вызван нашествиями на Армению сельджуков и падением Анийского царства.

Особенно многолюдными армянские поселения Крыма становятся в XIII-XIV веках — время монгольских нашествий.

С начала XIV века армянские поселенцы разворачивают в Крыму активную деятельность: возводят постройки, развивают ремесла и сельское хозяйство, включаются в оживленные торговые отношения, открывают школы, основывают скриптории.

Армянские купцы играли значительную роль в черноморской торговле, о чем свидетельствуют нотариальные акты генуэзцев. Они принимали активное участие в торговой деятельности самих итальянцев на крымском побережье. Именно крымские армяне осуществляли распространение привозимых товаров на север и восток. Важную роль сыграли они и в развитии ремесленного производства в Крыму, составляя значительный процент торгового и ремесленного населения Кафы (Феодосия), Сурхата (Старый Крым), Судака, Карасубазара (Белогорск). Видный ученый, академик Вардгес Микаелян, известный своими трудами по истории крымских армян, основываясь на сопоставительных данных, утверждает, что к началу XV века две трети населения Кафы составляли армяне (это около 45 тысяч человек). В некоторых генуэзских источниках первой половины XV века юго-восточное побережье Крыма именуется «Приморской Арменией».

Серьезным испытанием для армянской колонии Крыма стал захват полуострова объединенными татаро-турецкими силами в конце XV века. Генуэзская колония прекратила тогда свое существование. Из-за кровопролитий 1475 года и последующих гонений на христиан существенно сократилась численность армянских поселений Крыма. Обстановка изменилась лишь в начале XVII века, когда вновь сложились условия для мирной культурной жизни. Тогда оживились ремесленное производство и торговля, начали восстанавливаться древние храмы и монастыри, были обновлены старинные рукописи, открылись учебные заведения, среди которых особенно славилась духовная семинария монастыря Сурб Хач. Это был второй период в истории армянской колонии Крыма, продлившийся до конца XVIII века.

В 1778 году с целью подрыва хозяйственной инфраструктуры Крымского ханства Россия выселяет с полуострова более 30 тысяч армян и греков (первых — на Дон, вторых — в Приазовье). По поручению императрицы операцию осуществил Александр Суворов. В Крыму осталось лишь несколько сот армян, которым по тем или иным причинам разрешено было не покидать полуостров.

После вхождения Крымского полуострова в состав Российской империи часть армян вернулась в родные места. Вскоре их численность в Крыму умножилась за счет переселенцев из Восточной и Западной Армении. Для возрождения колонии правительство создало армянам привилегированные условия: им были возвращены храмы, земли, городские кварталы; в Старом Крыму и Карасубазаре созданы городские национальные самоуправляемые общины. 28 октября 1808 года в Старом Крыму открылась армянская ратуша (суд), просуществовавшая до 70-х годов XIX века. Крымские армяне входили в состав Нахиджевано-Бессарабской епархии, включавшей и армян, проживавших в России. Предводителем этой епархии в конце XVIII — начале XIX веков был Овсеп Аргутян-Долгорукий, отпрыск древнего армянского рода. Именно благодаря его усилиям колония возродилась к полнокровной жизни и смогла воссоздать утраченное.

Габриель Айвазовский и его роль в становлении армянской культуры

В 1858 году по приглашению российского правительства из Парижа в родную Феодосию вернулся Габриел Айвазовский, известный религиозный деятель в армянский кругах, который был назначен предводителем Нахиджевано-Бессарабской епархии. Человек образованный, историк, он превосходно знал 20 языков. Под его руководством были восстановлены многие армянские храмы и монастыри. Епархиальный престол размещался в церкви Рештакапетац (Архангелов) в Феодосии. Айвазовский добился открытия национального училища и перевода из Парижа в Феодосию издания журнала «Голубь Масиса», основателем и главным редактором которого он являлся. В Феодосии журнал выходил на армянском языке дважды в месяц. Существовало и приложение к нему на русском и французском языках под названием «Радуга».

В октябре 1858 года осуществилась мечта Габриела Айвазовского, ради которой, собственно, он и вернулся в Крым: в Феодосии открылось училище, названное Халибовским — в честь попечителя заведения Арутюна Халибова.

В Халибовское училище принимались юноши армянской национальности из разных городов и государств. Общий курс обучения составлял 6 лет, а изучали здесь языки, естественные науки, религию, искусство, историю, литературу. Настолько высок был авторитет Халибовского училища, что осенью 1861 года император Александр II с семьей посетил его и лично поблагодарил Айвазовского и Халибова за «благое дело». При училище действовала типография, в которой печаталась учебная и художественная литература, журналы «Голубь Масиса» и «Радуга». Училище пользовалось поддержкой всех знатных армян. Несколько своих полотен подарил ему Ованес (Иван) Айвазовский, без которого невозможно представить историю и культуру Крыма XIX века.

Ованес Айвазян (Иван Айвазовский ,его творчество и роль в становлении армянской культурыв Крыму

Ованес Айвазян известен нам под именем Ивана Константиновича Айвазовского, выдающегося художника - мориниста. Родился он в 1817 году в Феодосии. А учился в симферопольской гимназии. На протяжении своей жизни он много путешествовал, однако оставался истинным патриотом и старался облегчить участь своего народа, который в то время страдал под турецким гнётом, а также очень многое сделал для процветания местной армянской колонии.

Остановка – возле памятника Суворову А.В.»

«Личность А.В. Суворова как великого человека»

Перед Вами памятник Александру Васильевичу Суворову.

Суворов А.В. - великий русский полководец, один из основоположников русского военного искусства, князь Италийский (1799), граф Рымникский (1789) и Священной Римской империи, генералиссимус российских сухопутных и морских сил, генерал-фельдмаршал австрийских и сардинских войск, Сардинского королевства гранд и принц королевской крови, кавалер всех российских и многих иностранных военных орденов. За всю жизнь не потерпел ни одного поражения.