Смекни!
smekni.com

Методика проведения экскурсии (стр. 6 из 9)

Прием отступления состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод уходит от темы: читает стихотворение, приводит примеры из своей жизни, рассказывает содержание кинофильма, художественного произведения. Этот прием напрямую не связан с содержанием экскурсии, поэтому некоторые методисты называют его «приемом освежающего отступления». Его задача снять усталость. Однако, применяя данный прием, не следует комкать экскурсию, сокращая материал по теме. Нельзя сводить дело к шуткам, анекдотам, разбрасыванию «юмористических штрихов» среди серьезного изложения материала, чтобы придать сложной информации непринужденный характер.

Имеет свои особенности методика проведения экскурсий в музеях. Номенклатура методических приемов здесь намного уже, чем в экскурсиях по городу. В то же время в музеях используются свои специфические приемы. В музейной практике имеет место и прием, выходящий за границы экскурсионного метода. Его можно назвать лекционно-иллюстративным. При этом превалирует речь ведущего, экспонаты же используются лишь в качестве иллюстраций.

Прием индукции применяется в рассказе, когда необходимо совершить переход от частных, единичных случаев и фактов к общей картине, общим выводам, и в показе, когда экскурсовод от характеристики одного памятника переходит к характеристике целого ансамбля или системы инженерных сооружений. Например, охарактеризовав одну из скульптур (юноша, сдерживающий коня), украшающих Аничков мост через реку Фонтанку в Санкт-Петербурге, экскурсовод переходит к характеристике украшений моста в целом. Рассматривается весь художественный ансамбль.

В рассказе используется также методический прием дедукции как способ рассуждения при переходе от общего к частному. В ряде случаев оба эти приема используются при показе одного объекта. Каждый из них применяется как взаимное дополнение.

Климактерический прием предполагает такое изложение экскурсионного материала, когда вначале сообщаются менее интересные и малозначительные факты и аргументы, затем – более значительные и, наконец, самые интересные. Такая последовательность, по мнению сторонников этого приема, способствует нарастанию интереса экскурсантов к рассказу.

Антиклимактерический прием состоит в том, что изложение материала в рассказе начинается с наиболее интересных фактов и примеров, в показе – с более значительных по своему содержанию и архитектуре объектов. Интерес к теме, разбуженный у экскурсантов в начале мероприятия, позволяет в дальнейшем успешно ознакомить их с менее интересным материалом.

В экскурсиях климактерический и антиклимактерический приемы следует рассматривать как формы изложения материала, как структурные особенности построения рассказа. К показу предлагаемые приемы не имеют отношения, так как последовательность демонстрации объектов определяется не степенью их значимости, а тем местом на маршруте, которое каждому из них выделяется с целью полного и логического освещения темы.

В методических пособиях по экскурсионному делу называются и другие приемы: использование цифр и фактов, логического доказательства, взаимодействия интересов, ретроспективы; использование пословиц и поговорок, художественной литературы. Все они не могут быть названы методическими приемами ведения экскурсии из-за отсутствия необходимых для этого признаков.

3. Особые методические приемы.

3.1 Особые методические приемы.

Рассмотренные выше методические приемы показа и рассказа являются при проведении экскурсий основными, но не единственными. Чем опытнее экскурсовод, тем большее количество методических приемов он использует в экскурсиях для достижения постав ленной цели. Один из таких эффективных приемов представляет собой встреча с участниками событий – писателями артистами, учеными, передовиками труда и др., с целью более глубокого изучения экскурсантами содержания экскурсии. Подобные встречи украшают экскурсию, вызывая к ней больший интерес. Но каждая такая встреча должна быть логически обоснована, хорошо подготовлена; следует точно определить круг затрагиваемых на встрече вопросов. Она обязательно должна быть увязана с темой и целью экскурсии, быть ее составной частью. Выступление приглашенного участника встречи не должно быть слишком длинным, и оно ни в коем случае не должно повторять то, что было рассказано экскурсоводом.

Основным методическим приемом, используемым во время встречи, является беседа, которая следует за небольшим вступительным словом приглашенного.

Беседа – сложный методический прием, и если она не будет управляться экскурсоводом, то может не только не достичь желаемого эффекта, а, напротив, отрицательно повлиять на дальнейший ход экскурсии.

Прослушивание звукозаписей – это еще один методический прием, который нередко используют экскурсоводы в своей практике. Так, на литературных и искусствоведческих экскурсиях при посещении мест, где жили известные писатели, композиторы, в канву экскурсии могут включаться отрывки из их произведений, при рассказе о знаменитых певцах, актерах прослушиваются звукозаписи арий из опер или отрывков из литературных произведений в их исполнении. Но такое прослушивание записей не должно быть длительным. Надо всегда помнить, что это всего лишь момент украшения, хотя и важный, придающий эмоциональную окраску экскурсии, но ни в коем случае не нарушающий логически выстроенного ее хода.

Элементы ритуала используются в экскурсиях на военно-историческую тематику при посещении мест захоронений участников борьбы за свободу и независимость нашей Родины: братских могил, мемориальных кладбищ, памятных мест, где зажжен Вечный огонь Славы. Экскурсанты чтят память погибших минутой молчания, возлагают цветы, наблюдают смену почетного караула, прослушивают траурные мелодии, участвуют в массовых шествиях в честь погибших героев.

Чтобы ритуал достиг своего воспитательного значения, экскурсовод обязан заранее подготовить к нему группу; его убежденность в необходимости совершить ритуал памяти должна передаться экскурсантам. Только в этом случае его следует проводить.

Прием исследования часто применяется экскурсоводами при работе с детскими группами независимо от их возраста. Он заключается в выполнении экскурсантами простых исследовательских заданий, результаты которых подтверждают сказанное экскурсоводом. Например, в ботанической экскурсии можно дать задание посчитать число междоузлий на сосне, чтобы приблизительно определить ее возраст; методом определения высоты предмета по тени можно узнать высоту деревьев; на геологической экскурсии определить твердость минералов с помощью стеклышек, заранее взятых с собой; на гидрологической экскурсии быстро и легко узнать скорость течения реки с помощью поплавков – обломков веток и т.п.

Методический прием исследования способствует активизации познавательной деятельности экскурсантов, помогает лучшему восприятию содержания экскурсии.

Прием заданий представляет собой разновидность методического приема исследования. Его сущность состоит в обращении экскурсовода к группе с предложением прочитать, например, вместе с ним текст на мемориальной доске или памятнике, сравнить форму иголок у ели и пихты, определить размеры или цвет экскурсионного объекта и др.

Методический прием задания активизирует внимание экскурсантов, способствует более глубокому восприятию ими содержания экскурсии, так как происходит вовлечение их в творческий экскурсионный процесс. Как и прием исследования, методический прием задания чаще всего используется при работе с детскими группами, многие участники которых с большой охотой выполняют корректно высказанные просьбы экскурсовода.

Вопросно-ответный методический прием представляет собой специальный ораторский прием привлечения внимания аудитории. Публичные выступления, к которым, без сомнения, относится речь экскурсовода, имеют свои специфические особенности. Их необходимо учитывать, продумывая композицию индивидуального текста экскурсии. Каждая ораторская речь должна вызывать интерес у слушателей, стремление познать тему выступления. Только интересные содержательные экскурсии слушаются со вниманием.

Но как бы интересно ни было ораторское выступление, внимание со временем притупляется, и человек перестает слушать. Это хорошо знает каждый экскурсовод. Борьба с ослаблением внимания – важная задача, о которой он должен помнить постоянно. Поэтому экскурсоводу необходимо знать ораторские приемы поддержания внимания у слушателей и заранее планировать их при работе над композицией своей речи. (С ними можно познакомиться в многочисленных учебниках по ораторскому искусству, насчитывающему не одно тысячелетие.) Одним из эффективных способов активизации внимания, часто используемых в экскурсионной практике, и является вопросно-ответный метод.

Применяя его, экскурсовод вслух раздумывает над поставленной проблемой, задает аудитории вопросы, на которые сам и отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Рекомендуемыми примерами вопросов могут быть следующие: Как вы считаете, к какому архитектурному стилю относится данное здание?» или «Как вы думаете, данное событие играло положительную или отрицательную роль в развитии «осматриваемого нами исторического периода?». Безусловно, поставив вопрос, экскурсовод не должен во всех случаях дожидаться ответа. Он отвечает на свой вопрос сам. Но вот вопрос нацеливает экскурсантов на более внимательное отношение к проблеме, формирует интерес, концентрирует внимание, заставляет вникать в суть темы.