Смекни!
smekni.com

История возникновения музеев. Особенности проведения тематических экскурсий (стр. 1 из 2)

Владивосток 2009

Содержание

1 История возникновения музеев …………………………………………………..3

2 Особенности проведения тематических экскурсий ……………………………..8

Использованная литература …………………………………………...……………12

История возникновения музеев

Музей (от греч. museion – храм муз) – учреждение, занимающееся комплектованием, хранением и изучением предметов, представляющих историческую, культурную и научную ценность – произведений искусства, письменных источников, рукописных и печатных материалов и предметов, отражающих профиль коллекции и экспозиции музеев.

Импульс к развитию музейного дела появляется с первым опытом в коллекционировании – когда предметы – подлинники, взятые из природы и естественной жизни, сохраняются не для утилитарных хозяйственных целей или как материальные ценности, а как документальные, мемориальные свидетельства или как ценности эстетические. Таковы были первые музеи – хранилища Кносского дворца в Микенах на Крите (16 в. до н.э.), коллекции Дворца ванов и Архив иньских оракулов (Китай, 13–12 вв. до н.э.), библиотека Ниневийского дворца (7 в. до н.э.) и др.

Выбор коллекционируемых предметов всегда отражал приоритеты культурных интересов эпохи. В античную эпоху, начиная с 3 в. до н.э., коллекции храмов и частных собраний содержали в основном произведения искусства – галерея Варреса, Суллы, коллекции Сервилия, Красса, Лукулла, Помпея, Цезаря и др. В византийских же соборах и монастырях в первую очередь внимание уделялось святым мощам, предметам, принадлежавшим христианским святым, церковной утвари, иконам, рукописям и т.п. Начиная с 13 в., подобного рода собрания стали сосредотачиваться и в средневековых соборах и монастырях Франции, Италии, Германии и других европейских стран.

Появление в Европе первых музеев, ставящих перед собою научные цели, относится к эпохе Возрождения. В них стали собирать образцы животного и растительного мира, минералы, геодезические и астрономические инструменты, предметы, представляющие этнографический интерес – что было связано с Великими географическими открытиями и развитием промышленности.

В популярных дворцовых собраниях 16–18 вв. – кунсткамерах, мюнц-кабинетах, натуралиен-кабинетах – сосредоточивались естественнонаучные, этнографические и историко-художественные редкости. К этому же времени относятся собрания памятников античного искусства во Флоренции (Л.Медичи, 15 в.), Риме (Ватиканские музеи, 16 в.), Дрездене (Августа Саксонского, 16 в.) и др. В 17–18 вв. формируются многочисленные частные коллекции – исторические, археологические, естественнонаучные, искусствоведческие, многие из которых в 18–19 вв. легли в основу государственных национальных музеев.

Первыми зданиями, предназначавшимися специально для размещения коллекций, были главным образом дворцовые галереи 17–18 вв. – например, Малый Эрмитаж в Петербурге, 1764–1767, архитектор Валлен-Деламот. Особый тип музейного здания сложился в 19 в. Как и во дворцах, приспособлявшихся под музейные функции, например, в Лувре, в этих зданиях залы располагались либо анфиладой, либо вокруг одного-двух внутренних дворов – Старый музей в Берлине, 1824–1828, архитектор Шинкель. Со второй половины 19 в. музеи строили как комплекс экспозиционных залов, запасников, библиотек, аудиторий. Фасадам придавался парадный облик в классицистическом или национальном стиле, интерьеры отделывались в духе экспонируемых предметов.

Во всем мире организацией музеев занимаются профессионалы-музееведы, опираясь на разработки и рекомендации специальной научной дисциплины – музеелогии или музееведения. Теория и методика музейного дела исследует происхождение музеев, их общественные функции, вопросы комплектования, научного документирования и т.д. Специалистов интересует как подбор и правильное хранение коллекции, так и то, как с максимальным эффектом раскрыть в предлагаемой экспозиции заложенные в музейной коллекции познавательные возможности и духовные ценности. Воздействие музеев на посетителей, эстетически, психологически и исторически грамотное создание экспозиций и выставок, научное просвещение, популяризация знаний из разного рода областей общественной и политической жизни – только небольшая часть вопросов, которыми занимается музееведение.

В музееведение входят теория музейного дела, музееведческая историография, источниковедение, научные методы музееведческого исследования. Музееведение связано с общественными и естественнонаучными дисциплинами – историей, археологией, этнографией, литературоведением, зоологией, геологией, искусствознанием и др. В своей работе музееведы используют опросы, социологические наблюдения; методы естественных наук – сравнительную типологизацию, научное документирование, а для консервации и реставрации отдельных древних экспонатов – химический анализ, рентгенографию и спектрографию.

Цель музееведческого исследования первоисточника, или музейного предмета, – не только отобрать предмет в соответствии с профилем музея, всесторонне описать и определить режим хранения или методы консервации и реставрации, но и выявить его коммуникативные и экспрессивные возможности. Затем, учитывая эмоциональный заряд, который он несет в себе, – подготовить к экспонированию и участию в научном и образовательно-воспитательном процессе.

По музейной проблематике выходит много специальной научной литературы и периодики, среди них – международный журнал«Museum», издаваемый Международным советом при ЮНЕСКО, а также журналы «The Museum Journal» (Великобритания), «Museums» (США), «Musees de France» (Франция), «Наше наследие», «Труды НИИ культурологии»(Россия) и т.д.

Музеи по типам и профилям делятся по принадлежности к определенной отрасли производства, науки, искусства на: исторические, естественнонаучные, искусствоведческие, литературные, технические, а также – на исследовательско-научно-просветительские (публичные), исследовательские (при НИИ) и учебные. К музеям исторического профиля относятся общеисторические, историко-революционные, военно-исторические, археологические, этнографические. К искусствоведческим – музеи изобразительного и прикладного искусства – художественные музеи и галереи, а также театральные и музыкальные. К техническим – политехнические, технические, отраслевые, транспорта и т.д. К музеям естественнонаучного профиля – зоологические, ботанические, геологические и т.п. Особую группу составляют мемориальные музеи. Широко распространены краеведческие комплексные музеи, сочетающие историческую и естественнонаучную специализации для конкретной местности.

Уровень и постановка музейного дела в стране свидетельствует об общем культурном уровне народа, о том, как относятся граждане страны к своему прошлому, какими достижениями своей культуры дорожат и гордятся. Специалистов-музееведов готовят на исторических факультетах, в научных центрах и на специальных кафедрах. Во многих странах при министерствах и департаментах культуры действуют комитеты и отделы, ведающие сохранностью памятников культуры и развитием музейного дела.

В России первые упоминания о хранилищах музейного типа относятся к 12–17 вв. В соборах и монастырях Владимира, Киева, Новгорода хранились исторические и художественные ценности в основном религиозного характера. В 15–17 вв. в Москве начали формироваться наиболее крупные национальные хранилища Оружейной палаты и Патриаршей ризницы. В 16–17 вв. появляются первые крупные частные коллекции, принадлежавшие Ивану IV, Борису Годунову, князьям Милославскому, Матвееву, Голицыну.

Первое упоминание об Оружейной палате относится к 1508, но уже в духовной грамоте Ивана Калиты от 1339 перечислялись ценности, положившие начало великокняжеской коллекции: украшения, посуда из драгоценных металлов, церковные сосуды, одежда, дорогое оружие. В дальнейшем сокровищница московских правителей в основном формировалась за счет роскошных иноземных даров и шедевров мастеров московского двора – ювелиров, оружейников и пр. В 1610–1612 кремлевская сокровищница была полностью разорена, но уже во второй половине 17 в. кремлевские мастерские переживают пору расцвета. В это время и были созданы произведения, ставшие украшением Оружейной палаты.

После революции 1917 музею было передано множество произведений из частных коллекций, монастырей, храмов и из Патриаршей ризницы Московского Кремля. Во время Великой Отечественной войны коллекции Оружейной палаты были вывезены на Урал, где хранились до февраля 1945, летом 1945 они предстали перед посетителями.

Первый русский публичный музей – Кунсткамера открылся в Петербурге в 1719. Для него в 1719–1734 был специально построен комплекс зданий – архитектор Маттерови. Основу коллекции нового музея составили коллекции Петра I – оружие разных времен и народов, различные редкости – картины, гравюры, предметы, найденные кладоискателями, а также станки, приборы, инструменты в духе 15 в. Хранились здесь и первые естественнонаучные коллекции, в том числе коллекция заспиртованных уродцев, из-за которой музей пользовался в народе дурной славой. Позднее Кунсткамера переходит в ведение Академии наук и становится крупным научным учреждением, не прекращая своей просветительской деятельности.

В 18–19 вв. в Петербурге начинают формироваться коллекции Эрмитажа, Артиллерийского и исторического музеев. Открываются первые музеи в Барнауле, Оренбурге, Иркутске, Астрахани; создаются историко-археологические музеи в Николаеве, Одессе, Петербурге, в Крыму.

В 19 в. краеведческие музеи и музеи кустарных промыслов и ремесел возникали повсеместно при статистических комитетах, земствах, научных обществах, университетах и т.д. К октябрю 1917 в России работало свыше 150 музеев. В Москве были открыты Российский исторический музей, Политехнический музей, на основе обширного собрания русской живописи купца Третьякова – Третьяковская галерея. В Петербурге открыли Сельскохозяйственный музей, активно шло формирование императорской и частных коллекций.