Смекни!
smekni.com

Праздник методологии: постмодернистские игры в новые смыслы (стр. 2 из 2)

9. Чертой постмодернизма является фрагментарность и принцип монтажа. Другими словами, художественный холст создается за счет смешивания разных по исходной логике и тематике фрагментов бытия. Нет идеи, которая подчиняется внешней логике, нити сообщения. Целое сохраняется за счет внутренней логики мотива, а фрагменты словно собираются вокруг неопределенного ядра.

Бытовым примером постмодернистской фрагментарности может служить современный гастроном. Магазин, в котором еще три года назад продавались исключительно только продукты, ныне целиком изменился. Здесь, кроме любых продуктов продаются десятки самых разнообразных товаров, включая мебель и телевизоры . Гастроном — это своеобразный апофеоз постмодернистской фрагментарности и полистилистики.

Для современного общества также присуща мозаичность его структуры. Об этом пишет А. Тоффлер и ряд специалистов по социальной структуры. В современной социологии достаточно распространенным является ситуативный подход к изучению социальной структуры и общества в целом. Соответственно такому подходу для каждой ситуации существует своя социальная структура. Каждая проблема задает свой набор групп интересов. Для современного общества массовым является мозаичность и фрагментарность его образа жизни и структуры социальных ролей. Для успешно действующих субъектов характерная хаотичность жизни. Современный человек полноту бытия ощущает в нестабильности. Это сказывается на отношениях между людьми, в особенности в семье.

Эстетичная и социологическая тождественность мозаичности обнаруживается в песне. Современный певец поет о жизни, которой он живет и которую видит в постмодернистском облачении. Постмодернистское содержание передается в постмодернистской форме. Речь идет о наиболее адекватной для современности песне — рок-песне.

10. Чертой постмодернизма И. Хасан называет «деканонизацию», т. е. борьбу с традиционными ценностными центрами(сакральное в культуре, человек, этнос, логос, авторский приоритет).

Литературный критик, анализируя современное художественное произведение, проявляет постмодернистские черты изображенного в нем общества. Анализируя постмодернистское художественное произведение критик неминуемо анализирует отображенное в этом произведении постмодернистское общество. В этом значении абсурдными выглядят утверждения некоторых социологов о том, что наше общество не может называться современным, поскольку оно еще не решило задачи модернизации, и тем более не готово решать задачи постмодернизма. В отечественной литературе и искусстве постмодернизм крепко утвердился, как одно из доминирующих направлений. Невозможно представить существование постмодернистского искусства в непостмодернистском обществе. Другое дело, что постмодернизм сам по себе не однородный, а имеет разные формы.

В постмодернистских произведениях искусства все происходит на поверхности. В них отсутствуют символические и психологические глубины.

Для социальной теории периода модернизации, в особенности в начале века, характерными были поиски подспудного содержания событий , активное богоискательство. Сборник «Вехи» — яркое свидетельство напряженного поиска глубинной сущности истории. Символизм в искусстве сопровождался попытками прояснения сущности реальности. Сейчас попытки найти сакральное содержание вызовут скептическую реакцию и являются безрезультатными. Повседневность есть центр бытия. Психологи отмечают отсутствие глубины в отношениях между людьми. Отношения преимущественно поверхностные, они не задевают личностных глубин души. Психологические комплексы заменяют истинную сложность личности суррогатом. Быть серьезным не модно. Ирония заменяет серьезную реакцию на жизненную ситуацию. Даже проблема смерти преподается иронически.

Таким образом, постмодернизм в искусстве и в «жизни» обладает общими чертами и разрывать эти сферы неправомерно.

Другое дело, что постмодернизм в культуре личности и реалии жизни государств с неорганичной модернизацией вступают в разногласие.

Трагическая сущность нашего времени в тотальном несоответствии объективных условий жизнедеятельности и ментальности значительной части общества.

Справедливо отмечают исследователи постмодернизма, что в этот период «неминуемы кризисные ситуации и потрясения в отдельных государствах, целых регионах и общемировом масштабе». Постмодернизм не исключает возможности самоуничтожения цивилизации.

Если модернизм есть улучшение, обновление и имеет прогрессистский смысл, то постмодернизм отрицает модернизм, а потому не имеет прогрессистской доминанты. Идея прогресса заменяется в постмодернизме идеей процесса. Здесь нет «улучшения», а есть «де-конструкция» — переход к иному. Постмодернизм меняет систему отношений, потому многие оценки осуществляются «по ту сторону» привычных представлений. В экономико-эстетическом смысле о постмодернизме мы можем говорить «по ту сторону бедности и богатства».

Подобно Пифагору, который рассматривал космос как музыку сфер, т. е. подходил с эстетических позиций для анализа реальности, так и ныне литературная критика задает метод исследования общества. . Круг замкнулся. На заре экономического общества использовались эстетические критерии для оценки общества. И вновь, на исходе эпохи экономического общества, с наступлением эпохи постэкономического общества вновь эстетические оценки становятся значимыми для понимания социальных явлений.

Следующий за модернизмом(постмодернизм) — этап отрицает модернизацию. Знание информация заменяет технику. Ирония состоит в том, что в нашей стране именно так и происходит. Экономика уничтожается, остаются знания и информация. Не материальное благосостояние, а символ нового более значим. Поэтому реализуется голый принцип, без его человечного содержания. Так было с модернизацией, так происходит и с постмодернизацией.

Выводы.
Таким образом, постмодернизация не исчерпывается технологической переменной, а включает ментальную, эстетическую компоненту, сознание. Более того, способ отношения к миру, характер социальных связей более важная характеристика, чем технологический уровень. Важно также не абсолютные величины развития экономики, а соотношение между отраслями, акценты и приоритеты в отношениях экономики и человека.

Адекватность метода проверяется его применением. Так, деконструкция общества означает его разрушение и переструктурирование того, что осталось. Это то, что происходит у нас, но только в трагикомичном варианте. Тотальная ирония в ее экономико-эстетическом виде пронизывает всю структуру нашего общества. Метод постмодернизма эвристичен. Он побуждает искать, стимулирует поиск скрытых закономерностей современного общества.

С точки зрения классической, традиционной ментальности, постмодернизм — это ужасное время, которое разрушает личность и лишает общество внутреннего ядра , а человека — устойчивости. Но для человека своего мира современное общество предстает как единственно возможная реальность, в которой не только можно жить, но и быть счастливым.

Список литературы

1. Вайнштейн О. Б. Философские игры постмодернизма. Апокриф. 1991, №2, с. 12—32.

2. Панина Н. В. Аномия в посткоммунистическом обществе. Куда идет Россия? М.: Аспект Пресс, 1996, с. 334—340.

3. Горбатенко В. Стратегія модернізації суспільства. Україна і світ на зламі тисячоліть. — К.: Видавничий центр «Академія», 1999, с. 33.