Смекни!
smekni.com

Духовная эволюция или деградация? (стр. 2 из 3)

Чтобы не смешить своих неверующих современников, предложу аргументы науки. Если рассматривать философское понятие движения как способ существования материи, то можно выделить два таких процесса:

эволюция живой природы, когда живое инстинктивно или сознательно стремится к самосовершенствованию;

возрастание энтропии неживой материи, это процессы в замкнутых системах, которые ведут к разложению и хаосу.

При этом, когда процесс эволюции прекращается, тогда живое неизбежно подчиняется законам неживой материи. Это тоже движение, но не к совершенствованию и усложнению, а к упрощению и разложению живой системы. Иисус Христос выразил эти принципы движения духовной эволюции человека следующими словами: «Кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мат. 12:30).

Человечество представляет собой во Вселенной изолированную систему с необратимыми процессами, то есть попадает под описание в рамках второго начала термодинамики. Мы можем сформулировать внутренний смысл второго начала. Оно обретает статус принципа отбора, утверждающего, что в природе реализуется и наблюдается лишь один из двух типов решений. В тех случаях, когда оно применимо, второе начало термодинамики выражает внутреннюю поляризацию природы [4, стр. 231]. Значит, современная наука подтверждает слова Иисуса Христа о наличии в мире только двух процессов: совершенствования или деградации, а также позволяет понять внутреннюю поляризацию духовной природы: «Кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мат. 13:12).

Человек устроен Богом так, что не может остановить процесс мышления, мы все время думаем. Святые отцы советовали: «Если не хочешь думать о плохом – думай о хорошем». Таким образом, вследствие непрерывности мышления, в духовном развитии не может быть нейтрального состояния. Об этом говорит Иисус Христос: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мат. 12:30). Самосовершенствование предполагает усилие, которое, в свою очередь, должно опережать естественное возрастание энтропии. Это наглядно иллюстрирует пример человека, идущего вверх по эскалатору, движущемуся вниз. Если просто стоишь на ступени – спускаешься вниз, а если идешь вверх по лестнице недостаточно быстро, то стоишь в пространстве. Поэтому апостол Павел предупреждает: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1 Кор. 10:12).

Две тысячи лет назад процесс духовной эволюции человечества вступил в решающую фазу, когда Бог послал Сына открыто явить Себя людям. Иисус Христос избрал апостолов для созидания Церкви, которой поручил дальнейшую судьбу человечества: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам», и послал для помощи Святого Духа (Иоан. 14:26, 27). Таким образом, христианская церковь была создана апостолами для спасения душ, другими словами, в помощь для сознательной эволюции души человека. Возможно, аналогичные процессы своими путями идут и в других местах Вселенной. Правда, трудно представить, что где-то еще могут казнить Сына Божия.

Нужно признать, что с тех давних пор мир вокруг нас разительно изменился. Поэтому очевидно, что наши понятия о невидимом Боге должны соответствовать накопленным знаниям об окружающем видимом мире (Рим. 1:19, 20). Тем не менее, открытое и живое, развивающееся в своих догматах, учение о смысле человеческой жизни было в Церкви весьма неразумно запечатано семью печатями (Отк. 5:1) семи Вселенских соборов. Таким образом, догматические ошибки детских болезней христианства были возведены в ранг законов. Христианское учение остановилось в своем развитии, поэтому появились противоречия и конфликты с развивающейся наукой. Процесс духовной эволюции неизбежно обратился в процесс возрастания энтропии.

В результате христианская Церковь стала бесконечно делиться и дробиться на разные учения, конфессии, секты. В средние века духовное разложение христианства принимало крайние формы: крестовые походы, охота на ведьм и костры инквизиции. Ответной реакцией на это явилась эпоха культурного Возрождения, когда язычество стало проникать в христианство. К настоящему времени понятие духовности девальвировано и исчезло из лексикона, значит, можно сказать, что энтропия духовности стабилизировалась на уровне окружающей среды. Отсюда следует вывод, что христиане ничем не отличаются от других, а просто приписывают себе духовные свойства, которых у них нет. Поэтому духовность стала отождествляться с общечеловеческой моралью. Таким образом, совершенно обоснованно данный этап развития человечества назван философами постхристианским.

На фоне полного духовного разложения набрала темпы научно-техническая революция. Однако со временем становится ясно, что такое фантастическое развитие науки и накопление знаний о материи не приблизило человечество к пониманию смысла жизни и происхождения разума. И потому вполне обоснованно философия разделяет понятия «знать» и «понимать». Следовательно, напрашивается вывод, что сейчас первостепенное значение имеет не просто накопление знаний, а их осмысление. То есть, нужна новая интерпретация научных открытий, в том числе богословская.

В связи с этим, чтобы лучше понять процесс духовной эволюции, обратимся к современным достижениям науки в области самоорганизации систем. «Считалось, что... вероятностный аспект квантовой теории... никак не сказывается на описании таких макроскопических объектов, как живые системы. Но роль флуктуаций в сильно неравновесных системах показывает, что это не так. Случайность остается весьма существенной и на макроскопическом уровне... Когда система, эволюционируя, достигает точки бифуркации (от лат. bifurcus – раздвоенный, разделение на ветви – Прим. ред.), детерминистическое описание процесса становится непригодным. Флуктуация вынуждает систему выбрать ту ветвь, по которой будет происходить дальнейшая эволюция системы» [4, стр. 162, 163].

Действительно, подтверждение вероятностного характера духовной эволюции человечества находим в Ветхом Завете. Формируя ветвь израильского народа, Бог делал выбор более способных или праведных из того, что развивалось естественным путем. Выбирал Ноя (Быт. 6:8) и Авраама (Быт. 12:1), Моисея (Исх. 3:10) и Давида (1 Цар. 16:1), ветхозаветных пророков. Таким же образом выбрал лучшее из того, что было на то время между женами (Лук. 1:28...31), то есть деву Марию для рождения Иисуса. Поэтому у православных нет никаких библейских аргументов* или научных оснований считать эту вполне земную женщину «Царицей Небесной».

* Приводим стих, упомянутый автором: «Ангел, вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лук. 1:28). Является ли аргументом сказанное в Евангелии, предлагаем читателю решить самостоятельно (Прим. ред.).

В новозаветное время подход к духовной эволюции человечества изменился. Бог никого больше не выбирает – Он только помогает собственным усилиям каждого человека. Что подтвердил Иисус Христос следующими словами: «Но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим» (Мат. 20:23). Это следует понимать так, что только от нас самих зависит, сможем ли мы попасть туда, где нас ждут. Именно так толкует эти слова блаженный Иероним: «Царство Небесное находится во власти не дающего, а получающего, ибо у Бога нет лицеприятия, но получит его тот, кто покажет, что он достоин Царства Небесного, которое уготовано не для лица, а для жизни. Таким образом, если вы будете таковы, что можете наследовать Царство Небесное, которое Отец Мой уготовил победителям и торжествующим, то и вы также получите его» [5, стр. 178]. Можно сказать, что через христианскую церковь на земле пошел естественный процесс духовной эволюции, то есть отбор душ для Царствия Божия.

Известно, что способностью мыслить абстрактно обладают немногие, в связи с этим, апостол Павел рекомендует богословские рассуждения иллюстрировать образно, потому что невидимое легче понять через видимое (Рим. 1:20). Поэтому рассмотрим эволюцию души одного человека на примере жизненного цикла бабочки. Обозначим человека «гусеницей», а христианина «куколкой». Известно, что живая гусеница не может непосредственно обратиться в бабочку, до этого она должна пройти этап «мертвой куколки». «Куколка» внешне мало похожа на живое существо, вся ее жизнь внутренняя, это очень напоминает духовную жизнь христиан, которая заключается в созерцании и понимании. У бабочки процесс изменений естественный, а у человека противоестественный. Он должен сознательно, употребив усилие (Мат. 11:12), «умертвить» свои естественные страсти, чтобы стать куколкой, которая только может превратиться в бабочку.

На этом же примере цепи превращений бабочки: яйцо → гусеница → куколка → бабочка, очень кратко, рассмотрим развитие всего человечества. «Ноев ковчег» был началом кладки яиц, в процессе которой произошла первая корректировка в виде смешения языков и появления разных народов. Если описывать это языком науки, то пассионарные толчки для развития этносов можно отождествить с флуктуациями в неравновесных системах. Потом из всех людей Богом был избран Авраам и это одно «яйцо» стало первым постепенно превращаться в «гусеницу». На нее очень похож народ израильский, который Моисей сорок лет водил в пустыне. Избранный народ получил от Бога заповеди через Моисея и этот «закон дел» регулировал внешнюю жизнедеятельность евреев. Таким образом, процесс духовной эволюции человечества в ветхозаветное время шел по одной этой ветви.

Параллельно своим чередом шло этническое и культурное развитие всего человечества. Народы придумывали себе разных богов и поклонялись идолам. Иисус Христос принес в мир «разделение» (Лук. 12:51) процессов духовной эволюции человека и культурного развития государств. Его пришествие также принципиально изменило сам процесс духовной эволюции, который теперь распространился на все человечество. «Гусеница» получила возможность превратиться в христианскую «куколку», из которой может выпорхнуть «бабочкой» бессмертная душа.