Смекни!
smekni.com

О теории этногенеза Л. Н. Гумилева (стр. 2 из 3)

Следовательно, этногенез процесс природный, спонтанный и не преследующий какие-либо конкретные цели. Это не значит, что в этногенезе "нет системы, движения и даже развития; просто в нем нет "переда" и "зада". В любом колебательном движении есть только ритм и большая или меньшая напряженность (частота)". В таком случае утверждение о том, что "общечеловеческое становление запрограммировано в планетарных масштабах", оставляет свободу судить либо о фаталистическом характере происходящего, однако без тени случайности, т.е. закономерно, детерминировано и обусловлено, либо о наличии алгоритма высокого порядка, определяющего ход развития человечества, косвенное указание на существование и функционирование которого выполнено автором в как можно менее явной форме. Возможно, определенная мировоззренческая установка наложила свой отпечаток на оригинальный текст, т.к. помимо прочего утверждается, что "этнология - частный случай применения диалектического материализма".

Думается, что в рамках лишь одной философской системы анализ всемирной истории будет неполон. Заведомая допустимость различных точек зрения реально расширяет возможности исследователя, страхуя его в то же время от излишней тенденциозности. Приведенный краткий обзор интересующих нас положений позволяет перейти к изложению ряду идей, касающихся связи данных теории этногенеза Л. Н. Гумилева с теорией наличия алгоритма развития исторических структур, т.е. к анализу динамики этносистем и вспышек пассионарности в свете системного анализа на базе искомых тактов истории. О возможности исследования историческим путем дат и ареалов пассионарных толчков упоминает и сам Гумилев, считая, однако, что это может обогатить данными биологию. Не менее продуктивный симбиоз возможен и у этнологии с историей, в ходе которого теория этногенеза и теория тактов истории предстают системами описания ступеней лестницы иерархии планетарных ритмов. Основой дальнейшего рассмотрения послужат в первую очередь графические отображения процессов и легенда к карте пассионарных толчков.

Предисловием к анализу кривой изменения пассионарного напряжения этнической системы, являющегося своеобразным обобщением материала по теории этногенеза, должно служить рассмотрение проблемы определения фаз этногенеза, для чего "необходимо выявить главные параметры изучаемой эпохи, на основании сочетания которых можно дать ей однозначную характеристику". Прежде всего, однозначность чего-либо, а тем более - характеристик протяженных исторических периодов, деление которых на эпохи тоже весьма условно, а "главные" параметры по самому факту выбора субъективны, более чем спорна. Никакой анализ не исключает интерпретацию и текстов, и событий, и даже очевидных тенденций. Не останавливаясь подробно на этом, перейдем непосредственно к рассмотрению графика.

Полное затухание этногенеза определяется Гумилевым в 1200-1500 лет. Несколько видоизмененное указание на длительность того же процесса определяет "весь цикл этногенеза" в 1200 лет при отсутствии внешнего смещения, кое возможно в любой точке или фазе процесса. Фактическая временная ось графика маркируется до 1500 лет - предельного срока жизни этноса - и, следовательно, последующее рассмотрение будет происходить в пределах указанных границ длительности. Промежуток времени, разделяющий два последовательно идущих такта истории составляет приблизительно 700 лет или 7 веков. По графику пассионарного напряжения это соответствует периоду от подъема до надлома, т.е. включает в себя основной "всплеск", в своем максимуме дорастающий до жертвенности. Следующий тактовый промежуток в приложении к графику приходится на период от надлома до обскурации, т.е. до уровня Po. Таким образом, рассматриваемый процесс полностью укладывается в условную потактовую схему исторического развития. Двойной тактовый промежуток - около 1400 лет - соответствует арифметически усредненному времени нормативной длительности этногенеза (около 1350 лет). "Срединная" точка - фаза надлома - носит черты определенного порога, границы, разделяющей процесс развития этноса на две функционально различные части, т.к. является достаточно болезненной и "не всякому этносу суждено ее пережить".

Однако, сходность по критерию абстрактной длительности сама по себе без привязки к конкретным датам и событиям еще не о чем ни говорит. Для того чтобы перейти от оперирования абстрактными промежутками времени и их кратностями к конкретным событиям следует проанализировать легенду к карте пассионарных толчков, проследив соответствия и несоответствия отмеченных событий с событиями, учет которых ведет теория тактов истории, для чего предлагается сравнительная таблица.

Сравнительная таблица

Извлечения из легенды к картепассионарных толчков Аналоги согласно теории тактов истории,учитывающиеся как опорные данные
I.( XVIII в. до н. э.)Египет. Крушение Древнего царства.Смена религии.Возвышение Хаттусы.Взятие Вавилона. 1. (XXI, XIV, VII вв. до н. Э.)3-й такт. Египет. Крушение Древнегоцарства и начало Среднего царства (поклассической периодизации - XXI в.до н. э.).4-й такт. Реформы Эхнатона.Максимальное усиление хеттскогогосударства.5-й такт. Взятие Вавилона.
II. ( в. до н. э.)Завоевание княжеством Чжоуимперии Шан (Инь).(?) Скифы (Центральная Азия). 2. (XIV, VII вв. до н. э.)4-й такт. Закладка Аньяна.Переименование империи Шан вимперию Инь.5-й такт. (?) Скифы.
III. (VIII в. до н. э.)Появление римской общины-войскаКолонизация эллинамиСредиземноморьяЗаконодательстваЛидийцыРасширение МидииВозвышение Персиды на местеЭламаСмена религииКульт огня 3. (VII в. до н. э.)5-й такт. Рим как единый город.Колонизация эллинамиСредиземноморья.Тирания Кипсела, Драконтовы законы,Второзаконие.Усиление Лидии, чеканка монеты,взятие киммерийцами столицы Лидии.Образование Мидийского государства.Сокрушение Ассирии и Элама.Деятельность Заратустры.Возникновение храмов огня.
IV. (III в. до н. э.)Кушаны-согдийцыЗавоевание Ирана парфянами 4. (I в. дон. э. - I в. н. э.)6-й такт. Империя Кушан.Усиление Парфии.
V. ( I в. н. э.)Возникновение христианскихобщин.Евреи. Обновление культа имировоззрения. Появление Талмуда.Войны с Римом. 5. (I в. дон. э. - I в.н. э. )6-й такт. Возникновение христианства.Иудейская война,появление Талмуда.
VI. ( VI в.)Смена религии. Ислам.Уничтожение буддистских общин вИндии. Веданта.Монархический переворот в Тибете.Распространение буддизма в Китае.Низвержение империи Гупта.Империя Тан.Сопротивление корейцев танскойагрессии.Возникновение централизованногогосударства в Японии.Конфуцианская мораль какгосударственная этика.Широкое распространение буддизма. 6. (VII в.)7-й такт. Возникновение ислама.Репрессии против буддизма в Индии,формирование основ индуизма.Создание империи в Тибете.Распространение буддизма в Китае.Уничтожение Магадхи - владенияпоздних Гуптов.Империя Тан.Война Китая в Северной Корее.Присоединение Когуре к империи.Посольство от единой Японии вКитае.Усиление конфуцианства, даже даосыобязаны почитать родителей.Распространение буддизма в
VII . ( VIII в.)Образование королевств Испании.Франки. Саксы.Начало движения викингов. 7. ( VII в.)7-й такт. Образование варварскихкоролевств.' Новое варварство '
VIII . ( XI в.)Монголы. Рост Улуса. Агрессия на юг. 8. ( VIII - XIV вв.)' Новое варварство '
IX . ( XIII в.)Расширение княжества литовского.Возвышение Московского княжества.Турки-османы. Султанат военноготипа. Завоевание Балкан, ПереднейАзии и Северной Африки до Марокко. 9. ( XIV в.)8-й такт . Усиление Литвы.Возвышение Московского княжества.Создание Османской империи.Завоевания. Колонизация Бакан.

В результате сравнительного анализа, сведенного в таблицу, налицо совпадение в большинстве случаев событий и времен "опорных точек" пассионарных толчков с событиями и датами, определяющими времена тактов истории. Технические неточности могут вкрадываться в датировку по причине приблизительной длительности инкубационного периода, лишь по прошествии которого (около 150 лет) становится очевидным "когда начался исток традиции. Но даже это удается установить не всегда". Время такта тоже не имеет математически точно фиксированных границ и, как показывает исследование, может колебаться в пределах от 100 до 150 лет. Требования же к соблюдению скрупулезности, приличествующей лишь абстрактному математическому аппарату в данном случае попросту излишни.

Беглый взгляд на графическое отображение динамики этнокультурных систем фиксирует достаточно высокую плотность самих кривых и их критических точек в областях VII века и конца XIV - начала XV вв. - т.е. соответственно в зонах времен 7-го и 8-го тактов.

Если же проанализировать предлагаемую Гумилевым гипотетическую связь пассионарных толчков с многолетней вариацией солнечной активности (кривой Эдди), то получаемый результат двояк. Во-первых, расположение автором вспышек пассионарности на кривой грешит неточностями, в коих можно усмотреть скорей попытку совместить желаемое с реальным. Действительно, стоит лишь обратиться к легенде карты пассионарных толчков и указанные в ней времена вспышек скрупулезно отметить на кривой, как выявится явное несовпадение. Авторский результат достаточно убедителен: "четыре толчка попадают на максимумы и лишь один на минимум. Остальные лежат на точках перегиба..." . Проверка приводит к несколько отличному варианту: