Смекни!
smekni.com

Модернизация и глобализация (стр. 2 из 3)

"Догоняющеe" развитие в условиях постиндустриализма и глобализации

Возникновение дикого капитализма в России 90-х гг. приводит к мысли, что при коммунизме Россия в большей степени следовала "догоняющей" модели модернизации, чем в посткоммунистический период, но сегодня такая перспектива исчерпана. Оглядываясь на коммунизм, заметим, что нельзя оторвать собственную основу "реального социализма" от усилий войти с его помощью в развитый мир, нельзя отождествлять ее с местной идентичностью, не распознав в ней инструмент модернизации и вхождения в мировую систему.

Социализм как мировая система, втянувшая в себя многие народы, вместе с тем являлся локальной. Но именно так "устроен" и капитализм. Как показал А. Фурсов, капитализм тоже сочетает функции мировой системы с исторически конкретной локальностью своего западноевропейского и североатлантического существования и имеет в качестве центрального противоречие между субстанцией и функцией капитала7. То, что социализм образовывал всемирный центр, отличает его от опыта индустриализма на основе собственной идентичности Юго-Восточной Азии, который является более локальным. Вместе с тем необходимо осознать, что даже возврат к прежней социалистической системе сегодня не мог бы дать ответа на новый вызов истории переход Запада в постэкономическую, постиндустриальную, информационную, постсовременную стадию. С таким трудом осуществленная индустриализация сегодня была бы признаком отсталости, мобилизационная идеология показала бы свою исчерпанность люди устали, а потенциал инновационного развития было бы трудно реализовать из-за отсутствия средств. Поэтому коммунизм действительно оказался адекватен периоду индустриального развития, именно этому этапу модернизации.

Общей теоретической констатацией сегодняшнего дня является то, что коммунизм погиб из-за неспособности ответить на вызов постиндустриальной эпохи в связи с политической и информационной закрытостью, государственным информационным контролем и отсутствием рынка.

Однако снятие этих препон в посткоммунистический период не позволяет России ответить на вызов постиндустриального мира из-за экономической слабости и нанесенного ею удара по науке.

Если собственная индустриализация мыслилась как ответ на вызов индустриальной эпохи в полном соответствии с "догоняющей" моделью, то ответ на вызов постиндустриальной эпохи трактуется по-разному: в более оптимистическом варианте как обретение способности "догнать" постиндустриальные страны посредством поддержки инноваций, в менее оптимистическом как переход к позднему индустриализму, т. е. как использование "догоняющей" модели с целью достижения предшествующей фазы западного развития. "Догоняющая" модель, словно бумеранг, возвращается к нам, и это означает, что сегодня перспектив для стран, не успевших стать постиндустриальными, нет.

Отождествление индустриализма с модернизацией не совсем адекватно в анализе опыта Юго-Восточной Азии: он действительно соответствует парадигме позднего индустриализма, но построенного в обход современности на основе собственной идентичности, по модели японских социологов, отвергших предшествующий либерализм периода американской оккупации. Это особое свойство умение использовать сохраненную идентичность и мешавшие развитию традиции (коллективность, религиозность) в интересах развития делает более убедительной точку зрения, что рассмотренный процесс выходит за пределы модернизационной теории (хотя не за пределы индустриализма). И корни неустойчивости японского успеха не столько в индустриализме, сколько опять же в неадекватной социальной субстанции, попытке модернизироваться, игнорируя социальную модернизацию.

Противоречия между функционированием капитала и порожденной им социальной субстанцией при разных формах развития различны. Там, где капитал функционировал, не затрагивая социальных субстанций, происходила колонизация. При вестернизации функция капитала сохранялась и происходило вмешательство в культуру, остальные сферы практически оставались неизменными. "Догоняющая" модернизация была направлена на то, чтобы обеспечить капиталу адекватность всех субстанций, т. е. достичь институционального сходства с западными капиталистическими обществами, вырваться из незападного капитализма. Развитие на основе собственной идентичности, наблюдаемое в Юго-Восточной Азии, сохраняет культуру, вносит изменения в другие сферы для обеспечения активности капитала, но вместе с тем сохраняет неадекватную (немодернизированную) социальную субстанцию.

И, наконец, глобализация капитала делает его безразличным ко всем социальным субстанциям незападных обществ, останавливает Запад в попытках принять участие в определении их судьбы и предоставляет этим обществам самим решать, куда и как им идти. Функции капитала в России будут такими же, как и во всем мире. Это неизбежно. Но нам выбирать, что произойдет с ее субстанциями и с ней самой, и этот выбор сегодня очень ограничен.

В настоящее время универсальные формы легитимации модернизации отсутствуют. Рационально-научная легитимация модернизации состояла в том, чтобы воспринять некоторые образцы развития в качестве норм, моделей развития. "Догнать" можно было только в том случае, если модель развития, его образец были известны. Модернизационные теории это теории развития на основе смены идентичности.

Процесс модернизации можно рассматривать как процесс создания институтов и отношений, ценностей и норм, который требует предваряющего изменения идентичности людей модернизирующегося общества и завершается сменой их идентичности. Подобная цель прямо и явно ставится в модернизационных теориях, а результат такого рода особенно хорошо просматривается при изучении персональной модернизации. Постановка задачи смены идентичности в модернизационных теориях это требование самоотождествления в тех новых рамках, которые соответствовали бы или, по крайней мере, не противоречили западным ценностям и социальным установлениям, которые предполагают, что китаец и русский в своих оценках и действиях руководствуются теми же нормами, что и американец. Модернизационные теории не являются единственными, объясняющими социальные трансформации. Пик их популярности пришелся на 60-е гг. ХХ в. период деколонизации, когда казалось, что прежние колониальные страны Азии, Африки и Латинской Америки, обретя свободу, смогут самостоятельно развиться по западному пути. Однако эти прогнозы не оправдались: несмотря на деколонизацию, модернизационные процессы проходили в форме вестернизации, заимствования поверхностных слоев западной потребительской культуры, объем разрушений традиционного и прежнего колониального порядка превосходил объем созидания нового. Тогда на смену модернизационным идеям в теории и в практике пришли социалистические, ориентировавшие постколониальные народы на социалистическое развитие с опорой на опыт СССР. Наряду с ними и после них получили популярность постмодернизационные теории, объясняющие социальные трансформации. Казалось, модернизационные теории ушли в прошлое. Но они были реанимированы в странах бывшего коммунистического блока, где вновь была провозглашена "догоняющая" модель модернизации. Одной из главных трудностей ее реализации явилась неясность того, какой стадии развития Запада пытается достичь огромный регион в своем "догоняющем" движении. Сказалась как непомерная идеализация Запада после долгих лет его огульной критики, так и теоретическая неясность относительно этапов его развития.

С экономической точки зрения модернизация это переход к капитализму западного типа, обеспечение функций капитала и создание адекватной ему социальной и политической среды. Поскольку функции капитала могут реализовываться и до капитализма, и вне его, западная модернизация состояла в том, чтобы сделать общество, политику, культуру адекватными капиталистическому предпринимательству, т. е. она не сводилась к экономической модернизации.