Смекни!
smekni.com

Бытие, материя, сознание, как исходные философские категории (стр. 5 из 6)

А что же такое мозг и язык по отношению к сознанию? Это материальные "орудия", материальные носители человеческого сознания. Конечно, преобразование материального в идеальное непосредственно выражается в языке, но и язык, и нервно-физиологическая структура мозга - это не само идеальное, а лишь формы его выражения. Непонимание этого обстоятельства приводит к ошибкам так называемого вульгарного материализма, отождествляющего духовное с совокупностью функций мозга, и к ошибкам позитивизма, отождествляющего идеальное с языком.

Что же такое идеальное? Что это за странная сила, которая руководит событиями, но которую нельзя ни потрогать, ни увидеть, ни взвесить, ни измерить?

В Философской энциклопедии идеальному дано такое определение: "Идеальное - субъективный образ объективной реальности, т. е. отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли" . И далее - очень важное пояснение: быть субъективным образом - это не значит быть продуктом индивидуально-психологической, а тем более физиологической деятельности. Идеальное - это продукт и форма духовного производства всего общественно-исторического процесса развития человечества.

Идеальное существует как исчезающий и вновь появляющийся, но совершенно необходимый, момент в следующем постоянно возобновляющемся цикле человеческой деятельности: "вещь - дело - слово - дело - вещь". Как возможно превратить слово в дело, а через дело - в вещь? Только с помощью:

а) идеального образа еще не созданной, но желанной вещи и

б) идеального образа способности, умения того или иного человека эту вещь создать, умение двигаться по логике той или иной вещи. Содержание идеального в первом случае выступает как потребность, цель (и деятельность человека всегда носит целеполагающий характер), а во втором случае - как деятельная способность человека, как осознанная индивидом совокупность частных и всеобщих форм человеческой деятельности. Опираясь на язык слов, чертежей, человек может какое-то время заниматься чисто умственным трудом, т. е. "прокручивать" предстоящую и прошлую деятельность в уме, вынося ее схему на бумагу, на доску, на экран компьютера, дополняя, изменяя эту схему, особенно будущей деятельности, по принципу "семь раз отмерь, один раз отрежь".

Итак, идеальное - это не нечто самостоятельное и абстрактное, это - идеальная форма чувственно-предметной, практической деятельности. Только благодаря подключению к ней, овладению ею, каждый отдельный индивид формирует идеальное как свой собственный субъективный образ объективной реальности.

Сказанное выше постоянно подтверждается развитием общественных и естественных наук, т. е. подтверждается практически (ведь наука выявляет и объясняет факты практики). Решающим моментом здесь выступают выводы педагогики и психологии, связанные с воспитанием слепоглухих детей. Данный опыт убедительно показывает, что только подключение таких неполноценных, в смысле развития органов чувств, детей к целенаправленной практической деятельности, дает возможность вырабатывать у них сознание - как осознание универсальных форм человеческой деятельности. Способ подключения к практике - это единственный способ превратить детский организм в человеческий организм, в человека.

Известен и обратный по результату, как бы отрицательный, эксперимент. Зафиксированы десятки случаев, когда дети случайно попадают в логово зверей, вырастают там, а позже обнаруживаются людьми и возвращаются в общество. Результат такого эксперимента трагичен. Это только в сказке Р. Киплинга Маугли становится мыслящим и говорящим царем зверей, а в реальности такие дети так и не становятся полноценными людьми. Дело в том, что к четырем годам у человека формируется примерно половина его интеллекта, а к восьми - уже две трети. Первоначальная пластичность мозговых структур со временем необратимо утрачивается. Отсюда, кстати, ясна важность правильного дошкольного и раннешкольного образования. И добавим - воспитания в целом: ведь именно в раннем детстве человек усваивает не только познавательные, но и моральные и эстетические принципы поведения в обществе.

Почему так происходит, в существенной степени объясняет другой факт науки. Исследование мозга человека в последние десятилетия привели к открытию функциональной асимметрии коры головного мозга. Оказалось, что одно из полушарий (у большинства людей - правое) отвечает за переработку чувственной, эмоциональной информации, а второе - информации логической, понятийной. Это замечательное открытие позволило объяснить суть ряда психических заболеваний. Для философии же более всего интересно то обстоятельство, что человек не рождается с функциональной асимметрией коры головного мозга, она формируется в процессе приобщения ребенка к трудовой деятельности. К этому следует добавить, что при возрастном деградировании личности (старческий маразм) эта асимметрия вновь исчезает. Не потому ли о таких стариках говорят: "Впал в детство"?

Таким образом, весь ход развития науки убедительно доказывает то, что сознание человека носит социальный, а не биологический (и не мистический) характер. И тем не менее Спиноза и Тейяр правы: предпосылки и корни сознания начинают формироваться не с рождения человеческого ребенка и даже не с появления первого человека, они изначальное заложены в Материи-Субстанции в виде ее способности самоотражения. Процесс самоорганизации, самооформления Материи-Субстанции не стихиен, не хаотичен, он носит характер направленного развития. Сознание - высшая из достоверно известных нам форм отражения, но сама возможность достижения самых высоких форм сознательности, духовности предзаложена в Бытии. Точнее даже так: принимая во внимание вечность Бытия, следует признать, что вышеуказанная возможность постоянно и всюду осуществляется, переходит в действительность. "С точки зрения" вечной Субстанции времени как бы не существует, а элиминация времени переводит возможность духовности Бытия в постоянную и неотъемлемую от нее действительность (атрибут). Все более очевидной становится гениальность интуиции древних философов, устами Парменида заявивших, что Бытие и Мышление суть одно и то же.

В философии пришла пора великого синтеза материализма и идеализма. Некое подобие такого синтеза пережила в свое время физика (оптика), пришедшая к выводу о том, что свет это и не корпускула и не волна, а и то и другое в органичном единстве. Указывать на "немыслящие" фрагменты Вселенной и этим доказывать первичность немыслящей материи - это то же самое, что указывать на немыслящие части живого человеческого тела и тем самым что же - доказывать, что перед нами немыслящее тело? Подобная логика не опровергает того, что Универсум - это носитель Мирового Сознания.

Вернемся, однако, к непосредственно доступному нам, человеческому сознанию. Только подход к явлению сознания как к исторически становящемуся феномену позволяет понять его сложную структуру, в частности, такие явления, как самосознание и бессознательное.

Выше мы рассматривали самосознание как "вход" в философию, как начало философствования. Но самосознание следует рассматривать и как начало подлинного человеческого сознания. Только тогда, когда у человека появляется самосознание, он становится способным к умственному труду, к работе с символами как носителями идеального, только тогда он становится и самооценивающим и самоконтролирующим существом, поощряющим либо порицающим самого себя за правильный или неправильный выбор программы поведения. С появлением самосознания человек становится способным оценивать все аспекты своего поведения в обществе - не только правильность своего мышления, но и нравственного облика, идеалов и мотивов своего поведения. А это означает, что с появлением самосознания у человека появляется возможность стать и быть личностью, т. е. творцом самого себя и своей судьбы.

Состояние первобытной психики, из которого человек выводит себя с появлением самосознания, очень похоже на психику животного, на которую, однако, наложила серьезный отпечаток коллективная трудовая деятельность. Если уж сравнивать это состояние психики с психикой животного, то тогда - с психикой дрессированного животного.

Обнаружилось, что это состояние присутствует и в развитой психике современного человека. Когда современный человек долго и упорно тренирует, "дрессирует" себя, т. е. под контролем сознания обучается, например, плаванию или езде на велосипеде, то через определенное время, когда он данную деятельность осваивает, достаточно сложные действия приобретают характер автоматизмов и погружаются в сферу бессознательного. Среди такого вида бессознательного (ввиду достаточной близости к сознанию получившего название подсознательного) важное место занимают установки, т. е. состояние готовности, предрасположенности к активному действию в определенной ситуации.

К явлениям бессознательного относятся также сновидения, состояние гипноза, невменяемости, "лунатизма" (сомнамбулизма). В человеческой психике в той или иной степени продолжает действовать и инстинкт.