Смекни!
smekni.com

Духовная экзистенция и произведения культуры (стр. 2 из 2)

А что же тогда означает точка зрения духовной экзистенции? В чем ее отличие от просто экзистенциальной точки зрения? На примере Марселя и самого Франкла мы можем уловить некий новый оттенок, который привносит в экзистенциальную точку зрения духовный элемент. Не смотря, на то, что духовность также не объективируема, как и экзистенция, она привносит свой особый тон и настрой, свою особую мелодию в человеческую экзистенцию. Этот тон и настрой мы находим в отражении жажды полного совершенного бытия, которая находит свое выражение в понятии Блага, Добра. Неизбежный при этом момент ценностного отношения, рассматривается не в аксиологической, а в онтологической плоскости. В этом смысле, если «Я» и находиться у истоков ценностей, то лишь постольку, поскольку последние, по меткому выражению Хайдеггера, коррелятивны «недостаточному» неподлинному бытию, т.е. совершенной по отношению к бытию редукции. Хайдеггер сравнивает ценность с горизонтом, в котором разворачивается действие.

Ценности избавляют нас от даоской амбивалентности и открывают путь в культурное пространство. В этом пространстве мы встречаемся с произведениями [6], которые производят на свет духовные состояния в нас самих. Произведения являются носителями ценностей, но не в том смысле, что ценности в них заключены как в капсулах, поскольку нельзя в капсуле заключить горизонт. Скорее мы можем говорить о том, произведения культуры с ценностями связаны, соединены, а в свою очередь связь ценности со смыслом [7] открывает широкие возможности использования произведений искусства (в том смысле, в котором их понимал М.К.Мамардашвили) в психологических исследованиях и психологической практике. В отношении логотерапии Франкла, наконец, становиться понятным тот субстрат, который может явиться пространством встречи человека необъективируемой духовностью, топосом открытия новых смыслов. При этом произведение должно пониматься более широко, нежели только произведение искусства, элементы такого про-изведения мы можем обнаружить, к примеру, в сократическом диалоге психотерапевта. А сам психотерапевт может целенаправленно использовать произведения искусства в своей психотерапевтической практике. Вспомним, по Хайдеггеру, ценность – это горизонт, в котором разворачивается бытие.

1. Следует отметить, что сам Хайдеггер очень осторожно относился к сравнению его философии с восточными философиями, прежде всего, из-за различия в языке, которые для него были решающими.

2. Эту настроенность на Бытие, направляющее осознание его присутствия Марсель называет рефлексией второго уровня.

3. Марсель тщательно разводит понятие таинства и проблемы, как требующих совершенно различных способов рассмотрения (Марсель, 2000). Близкую позицию по этому же вопросу занимает А.А. Пузырей в дихотомии: тайна – секрет (Пузырей А.А.,1997).

4. М.К.Мамардашвили, как и Н.О.Лосский настаивает на онтологическом характере ценностей, однако делает это более выразительно: «Эти высшие объекты в нашем языке называются ценностями. Я сказал «в нашем языке», потому что язык искажает картину. Под ценностью имеется в виду нечто такое, что значимо для человека. Ценно для кого-то и для чего-то. Если мы говорим «ценность» мы имеем в виду не сущее, а наше отношение к сущему или нечто по отношению к нам… Так вот, никакие это не ценности, это реальные события. Не наше отношение к ним, а реальные события». (Мамардашвили,2000; с.401).

5. Экзистенциальную точку зрения следует отличать от экзистенциальной позиции, т.е. позиции полной вовлеченности человеческого существования в ситуацию. (Тиллих, 1995, с.89).

6. “Подлинная вещь искусства, коль скоро она все-таки понята..., обладает как бы своего рода “принудительностью” действия, делает выбор человека безосновным, что собственно и конституирует его план духовно-личностного бытия” (Пузырей А.А.,1986).

7. Связь смысла и ценности проясняется в метафоре горизонта. «Если человек отправляется от точки, в которой знание не помогает, он идет в направлении смысла» (Мамардашвили, 1995; с.194).

Список литературы

1. Арсеньев А.С. Размышления о работе С.Л.Рубинштейна «Человек и Мир» // Вопросы философии. 1993. №5, с. 130-143

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.,1979. – с.11- 384.

3. Бибихин В.В. Мир. - Томск, 1995. – 144с.

4. Бинсвангер Людвиг. Бытие-в-мире. – М., 1999. – 300с.

5. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии. // Вопросы психологии. 1990. №6

6. Братусь Б.С. Начала христианской психологии. – М:. 1995. – с.123-134.

7. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии. // Вопросы психологии. 1997г. №5

8. Бубер Мартин. Два образа веры. – М:. Республика, 1995 – с.418-421., с.15-84, 233-341

9. Воробьева Л.И. Гуманитарная психология: предмет и задачи. // Вопросы психологии 1995. №2, с.19-30

10. Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов н/Д: изд-во «Феникс» 1998. – 480 с.

11. Гартман Николай. Проблема Духовного Бытия. Исследования к обоснованию философии. // Культуралогия. XX век.: - Антология – М.: Юрист, 1995. с.608-648.

12. Камю Альбер. Творчество и свобода. Сборник. Пер. с франц. – М.: Радуга, 1990. – с.5 – 106

13. Летуновский В.В. Экзистенциальный анализ. Перспективы метода в психологической практике. // 1 Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии. Материалы сообщений. – М.2001. – с.28-32

14. Летуновский В.В. Экзистенциальная парадигма и проблема понимания. // 5 Международная конференция «Психология, педагогика и социология чтения». Материалы сообщений. – М.2001.

15. Лосский Н.О. Ценность и Бытие. – М.2000. - с.7-503с.

16. Мамардашвили. Лекции о Прусте, психологическая топология Пути. М.1995.,с.9

17. Мамардашвили. Психологическая топология Пути. - Спб., - 1997

18. Мамардашвили М. Эстетика мышления. – М:. Московская школа политических исследований, 2000. – 416с.

19. Марсель Габриэль. Трагическая мудрость философии. Избранные работы. – М.,1995. – 187с.

20. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и современная психология МГУ.,1986. с.69-102

21. Пузырей А.А. Послесловие к книге Зощенко «Повесть о разуме». – М.,1990. с.160-183

22. Пузырей А.А. Манипулирование и майевтика: две парадигмы психотехники // Вопросы методологии 1997. №4, С. 148-164

23. Рубинштейн С.Л. «Проблемы общей психологии». - 1976. - с.253-380

24. Тиллих Пауль. Избранное: Теология культуры. – М., 1995. 479с.

25. Ухтомский А.А. Письма в незнаемое. – М.1973.- с.384.

26. Флоренская Т.А. Диалог как метод психологии консультирования (духовно-ориентированный подход). // Психологический журнал 1994. Том 15. №5 с.44 – 55.

27. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Психология в жизни. - М., «Радонеж». 1998,285 с.

28. Франк Семен. Смысл жизни. // Антология Смысл жизни. - М., - 1994. с. 489-571

29. Франкл В.Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия – Спб: Речь, 2000а. с.187-189, 213, 217-280.

30. Франкл В.Э. Психотерапия на практике – Спб: Речь, 2000в. 256с.

31. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Сборник: Пер. С нем./ Под ред. А.Л. Доброхотова.- М.: Высшая шк., 1991. – 192 с.

32. Хайдеггер М. Цолликонеровские семинары. // Логос 1992, №3. - с.82-98.

33. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: пер. с нем. – М.: Республика, 1993 а. – 447с.

34. Хайдеггер М. Бытие и время. – М,.1993в. – 451с.

35. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Пер. Е.Борисова. – Томск: “Водолей”, 1998

36. Хайдеггер М/ Ясперс К.. Переписка 1920-1963. - М., 2001. – 415с.

37. Хосе Ортега-и-Гассет. Размышления о «Дон Кихоте». – СПб.,1997. – 332 с.

38. Юнг Карл Густав. Синхронистичность. - М.,1997. с.11-41.

39. Ялом Ирвин. Экзистенциальная психотерапия. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999. с.5-33, 231-340

40. Boss M. “Daseinanalysis” and psychotherapy. Psychoanalysis and Existential Philosophy. New York: E.P.Dutton Co. 1962, pp.81-89

41. Boss M. Psychoanalysis and Daseinanalysis. New York: Philosophical library, 1958. с.113-117

42. Boss M. (1979) Existential foundations of medicine and psychology. (Trans S. Conway & A. Cleaves). New York: Jason Aronson.

43. Boss M. (1982) Psychoanalysis and Daseinsanalysis. (Trans L.B. Lefebre). New York: Dacapo Press.

44. Bugental J.F.T. The Search for Authenticity. 2 enl. ed. N.Y.: Irvingstone Publishers, 1981.

45. Maslow A. The Farther Reaches of Human Nature. N.Y.:Viking Press 1975, p 280-299

46. Maslow A. Toward a psychology of Being. N.Y.: Van Nostland Reinhold Company 1968, pp. 240

47. Sartre J.-P., Being and Nothingness, trans. By Hazel E. Barnes (New York, 1956), pp. 560-564.

48. Tillich P. Existentialism and psychotherapy. Psychoanalysis and Existential Philosophy. New York: E.P.Dutton Co. 1962, pp. 3-16

Летуновский В.В. Духовная экзистенция и произведения культуры