Смекни!
smekni.com

Влияние этнического фактора на российское общество и политическое поведение студенчества (стр. 2 из 5)

С психологической же точки зрения, главным фактором этнической активности является волевой компонент сознания. Мы считаем, что в ходе исторического развития перцептивные, эмоциональные и мыслительные процессы не подвергаются серьезным изменениям. В то же время изменения, происходящие в волевой сфере, носят довольно существенный характер, и именно эти изменения определяют ход этнического и общественного развития. В течении длительного времени волевая сфера претерпевает изменения от состояния постоянной мобилизованности и целеустремленной активности, направленной на борьбу за место под солнцем и отстаивание своей уникальности, до почти полного отказа от волевых усилий. Что обычно связано с достижением определенных высот в развитии и изменившимся в связи с этим мировосприятием. Воля в данном контексте представляет собой набор моделей для действий в случае рассогласования в системе. Для трансляции воли последующим поколениям этнос использует игры, сказки, легенды, обычаи, традиции, религию. Их интерпретация и воспроизведение обеспечивают установку на волевое поведение. Но по мере накопления усталости в системе постепенно изменяются интерпретации и люди начинают отказываться от частых волевых напряжений. Они начинают верить в могущество построенной ими системы, в то, что теперь их безопасность вполне может обеспечить государство, а сами они могут беззаботно наслаждаться достижениями своей цивилизации. При этом в обществе всячески осуждается проявление “животных инстинктов”, под которыми чаще всего понимается проявление силы воли. Это качество теперь считается варварством и дикостью. При этом люди с сильной волей никуда не исчезают, просто волевое поведение перестает быть системной характеристикой и в обществе начинает господствовать другая доминанта.

И тогда на исторической сцене появляется один или несколько этносов, которые фанатично отстаивают свое миропонимание. Их волевой потенциал соответственно высок, и если на их пути оказывается старая цивилизация, то она неизбежно уничтожается или покоряется. Решающую роль в этом процессе играет воля в ее чистом виде. Воля, которая сметает все препятствия на пути, позволяет преодолеть любые трудности. История вплоть до сегодняшнего дня полна примеров того, как огромное техническое, численное, финансовое превосходство таяло под натиском человеческого фанатизма и целеустремленности. Ведь самое совершенное оружие в руках безвольного человека превращается в груду металла. А для того чтобы действовал эквивалент воли – деньги ( 5), необходимы общие для всех правила(законы). Но молодой агрессор не обременяет себя соблюдением этих правил, он их устанавливает сам. Он отнимет оружие у тех, кто не может им воспользоваться, объявит об “экспроприации экспроприированного”, а большинству навяжет свою волю.

Таков примерный сценарий создания и гибели всех великих империй и цивилизаций на земле. В основе этих изменений лежат этнические процессы, которые являются функцией биосферы, законы функционирования которой были описаны еще В.И.Вернадским (6). Именно этнические процессы представляют собой глобальное явление, охватывающее все человечество. И явление это будет существовать, пока существует человек, как часть биосферы земли. Ведь серьезное изменение этнического многообразия земли, например, образование нескольких народов-цивилизаций, означало бы существенное ослабление психологической “иммунной системы” человечества. А любое выяснение отношений в столь “глобализированном мире” могло бы привести к последствиям, по сравнению с которыми две мировые войны показались бы хулиганской разборкой.

Однако, если сам процесс этногенеза – явление, наблюдаемое в ходе исторического развития, то попытка вскрыть причины этого явления на сегодняшний день ограничивается лишь гипотезами. Ответить на этот вопрос психология, как и любая другая наука, в одиночку не в состоянии. Поэтому на наш взгляд внести свой вклад в решение этого вопроса может теория хаоса – самоорганизующихся систем – синергетика, представляющие собой дальнейшую эволюцию системных методов. Теория самоорганизации имеет дело с открытыми нелинейными диссипативными системами, далекими от равновесия. Практически все объекты, с которыми сталкивается психология, можно отнести к этому классу (7). В том числе и этнос - явление изучаемое этнопсихологией.

Политика, которая обязана умещать свои действия во времени жизни людей (8) не в состоянии реально влиять на такое глобальное явления как этногенез. Однако любая политика, претендующая на эффективность, обязана учитывать этническую специфику и законы развития этнических коллективов. Попытки сегодняшних аналитиков объяснить современные политические процессы и спрогнозировать будущее напоминают процесс гадания. А происходит это потому, что отсутствуют общепринятые представления о фундаментальных законах, по которым развивается человечество. Лишь при наличии таких законов можно эффективно прогнозировать любые процессы в обществе. В том числе и те процессы, которые сегодня принято называть глобализацией, которые представляют собой явление в чистом виде политическое. Ведь мир глобализируют не развитие техники и экономики – это всего лишь инструменты. А наличие таких инструментов предполагает то, что кто-то будет использовать их в своих целях.

В лице глобализации мы имеем сегодня качественно новую колониальную политику. Политика канонерок теперь пройденный этап, а применение вооруженной силы лишь завершающий и не всегда необходимый этап психологической операции. На первый план выходит воздействие на массовое сознание с целью выработки единых стандартов потребления, мышления и системы ценностей. Главным проводником этой политики является, в первую очередь, администрация США. Основными составляющими этой политики является распространение идей рыночного фундаментализма и либеральных ценностей. Новый высокотехнологичный бизнес заинтересован в глобальной экспансии и всеобщей стандартизации. Причем не только технологической, но и культурной и политической. Ведь финансовая гипотеза не должна быть истинной, для того чтобы быть прибыльной, достаточно, чтобы она стала общепринятой. И для этого делается все возможное.Через навязываемые стандарты потребления идеи глобализации все глубже проникают в человеческое сознание. При этом, не смотря на всю риторику о равных возможностях, свободной конкуренции, преодолении диспропорций в развитии, США заинтересованы в том, чтобы сохранить существующее положение вещей (неравные стартовые позиции разных стран) и тем самым обеспечить себе и закрепить положение мировой администрации. Процесс глобализации, становления мегаобщества давал бы им в руки мощные рычаги контроля, сдерживания, а при необходимости и ликвидации потенциальных конкурентов. В зависимости от значения проблемы, конкурентных условий, силы сопротивления меры воздействия могут варьироваться – от предоставления займов до вооруженного вмешательства.

Но глобализация наталкивается на непреодолимые барьеры, порожденные принципиальной несводимостью политических систем и культурных норм к более или менее унифицированным нормам. На этот барьер наталкивались и все колониальные империи прошлого. Даже если взглянуть на XX век, то его можно рассматривать в свете краха различных глобализационных проектов – колониального, фашистского, коммунистического. Никто не называл эти проекты глобализацией, но все они были, по сути, попытками ее осуществления и все сталкивались с невозможностью осуществить ее в полной мере.

Ещё В.М. Бехтерев описал законы, по которым протекают общественные процессы (9). Также, по синусоиде, протекали и все попытки глобализаций. Вслед за серьезными успехами следовал неизбежный крах, затем следовала попытка другой глобализации, заканчивавшаяся тем же результатом. Это происходило даже, несмотря на то, что зачастую “глобализаторы” приносили с собой более стабильную и богатую жизнь. Но унификация культур на технологическом уровне порождает обратные процессы на психологическом, и дефицит культурной отличительности активизирует систему этнического стереотипа (10). И то, что принималось людьми на рациональном уровне, на бессознательном вызывало сопротивление, рано или поздно (если конечно не произошло ассимиляции) перераставшее в открытую форму. То, что выглядело логично и принималось отдельным индивидом, отвергалось этнической системой.

Противоположные процессы глобализации и сопротивления ей уже сейчас оказывают серьезное влияние на жизнь конкретных людей. И для того, чтобы политика могла эффективно обслуживать потребность человека в ориентации, необходимы самые серьезные исследования, учитывающие, в том числе, и этнический фактор. А основным способом избежать последующих разочарований может стать увеличение ценности национальных культур и развитие в этом направлении. Такие тенденции, как защитная реакция на процессы унификации, все явственней прослеживаются уже сегодня.

Этнический фактор в политике России

Особую актуальность этнические проблемы приобретают в многонациональной России. Вопросы целостности и стабильного развития Российского государства во многом зависят от решения данных проблем. Достаточно напомнить, что наша страна в XX веке дважды (1917 и 1991гг.) разваливалась по этническому принципу. Причем оба раза этот развал не был следствием открытого угнетения или борьбы за независимость каких-то народов. Но как только центральная власть ослабевала и не могла эффективно контролировать политическую обстановку, то национальные окраины объявляли о своем суверенитете. И причиной этого была противоречивая и неоднозначная национальная политика.