Смекни!
smekni.com

Инвайронментальная социология (стр. 2 из 3)

Однако холизм экологистов не следует приравнивать к мистификации целостности биоцентристами поскольку это холизм опосредованый: критерий разумности сформулированный . А. Леопольдом относится не к каждому отдельному действию и его результатам и не к каждому отдельному объекту этого действия ( как у биоцентристов ) а к типу действий “ правилу ” практике в целом ее тенденции и к виду популяции.

"Новая инвайронментальная парадигма “в социологии

Наступление”века инвайронментализма” датируется как правило началом 70-х годов когда со всей очевидностью проявились последствия экологического кризиса на Западе прежде всего в виде "энергетических" затруднений 1973 года . Деградация окружающей среды достигает таких размеров что экологическое "консервационистское" и прогрессистское движение перерастает в " радикально-инвайронментальное" ставящее под сомнение общепринятые постулаты о преимуществах технического прогресса. «Это такое же зло как и благо "- резюмирует выражая общий пафос инвайронменталистов Л.Милбрет.

В 70-е годы в США резко возрастает численность природоохранных организаций : к 1985 году их насчитывалось около 250 новых инвайронментальных организаций. В конце 60-х-70-е годы с концепциями " антироста " выступили К.Боулдинг Э.Майнш Э.Шумахер. Оппоненты "ростомании" находят единомышленников не только среди биоцентристов и экологистов но и среди так называемых инвайронментальных экономистов.

В результате "драматического пересмотра отношения к экспоненциальному росту"к состоянию окружающей среды и его социальным последствиям были достигнуты первые победы инвайронменталистов : в 1969 году был принят законопроект о национальной природоохранной политике -NEPA в 1970 году 1 апреля объявлен днем защиты Земли участие в котором президент Р.Никсон назвал " здоровым" мероприятием и " высшим проявлением национального патриотизма".

С середины 70-х годов создаются секции инвайронментальной социологии : в 1976 году секция Американской социологической ассоциации в 1977 году на сессии АСА обсуждалась тема "Социальные корни инвайронментализма"; еще раньше подобные секции были созданы в Обществе по изучению социальных проблем и в Обществе сельской социологии. С 1978 года возрастает количество публикаций в американских социологических журналах посвященных инвайронментализму. У.Кэттон и Р.Дэнлэп обобщая накопленный инвайронментализмом за последние десятилетия теоретический опыт провозглашают " новую инвайронментальную парадигму " в социологии закономерность проявления которой обусловлена " изменением социальной реальности " .

“Изменение социальной ситуации “ в начале 70-х годов является прежде всего причиной и источником активизации инвайронментальных идей в социологии. Сущность этого изменения выражается в понятии “экологический кризис”. Этим понятием инвайронменталисты объединяют такие явления как:загрязнение окружающей среды дефицит природных ресурсов перенаселение последствия урбанизации голод исчезновение некоторых видов животных и т.п. Все эти явления признаются если не “социальными” то “социально значимыми” поскольку обусловлены развитием общества.

Поскольку утверждение новых постулатов ведется методом “от противного” и заявляется принципиальная новизна этих постулатов то очевидно что отвергаются все предшествовавшие социологические теории. Обоснованием для подобного нигилизма служит тот факт что на протяжении всей истории социологии по мнению инвайронментальных социологов . “Среда” трактуется преимущественно как часть ситуации социального воздействия в “терминах значения которое ей придается участниками взаимодействия” а не как равноправная в социальном взаимодействиипеременная (к средовым переменным относятся: уровень загрязнения темпы потребления энергии характер застройки и т.п.). Эта изоляция “средовых” переменных была обусловлена социологическим “герметизмом” дисциплинарных традиций. Среди которых инвайронменталисты выделяют две основные: 1) чересчур жесткое определение предмета социологии дюркгеймианский “социологизм”. ”Антиредукционистское табу”-социальный факт.

2) ориентация на индивидуальную оценку ситуации на единичное действие и значение. Которым индивид наделяет это действие при этом физические и пространственные характеристики ситуации опять же игнорируются (веберианская традиция Дж. Мид Ч. Кули У. Томас и др.).

Авторы НЕР подразделяют развитие социологической теории на два основных периода: все что имело место до появления НЕР и собственно НЕР. Это деление обосновывается принадлежностью всех предшествующих НЕр теорий к одной парадигме которая получает название “парадигма человеческой исключительности”. А затем –“парадигма человеческой освобожденности” основным недостатком которой и является “игнорирование взаимозависимости социальных и “средовых”переменных”.

В целом НЕР может быть описана следующими основоположениями:

1) помимо генетической наследственности люди обладают также и культурным наследием и поэтому отличны от всех остальных видов животных;

2) социальные и культурные факторы (включая технологию) являются главными детерминантами человеческой деятельности;

3) социальная и культурная среда является определяющим контекстом человеческой деятельности а биофизическая среда в основном безотносительна к ней;

4) поскольку культура обладает свойством кумулятивности технологический и социальный прогресс может продолжаться бесконечно и все социальные проблемы так или иначе принципиально разрешимы.

Пытаясь соединить разнородные теории в некое целое инвайронменталисты выделяют некоторые общие их характеристики: антропоцентризм социальный оптимизм антиэкологизм берущие начало в “западном мировоззрении”. Для его описания предлагаются следующие посылки:

1) люди существенно отличаются от всех других живых существ на Земле над которыми они доминируют;

2) люди-хозяева своей судьбы они могут выбирать цели и делать все что необходимо для их достижения;

3) мир бесконечен и предоставляет людям неограниченные возможности;

4) история человечества-история прогресса каждая проблема принципиально разрешима и прогресс бесконечен.

Будучи противоположно этой мировоззренческой ориентации НЕР выступает не только как научная парадигма описывающая и объясняющая “новую социальную реальность” но и соответствующих образцов поведения. Исследование взаимодействия социальных и “инвайронментальных” переменных способствовало формированию основоположений “новй парадигмы”:

1) хотя люди обладают исключительными характеристиками (культура технология и т.п.) они остаются одними из многих видов взаимозависимо включенных в глобальную экосистему;

2) человеческая деятельность обусловлена не только социальными и культурными факторами но и сложными связями природной сети поэтому целесообразная человеческая деятельность может иметь неожиданные последствия;

3) люди живут в конечной биофизической среде ( и зависят от нее ) которая налагает потенциальные физические и биологические ограничения на человеческую деятельность;

4) хотя изобретательность людей и приобретаемая благодаря ей сила до некоторой степени и увеличивают несущую способность среды все же экологические законы не утрачивают своей обязательности.

Очевидночто эти постулаты образованы прямым противопоставлением НЕР и NEP. Однако инвайронменталисты несмотря на свою ингилистическую манеру формирования новой парадигмы не хотят лишать ее предыстории и определенной методологической базы. Тем не менее NER все же имеет нечто общее с НЕР; в этом сравнении новая парадигма представляется скорее дополнением к “старой” акцентируя отдельные аспекты последней:

1) NER согласна с тем что люди –исключительный вид но они все же должны рассматриваться как один из многих видов взаимозависимых живых существ;

2) Осознавая то что человеческая деятельность во многом обусловлена социальными и культурными факторами нельзя сбрасывать со счетов и биофизический фактор (среда) как реакцию на социальную активность;

3) Тогда как НЕР игнорирует биофизический контекст социальной активности NER указывает на ограничения человеческой активности налагаемые биофизической средой;

4) Нер предполагает бесконечный и постоянный прогресс социальный и технологический NER напротив считает что как бы ни были изобретательны люди их наука и технология в силах отменить экологические законы.

Число работ из области инвайронментальной социологии на протяжении 70-х годов возрастало что приводило к оформлению NER. “Все инвайронментальные социологи принимая инвайронментальные переменные как релевантные в понимание человеческой деятельности и социальных организаций по крайней мере неявно (и зачастую не осознавая этого) противостояли НЕР ”-считают У.Кэттон и Р.Данлэп.

В своей политической деятельности инвайронментальное движение ориентируется на участие в традиционных политических институтах с использованием традиционных политических средств. Еслиевропейские движения были тесно связаны с выступлениями “новых левых” студенческими волнениями и т.п. то инвайронментальное движение в США наследуя традиции элитизма мелиоризма прагматизма пришло на смену движениям “за гражданские права” и против вьетнамской войны. Вполне понятно что инвайронментализм не принимает и популярной в Европе доктрины “морального тождества”.

Кроме того американские инвайронменталисты не столь подвержены настроениям технофобии как европейские экологисты: значительная часть инвайронменталистов возлагают надежды в решении экологических проблем на совершенствование технологий. Характеристиками инвайронментализма остаются биоцентристские ценности “пределы” материального развития настроения “антироста”.