Смекни!
smekni.com

Русская философия конца ХIХ – начала ХХ в.: Н.Ф. Федоров (стр. 3 из 3)

В «Философии общего дела» Федоров призывает к познанию в самом широком его понимании, к познанию, переходящему в преобразование мира и человека. Истинное знание, не отделяющееся от дела, необходимо включает в себя и нравственное чувство. Истинное просвещение у философа - это настройка всего человека на высокую гармонию его призвания, изменение и преображение всех способностей ума, души, тела. Дело регуляции природы должно быть задачей науки, но не в современном ее состоянии, когда она только «образ мира» и в своей теоретической части занимается «воспроизведением явлений жизни в малом виде» и «созерцаниями, или наблюдениями над теми условиями, от которых зависит жизнь». Такая наука лишь призрачно, мнимо, теоретически господствует над природой. Фактически же наука подчиняется основному закону природы – закону смерти. Чистая, неприкладная сторона науки равнодушна к общим бедствиям. Нужно не отказаться от мысли, а внести ее в природу; не отказаться от науки, а дать ей новое направление, объединяя все разрозненные участки ее работы, наделив их высшей целью. Поэтому главным требованием является неотделимость знания от блага, требуется внесение в научные исследования и технические изобретения ясного и нравственного критерия - высшую цель их усилий. Новая наука должна вырастать из опыта и наблюдений, производимых, как любил повторять Федоров, не кое-где, кое-когда и кое-кем, а везде, всегда и всеми, результаты которых прямо прилагаются к практическому делу регуляции. Из всего вышесказанного вытекает требование интеграции наук. «Ученые, разбившие науку на множество отдельных наук, воображают, что гнетущие и обрушивающиеся на нас бедствия находятся в ведомстве специальных знаний, а не составляют общего вопроса для всех, вопроса о неродственном отношении слепой силы к нам, разумным существам, которая ничего от нас, по-видимому, и не требует, кроме того, чего в ней нет, чего ей недостает, т. е. разума правящего, регуляции». Федоров вводит понятие «сельское знания», которое представляет собой синтез всех наук, в космическом аспекте. «В основе сельской жизни, сельского дела лежит астрономия, т. е. движение солнца по Зодиаку с его проявлением в метеорологическом процессе (конкретная физика и химия), в явлениях растительной и животной жизни». Поэтому, астрономия должна стать наукой, вокруг которой объединятся все науки и произойдет процесс космизации науки. Его мы можем наблюдать в настоящее время, когда любое мало–мальски значимое научное исследование требует участия ученых разных научных направлений. В будущем, по мнению философа, «вопрос политический заменится физическим, причем физическое не будет отделяться от астрономического, т. е. земля будет признаваться небесным телом, а звезды - землями. Соединение всех наук в астрономии есть самое простое, естественное, неученое, требуемое столько же чувством, как и умом неотвлеченным». Высшее же благо – это жизнь, жизнь в высшем ее понимании в духовном ее цвете, жизнь личностная, сохранение, развитие ее, а также возвращение в преображенном виде тем, у кого она была отнята силою обстоятельств, поэтому идея воскрешения становится центральной в творчестве философа. Воскрешение для Федорова - высшая гарантия бессмертной жизни. Нужно, чтобы «все рожденные поняли и почувствовали, что рождение есть принятие, взятие жизни от отцов, т. е. лишение отцов жизни, откуда и возникает долг воскрешения отцов, который сынам дает бессмертие» - писал Федоров. Всеобщее воскрешение означает и морализацию всей Вселенной, внесение в нее сознания. Федоров наметил и основные пути воскрешения: первый это собирание частиц праха умерших, второй непосредственно связан с понятием наследственности. Ведь каждый человек несет в себе частичку своего отца, предка, поэтому так необходимо тщательно изучать себя и свои корни – ради дела будущего воскрешения предыдущих поколений. Воскрешая жизнь, человек действительно доказывает превосходство, господство над природой, так как совершает акт сознательно направленной регуляция природного типа бытия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть общность родовых черт космического, активно-эволюционного направления философии и научного поиска, осуществленного в России в конце ХХ в. Это и понимание восходящего характера эволюции, роста в ней разума и признание необходимости нового, сознательно-активного ее этапа, получившего название – «регуляции природы». Пришло и понимание несовершенства, «промежуточности» нынешней природы человека, но вместе - и высокое его достоинство, преобразовательная роль в мироздании. На человека теперь необходимо смотреть не только как на исторического и социального деятеля или биологический субъекта, но и на существо развивающееся, эволюционизирующее, космическое. Однако субъектом планетарного и космического преобразования признается не отдельный человек, а сборная совокупность сознательных, чувствующих существ, все человечество в единстве своих поколений. Заслуга Федорова состоит в том, что, обосновывая необходимость регуляции природы, он открыл космические перспективы развития человечества, способствовал экологизации естествознания и наметил оригинальный подход к глобальной проблематике, активно обсуждаемой в наши дни. Н. Федоров в своих разработках во многом предвосхитил эти события, которые глядят не только в современные, но и в значительно более далекие времена. В наши дни, озабоченные поисками принципиально нового типа мышления, которое могло бы открыть горизонты коллективной, планетарной надежде, наследие русских космистов и основателя этой ветви философии Н.Федорова приобретает особую притягательную силу.

Список литературы

Радугин А. А.«Философия. Курс лекций» - М;Владос, 1995;

Семенова С.Г. «Николай Федоров: Творчество жизни». М.,1990;

«Социальная философия» - под ред В.Н. Лавриненко – М; Культура и спорт: ЮНИТИ, 1995;

«Философия» - под ред.В.Н. Лавриненко, ВЗФЭИ – М;Экономическое образование, 1994;

Философский словарь.