Смекни!
smekni.com

Социальные проблемы лесного сектора России (стр. 1 из 2)

1. Использование принудительного труда

Использование принудительного труда, может оказаться одной из наиболее острых социальных проблем российского лесного сектора, которые способны оказать серьезное влияние на экспортные проекты. Внутри России это явление воспринимается как традиционное, история которого начитывает многие десятки лет. На многих же рынках экспорта российских лесных товаров его восприятие может быть совсем другим.

Примеры:

    Есть серьезные основания утверждать, что по крайней мере четыре целлюлозно-бумажных предприятия из десяти крупнейших производителей этой продукции в России, используют древесину, заготавливаемую лесными исправительно-трудовыми лагерями. Можно предполагать, что еще пять из них, также частично используют сырье, полученное за счет использования труда заключенных.

Больше половины продукции этих десяти крупнейших российских предприятий целлюлозно-бумажной продукции идет на экспорт, в основном в страны Евросоюза. Известны следующие варианты использования принудительного труда в российском лесном секторе.

1.1. Российские лесные исправительно-трудовые учреждения

Лесозаготовки являлись важной отраслью промышленной империи ГУЛАГа (Главное управление лагерей), и позиции этой системы за последние полвека существенно не изменились. Если с 50-х до конца 80-х система исправительно-трудовых лагерей была третьим по объемам рубок лесозаготовителем в СССР, то в 90-е годы она переместилась на второе место, сразу после структур Рослесхоза.

Общую численность заключенных в лесных исправительно-трудовых лагерях можно оценить в 100 тысяч человек. Заготовленная этой системой древесина прежде всего может встретиться при поставках из Архангельской, Кировской, Свердловской, Пермской областей, Республики Коми, Кемеровской, Иркутской областей, Красноярского края.

Проблемы системы исправительно-трудовых лагерей бывшего СССР и нынешней Российской Федерации общеизвестны. Это, как правило, нарушающие права человека условия содержания, сам механизм принуждения к труду, катастрофическая эпидемиологическая ситуация (прежде всего, по туберкулезу), игнорирование требований техники безопасности.

Наиболее простым решением этой проблемы будет отказ от использования древесины, полученной за счет лесозаготовок системы лесных исправительно-трудовых лагерей, как не соответствующей критериям социальной устойчивости и приемлемости ведения лесного хозяйства.

Однако такой вариант действий может привести к реальной угрозе повышения смертности заключенных от недостаточного питания и болезней. В настоящее время производственная деятельность является важным источником средств для поддержания их существования. Выделяемого для этих целей бюджетного финансирования явно не хватает.

Кроме того, при анализе этой проблемы надо учитывать, что труд заключенных не следует рассматривать как однозначно принудительный. Значительное количество людей, оказавшись в условиях лишения свободы, могут ощущать потребность в какой-то сознательной, в том числе и трудовой деятельности. В такой ситуации основным будет являться уже не вопрос об использовании принудительного труда, а условия, в которых работают заключенные (соблюдение техники безопасности, уровень и характер оплаты и т.д.).

Четко оформившегося общественного мнения о путях решения этой проблемы в условиях современной России нет. В последние годы она не привлекала особого внимания. Однако по мере оформления новых требований потребителей продукции к социальным аспектам деятельности лесного сектора, например, в рамках тех же процессов внедрения систем независимой сертификации, ситуация может быстро измениться, и этот вопрос может стать весьма важным.

1.2. Северокорейские лесозаготовки

Уникальной особенностью российского лесной отрасли являлось наличие лесозаготовительных предприятий Северной Кореи на территории Амурской области и Хабаровского края. В ряде публикаций эти предприятия характеризовались как система северокорейских исправительно-трудовых лагерей на территории России, что неверно. Формально работающие там граждане Северной Кореи не являются заключенными — они свободные граждане своего государства. Другое дело, что условия их проживания и труда мало отличаются от тех, в которых существуют российские заключенные.

Эта система, возникшая в 60-е годы как «братская помощь советского народа северокорейским братьям в деле отражения агрессии американского империализма», сохранилась до сих пор. Однако новые экономические условия, похоже, все-таки сыграли свою роль. По имеющимся у нас сведениям, работа северокорейских лесозаготовителей на территории Хабаровского края была прекращена в конце 90-х годов. На территории Амурской области (центр базирования — г. Тында) она продолжается.

Рекомендации:

А. При планировании проектов в лесном секторе России необходимо осознавать достаточно широкое использование труда заключенных, который в ряде случаев может носить принудительный характер, как на стадии лесозаготовок, так и транспортировки и переработки леса. Наиболее велика вероятность встречи с этим явлением при использовании леса из Архангельской, Кировской, Свердловской Пермской областей, Республики Коми, Красноярскго края, Кемеровской, Иркутской и Амурской областей.

Б. Четко оформленного отношения общественности к проблеме использования труда заключенных в лесном секторе России пока нет, но можно ожидать, что внимание к этому вопросу будет расти. При развитии новых проектов видимо оптимальным будет исключение работы с такими поставщиками. Исключением могут быть только явно социально ориентированные программы, при наличии благоприятного общественного мнения (например, если поступления от этой деятельности будут непосредственно использоваться для лечения туберкулеза среди заключенных).

При наличии таких поставщиков в уже работающих производственных системах, пути решения этой проблемы неоднозначны. Как уже указывалось ранее, резкий отказ от закупок такого леса может поставить под угрозу голода и массовых болезней жизнь большого числа заключенных. В то же время, даже такая аргументация вряд ли будет способствовать улучшению репутации поставляемой на экспорт лесопромышленной продукции.

2. Задержки выплаты зарплаты и ее уровень

Задержки выдачи заработной платы, вплоть до 1 года и более, в периоды низких цен на мировом рынке либо кризиса предприятий лесного сектора России, являются обычным явлением. В ряде случаев они ведут к активным акциям протеста. Однако из-за низкого интереса средств массовой информации к проблемам лесной промышленности России, удаленности районов лесозаготовок, они привлекают незначительное внимание. Тем не менее, за последние годы отмечался ряд таких случаев.

Примеры:

    В регионе S работники лесозаготовительных предприятий на протяжении длительного времени осуществляли блокаду автомобильной дороги, требуя выдачи задержанной заработной платы. Этот случай привлек внимание властей, поскольку протестующим работникам удалось-таки создать серьезные трудности для работы транспорта.

Уровень зарплаты работников российской лесной отрасли по мировым меркам является чрезвычайно низким. Однако для российских условий он считается средним. Жалобы на низкую заработную плату поступают в основном от лесозаготовительных предприятий. Нам неизвестно о случаях организованных форм протеста по этому поводу, хотя недовольство, несомненно, существует. Интересно, что в ряде случаев региональные власти пытаются его провоцировать и использовать в целях давления на руководителей относительно богатых и независимых лесоперерабатывающих предприятий.

Рекомендации:

А. При обнаружившейся изумительной терпеливости работников лесного сектора и их готовности многие месяцы, а то и годы работать за бесплатно, злоупотреблять этим не стоит. Сложившийся уровень заработной платы не настолько велик, чтобы ее еще и не платить. Такие эксперименты совершенно недопустимы, по крайней мере, при реализации проектов, ориентированных на цивилизованные рынки.

Понятно, что при поставках в Китай или Египет вопрос, а получили ли российские лесозаготовители зарплату, никого там волновать не будет. Однако следует не забывать, что некоторые из этих стран (тот же Китай) становятся экспортно ориентированными переработчиками российского древесного сырья. И вот тут-то социальные параметры всей производственной цепочки могут опять приобрести важное значение.

3. Проблема занятости

В условиях, когда предприятия лесного сектора часто являются основными работодателями, начиная от небольших поселков, до городов населением более 50 тысяч человек, проблема занятости стоит весьма остро. Снизившиеся объемы производства, отсталые технологии, неэффективная организация труда, низкая трудовая дисциплина вызывают необходимость значительного сокращения количества рабочей силы. Ошибки в этой сфере, занятие позиции, что трудоустройство увольняемых работников является проблемой не компании, а местных властей, могут привести к очень серьезным проблемам. В то же время, грамотные действия позволяют решить ее достаточно безболезненно.

Примеры:

  • Иностранная компания А купила в России целлюлозно-бумажный комбинат. Анализ его деятельности показал, что после реконструкции предприятия, установки современного оборудования, совершенствования организации труда значительная часть работников окажется просто ненужной. О чем компания им и сообщила. При этом она не сформулировала программы решения проблемы трудоустройства увольняемых, считая, что это является делом местных властей. Однако местные власти так не считали, а наоборот, способствовали нагнетанию напряженности. В результате, большая часть трудового коллектива оказалась настроенной весьма враждебно по отношению к компании А. Наряду с рядом других обстоятельств, это привело к провалу проекта в целом.
  • Леспромхоз К в связи с переходом на механизированные технологии заготовок объявил о планах резкого сокращения числа работников. В ответ работники пообещали осуществить блокаду федеральной автомобильной дороги. После экстренного вмешательства региональных властей конфликт был временно погашен.
  • В леспромхозе Z закупка современного высокопроизводительного оборудования для механизированной заготовки древесины привела к резкому сокращению числа рабочих, занятых заготовкой леса. Длительное время дорогую импортную технику пришлось усиленно охранять, чтобы не допустить ее повреждения или уничтожения.

Рекомендации: