Смекни!
smekni.com

Игра "Жизнь" и "компьютерное" представление о мире и Боге (стр. 2 из 3)

Теперь рассмотрим последствия в отношении теории относительности. Логичным продолжением вышесказанного будет образмерить размер одной ячейки планковской длиной 10-33см. Если глайдер- это фотон, то наибольшая скорость физического объекта будет кратна или равна скорости света. Кроме того, существование такого предела с необходимостью вытекает из дискретности пространства и времени. Если такой предел есть в отношении безразмерных абсолютного пространства и времени, то он будет и в отношении размерных относительных. Отметим, что относительное пространство (измеряемое в м) по нашей гипотезе существует благодаря абсолютному (теоретически измеряемому в целых числах), а абсолютное время в корне отлично по смыслу от абсолютного пространства (ниже мы скажем нечто обратное). Во всяком случае , одно из следствий теории относительности не противоречит "компьютерной гипотезе".

Гораздо хуже обстоит дело с выполнением принципа относительности в галилеевых системах. В рамках нашей гипотезы, прежде всего, должна получить объяснение сама возможность непрерывности поступательных движений. В этих случаях все атомы и частицы их составляющие, хотя и совершают собственные движения, движутся с небольшой по меркам игры "Жизнь", но согласованной скоростью. Единственный выход состоит в том, что атом совершает движение как целое, т.е. лишь через много ходов гигантская фигура (как бы махина) транслируется на одну клетку в самоподобном виде. Направление движения этой большой фигуры определяется двумя обстоятельствами; 1) собственной случайной асимметрией 2) неравномерностью прихода переносчиков взаимодействий. В равномерном прямолинейном движении гораздо важнее первая причина. Данное объяснение эстетически довольно плохое. Еще одним, не слишком приятным следствием, является необходимость признать взаимозависимости вектора скорости фигуры и ее конфигурации. Это также еще одна сторона признания нетождественности частиц. Таким образом, мы возвращаемся к объяснению Лоренца опыта Майкельсона, при этом принцип относительности выступает не независимым физическим и философским постулатом, а лишь интересным следствием строения вещества. Лоренцево сокращение тогда отнюдь не кажущееся, а физическое, реальное по отношению к абсолютному пространству. Оно в свете гипотезы уже менее фантастично, чем думалось в начале века, но по-прежнему поразительно. Конечно, при этом сокращаются не "длины" ячеек, а, скорее всего, безразмерные расстояния между фигурами. Насколько изменяется сама конфигурация фигуры при этом неясно.

Что касается общей теории относительности, то гипотеза допускает взаимодействие гравитона и фотона (а оно более вероятно вблизи массивных тел!), но исключает всякое искривление пространства. Легко себе представить ограниченную Вселенную, где граничные в математическом смысле ячейки не изменяют своего состояния при любом номере хода. Тогда мир представляется как бы завернутым в капсулу. На начальном этапе развития Вселенной еще не могло существовать никаких известным нам физических законов и частиц. Обычные же частицы (фотон, протон, электрон) уникальны в том смысле, что соответствующие им фигуры обладают не только собственной устойчивостью, но и "выживаемостью" (лучше "самовоспроизводимостью") в столкновениях с другими же обычными частицами. Напрасно ждать в обычных условиях самопроизвольного распада протона, ибо число возможных комбинаций при столкновениях конечно. В этом смысле протон вечен, и некорректно описывать это в терминах "большого периода полураспада". В недрах звезд или при рождении Вселенной мы вправе ожидать противоположного.

5. Гносеологические следствия.

К чему должна стремиться физика? Она должна раскрыть правила игры Природы, т.е. параметры первой группы плюс уравнения итерационной процедуры. Этих правил немного, и они просты, подобно правилам игры Конвэя. Из них, используя всю мощь дискретной математики, физика должна получить все многообразие частиц (с указанием их конфигураций). Для наиболее распространенных частиц следует дать однозначное соответствие, руководствуясь известными законами сохранения (лептонного заряда, например) в элементарных реакциях. Все известные ныне законы квантовой механики (соотношение неопределенностей, уравнения Шредингера и Дирака, правило Гунда и т.д.) представляются некоторыми "теоремами" особого математического языка, который еще нуждается в переводе на язык "аксиом" игры. А.Пуанкаре в этом смысле правильно писал о связи нашего математического знания о многоугольниках с первичными аксиомами, понятиями и теоремами евклидовой геометрии [3, c.20]. Сложившаяся ситуация напоминает отношение ньютоновой механики и старого учения о теплоте, пока их не связала статистическая физика. Отличие лишь в том, что мы знаем основы термодинамики (квантовой механики), но не знаем механику (правила игры). Поэтому следует подчеркнуть, что "компьютерная" гипотеза никоим образом не отменяет и не стесняет уже имеющиеся понятия, подобно тому как современный физик не упрекает химика в том, что он оперирует "термодинамическим потенциалом Гиббса" или считает ядро атома неизменным. Самым трудным будет получить вывод всем известных "законов природы": закона сложения скоростей Галилея, законов механики, закона сохранения энергии и импульса. Заметим, что из "компьютерного опыта" (по наблюдению за трансформациями, например, процессом гибели, различных начальных конфигураций) мы знаем много случаев несохранения числа клеток фигуры; любопытно, что для глайдера (рис.1) число клеток ("масса") сохраняется равным 5. Итак, какими же должны быть "аксиомы", чтобы получить известные нам на данном этапе развития физики "теоремы"?

Весьма возможно, что при разрешении этой проблемы имеющиеся эмпирические данные не дадут однозначного ответа, т.е. будут существовать несколько альтернативных теорий. Расширить же опытную базу принципиально невозможно, поскольку фатально неутешительное качество приобретет разрыв масштабов миров объекта и субъекта, ставя предел познанию мира. Говорят, правда, что предполагаеый "конец науки" связан с недостижимостью огромных энергий в коллайдерах, но дело все же в гигантской разнице бытового размера в 1см и планковской длины (10-33см). Есть, тем не менее положительное следствие. Дело в том, что аксиомы игры Природы будут сформулированы на простом, ясном человеческом языке в отличие от "корпускулярно-волнового дуализма" квантовой механики и "странности" элементарных частиц. Неправильно, однако, спрашивать о "физическом смысле" тех или иных натуральных чисел (божественного происхождения согласно Л.Кронекеру), присущих игре. Понятия "силы", "поле", "масса" например, приобретут всего лишь метафорическое значение. Может показаться странным после сложности современных разделов физики, что "аксиоматику" игры Природы возможно передать через доступный даже игрокам в шашки понятийный аппарат. Однако, здесь уместно вспомнить учение Канта об априорных формах человеческого рассудка (таблица категорий) [4]. А если принять во внимание эволюционную теорию Дарвина, казавшиеся Канту априорными формы чувственного восприятия и в самом деле могут дать нечто, касающееся действительной формы устройства мира. Это происходит потому, что последние формируют в психофизиологическом плане первые. Кстати, если пользоваться терминологией Канта, мир "мигающих" математических фигур является нам миром масс и зарядов; неподвижное абсолютное пространство и время предстают самими "вещами в себе", и лишь наши относительные размерные пространство и время соответствуют кантовским априорным формам чувственного восприятия.

То, что об этом мире "вещей в себе" можно все-таки сказать кое-что, правда, не более, чем в общем и туманном виде, покажут нам два соображения о количестве измерений (индексов) абсолютного пространства. Предварительно заметим, что самая простая причина того, что относительное пространство трехмерно, состоит в том, что и абсолютное пространство трехмерно. Первое соображение основывается на трех полусовпадениях: 26= число кубов в окрестности куба в 3-х мерной игре "Жизнь"= число букв латинского алфавита » 20-23= число аминокислот, кодирующих наши белки. Кириллица в этом отношении избыточная кодировка, ведь буквы й,ё,ъ мы редко используем. Число сортов "кирпичиков" ферментов, отвечающих за наше химическое взаимодействие с миром, чуть меньше- 23 (включая 3 "незаменимых "аминокислоты), но вспомним, что в нашем биосферном окружении нет некоторых химических элементов (He, Xe, U), следовательно отсутствует необходимость их опознать. Есть, правда, нейтрализующее возражение: 26-27 относится к числу независимых переменных в итерационной формуле, определяясь дефиницией окрестности ("связность") ячейки; так, вместо 8 соседей квадрата можно рассматривать 6 соседей правильного шестиугольника, и тогда пространство может иметь отличную от 3 размерность. Второе соображение проистекает из того, что всякая начальная конфигурация в классической игре "Жизнь" рано или поздно распадается на устойчивые фигуры. Лишь если размерность задачи больше или равна 3, то возможно явление детерминированного хаоса. Сходное положение имеет место для систем нелинейных дифференциальных уравнений без запаздывания.