Смекни!
smekni.com

Cофисты (стр. 2 из 2)

Второй глобальной проблемой, занимавшей умы софистов, была проблема "человек и познание", в процессе решения которой они приходят к релятивизму, то есть признанию того, что всё в мире относительно. Протагор первый заявил, что "о всяком предмете можно сказать двояко и противоположным образом", и он же выдвинул знаменитый тезис: "Человек есть мера всех вещей, существующих что они существуют, не существующих что они не существуют", на основании которого был сформулирован критерий: "Мнение человека есть мера истины". Протагор, однако, переводит данную проблему в практическую сферу: все ощущения и основанные на них мнения истинны, только "одно лучше другого, но ничуть не истеннее". В итоге мысль Протагора об относительности человеческих понятий сводится к тезису: "всё истинно".

Горгий придерживается внешне противоположной, но в сущности той же позиции: "всё ложно". В своём рассуждении "о природе" он выдвигает три тезиса: 1). Ничего не существует. 2). Если даже нечто и существует, то оно непостижимо. 3). Если оно и постижимо, то невыразимо и необъяснимо для других. Подобный нигилизм, как и протагоров релятивизм, является логическим выводом из субъективистского в своей основе подхода к внутренней противоречивости понятий.

Хотя многие критики часто определяют деятельность софистов словами "блеск формы и нищета содержания", следует обратить внимание на то, что риторический аспект софистики, к которому чаще всего и относятся подобные характеристики, вовсе не является пустыми рассуждениями. Софистов часто упрекают в том, что они равнодушны к жизненным проблемам граждан и что их учения носят несколько отвлечённый характер. Однако подобная "отвлечённость" необходима для глобальных обобщений, для более искусного и логически верного решения практических задач. Якобы пустые, "беспредметные" рассуждения софистов, приложенные к какой-либо реальной проблеме, обретает вполне понятный смысл и становятся как бы двигателем этой проблемы, то есть софистика в сочетании с действительностью уже представляет собой некий живой организм. Софистика словно оформляет практику, определённым образом дополняет её. Подводя итог вышесказанному, можно привести слова исследователя Б.Чернышева, который говорит, что деятельность софистов "заключалась в том, что они оформили практику и возвели её в теорию, в логос"[8].

Значение деятельности софистов велико не только для жизни Древней Греции, но и для мировой науки. Платон в одном из своих сочинений писал, что ни Гомер, "первейший из поэтов и первый из трагиков", ни другие поэты и художники Древней Греции "не могут сравняться по своему воспитательному влиянию с софистами". Учение софистов занимает весьма важное место в мировой истории философии, а их философское наследие представляет и сегодня огромный интерес не только с точки зрения рассмотрения их выводов как определённого этапа в истории философии, но и в плане блестящего примера логического, аналитического мышления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Богомолов А.С. Античная философия. М.: Издательство Московского университета, 1985.

2. Чернышев Б. Софисты. М.: "Ранион", 1929.

3. БСЭ. М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1976. Т.24. Кн.I. С. 208 и С. 211.


[1]Чернышев Б. Софисты. М.: "Ранион", 1929. С. 39.

[2]Богомолов А.С. Античная философия. М.: Изд. Московского университета, 1985. С. 111.

[3]Чернышев Б. Софисты. М.: "Ранион", 1929. С. 37.

[4] Пересказ по книге: Чернышев Б. Софисты. М.: "Ранион", 1929. С. 37.

[5] По книге: Богомолов А.С. Античная философия. М.: Издательство Московского университета, 1985. С. 114.

[6] По книге: Богомолов А.С. Античная философия. М.: Издательство Московского университета, 1985. С. 115.

[7] По книге: Богомолов А.С. Античная философия. М.: Издательство Московского университета, 1985. С. 116.

[8]Чернышев Б. Софисты. М.: "Ранион", 1929. С. 31.