Смекни!
smekni.com

Общие тенденции развития и характерные черты русской идеалистической философии (стр. 3 из 3)

Себя Н. А. Бердяев считал свободным. Центр творчества Н. А. Бердяева - свобода. Н. А. Бердяев в работе "Смысл творчества" пишет следующее: "человек предшествует философии; человек - предпосылка всякого философского познания. Философия не в силах уйти от того, что философствует человек и что философствует для человека". Поставив в центр проблему человека, Н. А. Бердяев из работы в работу обращается к ней. Бердяев: "В центре моей мысли всегда стояли проблемы свободы, творчества, личности, зла и теодецеи, т. е. в сущности одна проблема: проблема человека, его назначения, оправдания его творчества".

Эта проблематика позволяет отнести воззрение Н. А. Бердяева к экзистенциализму. Н. А. Бердяев прошел школу немецкой философии. "Истоки моего философствования - Кант и немецкая философия". Особенно велико было влияние Канта.

Н. А. Бердяев стремился разгадать суть человека (самое главное в нем). Это для Н. А. Бердяева значило разгадать тайну бытия. И рассматривая эту проблему Н. А. Бердяев приходит к выводу о том, что человек - малая вселенная (микрокосмос), т. е. в каждом человеке отражается Вселеная. В каждом человеке запечатлена история человечества (аналогия с миром идей Платона).

Человек - не только природное существо, и в нем отражается не только космос и природа, но человек - это еще и микрокосмос (по образу и подобию бога). "Человек сознает себя принадлежащим к двум мирам. Природа его двоится и в сознании его преобладает то одна природа, то другая. Человек сознает свое величие и мощь и свое ничтожество и слабость, свою царственную свободу и свою рабскую зависимость; сознает себя образом и подобием бога и "каплей в море" природной необходимости". Наряду с проблемами человека Н. А. Бердяев приходит к вопросу об ответственности бога за зло, которое человек может наблюдать в мире. Эта проблема называется "теодецея". Если мы признаем то, что мир сотворен богом, мы должны признать, что бог ответственен за зло. Бердяев выдвинул тезис, что свобода существует в нескольких вариантах: первичная, рациональная.

1-ая существует до бога, т. е. бог не обладает властью над свободой, которая им не создается, и, следовательно, он не несет ответственности за зло добытийственной свободы. Н. А. Бердяев видел зло и противоречие в деятельности православной церкви.

3) Социально -политические воззрения Н. А. Бердяева.

Направленность творчества Бердяева характеризуется антропологической и социально -философской историей бытия.

Философское осмысление истории возможно лишь на о пределенном этапе развития общества.

Только в 19 веке получила развитие историческая наука. Интересна марксисткая концепция исторического процесса.

Упрощенная марксисткая философия: материализм -экономический (в сфере материального производства) - определяющая роль материалистических отношений в историческом процессе. Но и духовная деятельность играет не меньшее значение.

Философия Бердяевской философии возможна, если за определяющее взято духовное начало.

Философия истории - один из путей к познанию духовной действительности. Это есть наука и духовность, приобщающая нас к тайнам духовной жизни.

Человек - микрокосмос, по -Бердяеву, по внутренней природе есть великий мир, в котором отражается и пребывает весь реальный мир и все великие исторические эпохи. Такое видение человека является предпосылкой и условием для создания исторической науки. Существует неразрывная связь между ними.

Эскатология - учение о конце истории, об ее разрешении. Философия истории возможна, если в нее вводится религиозное понпмание времени(проблема начала и конца). Если она рассматривается с христианской точки зрения (в центре теории - личность Христа)

История приобрела: динамизм, идею неоднократности, неповторения событий, - концепцию единства исторического процесса.

История постижима благодаря Христу (совершенный человек, образ Бога). Создавая философию истории, Бердяев задается вопросом прогресса общества.

Какой ценой достигается прогресс общества ? Бердяев: Если мы верим в прогресс как конечную цель, то тем самым мы отрицаем смысл жизни прошлых поколений, которые превращаются в орудие достижения этой цели.

О ПРОГРЕССЕ: "Внутренне неприемлема, религиозно и морально недопустима позитивная идея прогресса. Т. е. природа этой идеи такова, что она делает невозможным разрешение муки жизни, разрешение трагических противоречий и конфликтов для всего человеческого рода. "

ВОПРОС О РОССИИ: Ее предназначение - решить вечный спор между Востоком и Западом. Россия еще не осознала своего призвания (должна проснуться и осознать свое предназначение).

СОЦИАЛЬНО - ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ БЕРДЯЕВА Бердяев критически относился к коммунизму. Он предвосхитил волну социального критицизма.

"Воля к жизни", "Человек и машина" - критика капитализма за его бездуховность, антигуманный характер. Всякое бывшее организованное общество враждебно свободе и склонно отрицать человеческую личность.

Бердяев различал марксизм как учение и как реальное воплощение на практике ("Истоки и смысл русского коммунизма" - 1937 г. на английском языке). Здесь он проанализировал особенности русской истории, национального характера: что необходимо было для восприятия русской революции интеллигенцией.

Исходное утверждение: специфическая особенность русской души, православный аскетизм со стихийно-природным началом. Русский народ - полярные противоположности: государственно-деспотическим и анархически свободолюбивым, склонным к национальному самомнению и всечеловечность. Религиозная формация русской души выработала: догматизм, аскетизм, способность нести страдания и жертвы во имя своей веры.

Религиозная энергия русской души переключается и направляется целям нерелигиозным (к социальным целям) - способность. Этим свойствам созвучен марксизм (с религиозной точки зрения).

ТРАКТОВКА МАРКСИЗМА ПО-БЕРДЯЕВУ: Русский марксизм отличается от западного. Характерные для русской интеллигенции черты: способность беззаветно отдаваться идеям, идолопоклонничество, то, что на Западе выступало в качестве гипотезы, в России предмет абсолютной веры. Мотивы деятельности русской интеллигенции: протест против зла, сочувствие

обездоленным. Рассматривая:

- нигилизм - анархизм | Бердяев видит отражение русской души.

- народничество +

Специфика русского марксизма: первое поколение восприняло марксизм в чистом виде, чтобы развенчать идеи народничества.

К социалистической революции можно прийти в результате индустриализации капиталистических отношений и формирования в массах революционного самосознания (Эту точку зрения разделял Плеханов - как поМарксу).

БОЛЬШЕВИЗМ Основной акцент - рабочий класс - носитель новых революционных идей - формирования марксизма как религии. Рабочий класс миссия для спасения от социальной несправедливости.

Но Бердяев не считал, что революция была случайной. Революция была объективна;и социалистическая в силу предрасположенности русского человека к социалистическим идеям.

Заслугой Ленина, по-Бердяеву, является то, что он остановил хаотический распад России. Бердяев не отождествлял теорию и практическое применение теории коммунизма.

Каков выход России? Соединение идей коммунизма и христианства - создание христианского социализма. Христианство разрешает проблему отношений личности и общества.