Смекни!
smekni.com

А.С. Хомяков (стр. 2 из 2)

Хомяков подчеркивает важность неразрывного единства любви и свободы. Именно это является особо ценным в его религиозных и философских работах.

Взгляды Хомякова на историческое развитие человеческого общества и на социальную жизнь неразрывно связанно с его религиозной философией. В "Мыслях по вопросам всеобщей истории" ("Семирамиде") Хомяков сводит весь исторический процесс к борьбе двух принципов- арийского и кушицкого. Арийский принцип означает духовное поклонение "свободно творящему духу", а кушицкий принцип (родиной которого является Эфиопия) - подчинение материи, "органической необходимости, определяющей свои результаты посредством неизбежных логических законов". Арийский принцип в религии- это величественный монотеизм, высочайшим проявлением которого является христианство. Кушицкий принцип в религии- это пантеизм с отсутствием определённого божества в нравственном смысле. Борьба этих двух принципов в истории является борьбой между свободой и необходимостью.

Осуществление идеалов христианства в процессе исторического развития Западной Европы задержано в силу рационалистического искажения их и гордого чванства её народов. Россия приняла от Византии христианство в его "чистоте и целостности", свободное от одностороннего рационализма.

Смиренность русского народа, его набожность и любовь к идеалам святости, его склонность к общественной организации в форме деревенской общины или артели, основанной на обязанности взаимопомощи, - всё это даёт основание полагать, что Россия пойдёт дальше Европы в вопросах достижения общественной справедливости и, в частности, найдёт путь к примирению интересов капитала и труда.

Хомяков говорит, что аристократический режим воинственных народов чужд славянам, которые составляют земледельческую нацию. Мы, говорит он, всегда останемся демократами, отстаивающими идеалы гуманности. Пусть каждая народность живёт мирно и развивается самобытно.

Больше всего Хомяков ненавидел рабство. По его словам, безнравственность является главным злом рабства. В противоположность Киреевскому и К.Аксакову, Хомяков не замазывает пороки русской жизни, а жестоко их обличает. Вначале Крымской кампании 1854-1855гг.(против Турции, Франции и Англии) со страстью и вдохновением пророка он осудил порядки современной ему России(перед реформами Александра I I) и призвал её к покаянию.

Несмотря на то что Хомяков и Киреевский критически относились к Западной Европе, она оставалась для них сокровищницей духовных ценностей. В одной из своих поэм Хомяков говорит о Европе как о "стране святых чудес". Особенно он любил Англию. Хомяков считал, что главное достоинство общественной и политической жизни этой страны заключается в правильном равновесии, которое поддерживается между либерализмом и консерватизмом. Консерваторы являются сторонниками органической силы национальной жизни, развивающейся на основе первоначальных источников, в то время как либералы - сторонники личной, индивидуальной силы, аналитического, критического разума. Равновесие этих двух сил в Англии никогда еще не нарушалась, так как, по словам Хомякова, каждый либерал, будучи англичанином, вместе с тем является в какой-то мере консерватором. В Англии, как и в России, народ держится своей религии и берёт под сомнение аналитическое мышление. Но протестантский скептицизм подрывает равновесие между органическими и аналитическими силами, что создаёт угрозу будущего Англии. В России равновесие между такими силами было нарушено опрометчивыми реформами Петра Великого.

Наиболее ценные и плодотворные мысли Хомякова содержаться в его учении о соборности. Соборность означает сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям. Эта идея может быть использована для разрешения многих трудных проблем социальной жизни. Хомяков показал, что она применима как к церкви, так и к общине. Анализируя сущность христианства, он вы двинул на первый план неразрывную связь между любовью и свободой, которую мы находим в христианстве. Будучи религией любви, христианство поэтому является и религией свободы.

Для полного понимания идеи сочетания любви и свободы требуется всесторонне разработанная система метафизики - теория об онтологической структуре личности и мира, конечном идеале, связи между богом и миром и т. д.

Хомяков так и не развил своих теорий. Они были развиты значительно позднее Владимиром Соловьёвым.