Смекни!
smekni.com

Социальная философия Г.С. Сковороды (стр. 4 из 5)

Форма мысли - человеческая речь, понятия, слово. “Божественным” даром речи, учил Г. Сковорода, человек выделяется в мире живых существ. Велика роль языка в познании. В слове, как в семени растения, заключается огромная сила. О значении слова и речи в процессе познания и общения людей друг с другом Сковорода пишет в письме к священнику Я.И. Долганскому от 25.11.1773г. “Разговор, - указывал он, - есть сообщение мыслей и будто взаимное сердец лобызание; соль и свет компаний - союза совершенства”35.

Логическое мышление, считал Сковорода, есть высшая способность человека, позволяющая проникать в сущность натуры, бога. Украинский философ требовал доказательности выводов, строгой логической последовательности выяснения истины. Человеческий разум, доказывал он в произведении “Беседа, нареченная “Двое”, всегда стоит перед выбором: ложь или истина, добро или зло. Этот выбор предлагает ему, с одной стороны, сам предмет познания: пища явно существует не только для тела, но и для души, песня для ушей и разума, на смену зимы приходит лето, стужа сменяется теплом и т.п. С другой стороны, в силу своих практических потребностей человек и духовные свои стремления облекает в творческую форму поисков истины, которой в готовом виде нет: она не дана богом вместе с рождением человека и не является ему сама собою, или путем откровения, наития божьего. Знаниями естественной истории, механики, физики, права, медицины и т.п., считал философ, современники обязаны наследству многих предшествующих поколений людей. Так Сковорода подходит к глубокой диалектической догадке о познании как о сложном историческом процессе.

Считая, что в поисках истины залогом непременного успеха являются активность пытливого разума и труд36, украинский философ стремился избежать ограниченностей рационалистических систем в понимании критерия истинности и целей познания. В отличие от рационалиста Декарта, в качестве исходного основания своей теории познания Г. Сковорода выдвигал принцип: натура - мать познания. В басне “Собака и Кобыла”37 он едко высмеивал “чересчур обученных” сторонников идей: “искусство - выше действительности” или “искусство увенчивает природу”. В духе пантеистического миропонимания мыслитель - поэт и композитор доказывал, что природа выше искусства, науки и является их основанием. Из этого тезиса (вывода) следовали его эстетические и педагогические идеи. Природа - источник и руководительница творческих усилий человека. В ряде произведений (“Благородный Еродий”, “Убогий Жаворонок” и др.) он заявлял, что приращение художеств, научные открытия, мощь человека в борьбе за счастье зависят от труда и опыта людей: “…во всех науках и художествах плодом есть правильная практика”38.

Нелишне указать, какой смысл вкладывал украинский философ в понятие “практика”. Рационалистическое, субъективно-идеалистическое и сенсуалистическое толкование опыта не удовлетворяли уже его предшественников рационалистов-деистов - Ф. Прокоповича и А. Кантемира. Развитие промышленного производства, опытных знаний, теоретическое обоснование их в России требовали нового подхода к трактовке понятия опыта. Поэтому свой взгляд на опыт, практику Г. Сковорода возвышает до включения в это понятие не только наблюдения, “общения с природой”, но также “делания”, воспроизведения, “труда”, “действования” и т.п. Это представление являло собой новый взгляд на опытную сферу познавательного процесса. Теория, мораль, наука, считал он, - “семья благих дел” во имя человека и общества.

В басне “Две курицы” понятие практики связано с понятием “сродности”, присущей всем людям. “Сродностью” называются природные склонности, а также некое “назначение” каждого человека: землепашцу - возделывать землю, сапожнику - делать сапоги, ученому - трудиться над приращением знаний и т.п. Практика всегда должна быть в единении со “сродностью”, “сродность” - с трудолюбием. “Как практика без сродности есть бездельная, так сродность трудолюбием утверждается”39.

Познание себя с антропологической точки зрения - это познание человеком своих собственных “сил” и “средств”, их организации.

Теория самопознания Сковороды представляла собой не только пантеистическое философское построение, но также, по форме, теологическое (точнее - теистическое) учение. Ее автор видел в самопознании богопознание, в котором он искал “истинного человека - подобного богу”, поскольку считал, что знание человеком законов природы, полное освобождение от заблуждений и пороков в результате “самопознания” и “самосовершенствования” поднимает человека выше Платона, Эпикура, Сенеки и Декарта, т.е. делает его “богоподобным”.

Гносеология Г. Сковороды - передовое учение своего времени. Главные ее выводы не только в условиях XVIII в., но и позднее играли большую роль в развитии естествознания и философии на Украине и в ряде других, прежде всего славянских, регионов мира.

Социальная философия и нравственность.

Г. Сковорода стремился обосновать принципы анализа общественной жизни, во многом основываясь на выводах своей философии, опираясь на доктрины просветителей Петровской эпохи, “Ученой дружины Петра I”, передовые идеи Киево-Могилянской академии других отечественных и зарубежных мыслителей. Демократические идеи седой античности и народные идеалы XVIII в. станут предметом его философского синтеза. Поскольку философия должны служить ариадниной нитью познания и преобразования действительности в интересах человека, поскольку Г. Сковорода стремился дать посильный анализ действительности екатерининской России с ее вопиющим разгулом беззакония, нестерпимым произволом царских чиновников и военачальников, бессмысленной расточительностью русских дворян и украинских панов и наряду с этим нищетой крестьянских масс, в целом - мира несправедливости и зла. На плечах бесправного и обездоленного люда утвердился мир “благородных” дармоедов, паразитическая праздность которых и их безумная погоня за престолами, скипетрами, золотом, чинами и “грунтами” (землей) составляет смысл их жизни, ее закон. “Мир есть пир беснующихся, торжище шатающихся, море волнующихся, ад мучающихся”40.

Г. Сковорода в своем разоблачении современного ему мира угнетателей приходит к широким обобщениям. Царскую власть он считал главной виновницей того, что высокие чины, права и земли раздавались по принципу дележа военной добычи: военачальники-дворяне, забирали все, солдатам - крестьянскому “черному” люду - не оставалось ничего.

Мыслитель-гуманист считал, что распространенные среди имущих и знатных членов общества сребролюбие и лихоимство порождены властолюбием и праздностью. В сочинении “Брань архистратига Михаила со сатаною” монахов-лихоимцев автор называет “лицемерами”, “мартышками святости”.

В “Житии Григория Сковороды” М.И. Ковалинского приводится знаменитый “Сон” украинского мыслителя, написанный им в селе Каврай (около Переяслава) в 1758 г. По сути своей это едкий памфлет на общественный строй России XVIIIв. В царских дворцах и чертогах веселится знать: каждый участник торжества - в маске; никто не имеет человеческого лица. Повсюду господствуют пороки…

Обличительные картины “Сна” Г.С. Сковороды возвышаются до степени гражданского протеста. В этом, как и в других произведениях, автор разоблачил грабителей народа - “шершней” (трутней), крепостников, родовитых тунеядцев, всех тех, кто стремился построить свое счастье на капитале или дворянском происхождении. Философ являлся прямым продолжателем Кантемира, предшественником Котляревского, Гребенки и Крылова.

В песне 17 “Сада божественных песен” Сковорода указывал на источник его “тоски”, причину его удручающих мыслей. С одной стороны. Это отчетливое понимание поэтом бед, горя, нечеловеческих испытаний современного ему поколения простых людей; с другой - ощущение беспомощности каким-либо образом, но существенно помочь перебороть это горе. Мыслитель вплотную подходил к пониманию того трагического положения, в каком находились передовые люди его эпохи, пребывавшие, как и он в условиях крепостного рабства - этого “мрака ночи” томительного еще и тем, что спит народ. Оговоримся, что заключение мыслителя о “спящем” народе относится к середине 60-х годов, т.е. к периоду до Пугачевского восстания.

Стремясь поднять народ к лучшей жизни, Сковорода призвал его к “бодрствию”, к борьбе с невежеством, нищетой, угнетением. Поиски средств преображения жизни составляют одну из сторон социальной концепции украинского мыслителя. Философ-демократ обращался к простым людям с призывом “сторониться” знатных особ или в общении с ними оставаться “самим собою”. Сильных “мира сего” поэт уподоблял ястребам, которые живут кровью жаворонка и о его тело “точут когти”. Даже метод “сродности” он применял как метод обличения того положения в царской России, при котором чины, звания, высокие посты занимали не по “призванию”, не “по уму” и способностям, а по званиям, что открывало дворянам двери в жизнь, закрывая их для людей из “простого народа”. Открыть эти двери народу, считал Сковорода, двери к свободной жизни должны прежде всего просвещение, наука, философия, новые моральные принципы, созданные в согласии со “сродностью” человека и в соответствии с его натурой.