Смекни!
smekni.com

Уильям Оккам (стр. 3 из 6)

Кроме этого, философскими аспектами, несомненно, обладали проблемы “доказательств” существования бога; отношений разума и веры, а также структуры бытия; проблемы добра и зла; “сотворения” мира и “бессмертия” души.

Оккам не предпринимает попыток рационально совместить догму о Святой Троице с человеческими представлениями, он ставит её за пределы разума. В этом бескомпромиссном отказе, отчётливо проступает закат схоластики. Разум не в состоянии предложить поддержку вере, ибо он не имеет ничего более прозрачного, чем данное вере в Откровении [6,с.179]. Владения веры и разума не пересекаются.

По Оккаму связь между человеком и богом только в чистом акте Божественной созидательной воли, другой связи нет. Поэтому “универсальные сущности” (посредники между богом и людьми) не что иное, как высокомерие языческого сознания. Тоже относится к метафизике бытия Фомы Аквинского. По Оккаму, следовать этому означает метафизически быть посреди дороги между разумом и верой, при неспособности ни удовлетворить первый, ни поддержать вторую [6,с.179].

Уильям Оккам делает проницаемой перегородку между божественной и человеческой творческой деятельностью. Эта проницаемость даёт человеку возможность действовать и в земном мире, и в божественном творческом мире, создавая возможности для будущей науки [7,с.62]. Своими воззрениями Оккам выражал новый философский дух, противоположный классической схоластике, его подход был антисистематическим, антидогматическим, антирационалистическим и антиреалистическим [8,с.282]. Освободив философию от препятствовавшей её развитию и даже тянущей её назад теологии, Оккам подготовил почву для развития точного естествознания. Его творчество ознаменовало закат схоластики и являлось переходным звеном к передовой философии Нового времени.

РАЗДЕЛ 2. Онтология Оккама

Каноны научного исследования изложены Оккамом в работах: “Expositiosuperphysicam” (“Изложение помимо физики”); “Quaestionesinlibrosphysicorum” (“Исследования на книги физиков”); “Philosophianaturalis” (“Естественная философия”). Эти работы Оккама связаны с новой логикой и критикуют космологию

2.1. Анализ философских категорий материи, субстанции и категории сущности

Учение Оккама о материи представляет не только значительный философский интерес, для своего времени оно было весьма прогрессивным. Суть его учения в стремлении поставить категорию материи не на службу абстрактным схоластическим рассуждениям о “чистых сущностях”, а использовать её при трактовке вопросов постижения внешней реальности. Оккам не приемлет тезис о том, что никакая вещь не может обладать реальностью в отрыве от формы. Он считает, что материя существует до возникновения вещи, а форма начинает существовать в процессе существования вещи.

Для обоснования этого положения Оккам пользуется понятием первичной материи. Он пишет: “… есть двоякая материя, прежде всего первичная материя, которая в силу своей сущности изначально не включает в себя никакой формы, а наделяется затем различной формой. И эта [первичная] материя есть одна и та же основа в любых подверженных возникновению и порче [предметах]” [1,с.76].

Материя, по Оккаму, один из необходимых принципов бытия, нечто предшествующее любому предмету, она потенциально имеется при всех субстанциональных формах, это некоторый предмет, действительно существующий. Нет никакой необходимости, чтобы материя постоянно обладала тем, что сейчас ей присуще, также как нет необходимости, чтобы она всегда сосуществовала совместно с тем, что сейчас ей сопутствует [1,с.77].

Анализ термина “материя” Оккам сопровождает замечаниями о типичных случаях его употребления. Во-первых, “термин материя” употребляется в значении “предмет”. Часто материя (в логике) понимается не как то, что подвержено превращению, а в смысле объекта или предмета науки. Во-вторых, философ употребляет термин “материя” для обозначения составных частей целого как некоторого абстрактного предмета; например, полукруг есть часть круга, в этом смысле полукруг - “материя” круга. В третьих, материя может пониматься в смысле физического вещества: философ говорит, что медь есть материя статуи, то есть, употребляется, обозначая то, чего раньше не было. В-четвёртых, “материя” в собственном смысле употребляется в значении одной из частей реального объекта, то есть происходит разграничение материи и формы. У Оккама форма понимается как физико-геометрическая характеристика.

Оккам в противовес скотистам различал лишь два начала природных тел: материю и форму. В отличие от томистов оккамисты (и скотисты) допускали возможность существования материи без формы - неоформленной материи. В оккамовском смысле форма понимается непосредственно как одна из частей субстанции, противополагаемой материи. В ряде тезисов Оккама форма отождествляется с силой.

Реально материя существует в единичных вещах. А как общее она дана в интенциональном бытии. Материя не имеет ни начала, ни конца во времени, она вечна и неуничтожима. Он полагает, что разные вещи состоят из разной материи: “Ведь ни одна и та же материи у тебя и у меня, нельзя каким-либо образом вообразить, будто она одна в человеке и в осле”[1,с.179]. Из этой предпосылки Оккам, основываясь на следствии, что нельзя найти два предмета, чтобы каждый из них был бы той же самой вещью, что и другой, делает вывод о структуре мира, как состоящего из единичных вещей. Согласно Оккаму, реально существует лишь единичное; любая вещь вне души единична, и только в познающей душе возникают общие понятия [9,с.123].

Оккам полагал людей как объекты, состоящие из двух материй - телесности и разумности, вместе представляющих “составную” материю.

Смелой для своего времени была идея Оккама о материальной однородности космоса с подлунным миром. Для доказательства этой своей мысли Оккам ссылается на принцип простоты или принцип бережливости, который в дальнейшем получит название “бритвы Оккама”.

Знаменитая “бритва Оккама” не допускает преумножение сущностей без необходимости. Если для объяснения достаточно допустить существование единичных вещей, то нет основания, ещё постулировать действительность общего (реалий), псевдокопий действительных вещей [10,с.49]. Или другими словами: “Из двух равных теорий предпочтительнее та, что проще с объяснительной точки зрения”. В общем виде, это можно сказать так: если в какой-нибудь науке всё может быть истолковано без допущения той или иной гипотетической сущности, то нет никакой нужды её допускать[3,с.491].

Бритва Оккама внесла большой вклад в развитие науки. К ней не раз прибегали на разных этапах развития науки, как к дополнительному аргументу в целях защиты ряда прогрессивных теорий. Например, её использовали для защиты гелиоцентрической системы Коперника против системы Птолемея.

Рядом с понятием материи анализируется у Оккама понятие субстанции. В одном смысле о субстанции говорится как о любой вещи, отличимой от других вещей; так, авторы обычно приводят следующие примеры: субстанция белизны, субстанция цвета и так далее [1,с.83]. Такой смысл имело понятие субстанции у Аристотеля, различавшего первичные субстанции или отдельные реальные вещи и вторичные субстанции как их виды и роды(1). Иногда по Оккаму, термин “субстанция” употребляют в более узком смысле для обозначения любого предмета, в этом смысле субстанцией называют материю и форму, а так же то, что образовано из них(2). В наиболее узком смысле о субстанции говориться как о том, что не является существенной частью чего-либо(3). Материя и форма разновидность субстанции 2. Для Оккама имеют значимость все три смысла понятия субстанции, но наиболее важным он считает понятие субстанции 2.

Учение Оккама о сущем (ens) близко к доктрине Дунса Скота. Он разделял оба утверждения Дунса, касающихся сущего:
1) сущее - это простое понятие;
2) сущее относится ко всему тому, допущение существования которого не содержит в себе никакого противоречия.
Понятие актуального сущего в онтологии Оккама сближается им с понятием первичной материи.

В своём учении о бесконечности Оккам придерживался лишь понятия бесконечности потенциальной. Современный пример для бесконечности в смысле Оккама - натуральный ряд чисел, у которого нет конца, но есть начало - нуль. Идея Оккама о потенциальной бесконечности вселенной оказалась реставрированной уже в XVII веке.

2.2. Оккамова теория движения и пространства

В своей теории движения (motus) Оккам допускает неотличимость движения и движущегося предмета. У него движение ни специфическая субстанция, ни особый предмет в движущемся теле; движение формально, а не субстанционально. Оккам характеризует движение как определяющееся телом, но у него движение не сводится лишь к механическому перемещению тела в пространстве. Так, он говорит об особом природном движении, которое осуществляется в силу деятельного внутреннего начала [1,с.85].

Пространственным движением в широком смысле Оккам считает любое изменение, связанное с изменением своего места, например, испарение, по Оккаму, как частный случай изменения, является пространственным движением. В узком смысле о пространственном движении говорится, когда нечто перемещается в пространстве при этом, не приобретая новых и не теряя старых качеств. Здесь Оккам различает понятия пространственное движение и изменение, то есть “механическое движение” и изменение. Характеризуя пространственное движение, Оккам говорит о том, что тела движущиеся в пространстве не приобретают ничего внутреннего [1,с.86].

Классифицируя виды движения, мыслитель различает равномерное и неравномерное движение. По Оккаму, равномерное движение есть то, которое для одной рассматриваемой величины сохраняет одну и ту же скорость в любые промежутки времени. Движением такого рода является, например, движение небосвода [1,с.86]. Неравномерное движение у Оккама двояко. В случае циклического и криволинейного движения оно происходит вследствие постоянного изменения достигнутых характеристик, в случае неравномерного ускоренного и замедленного движения, как о перемещении тела с ускорением в одно время и с замедлением в другое время.