Смекни!
smekni.com

Философия и социология (стр. 3 из 5)

Билет №10

“Нагорная Проповедь” - этика христианства

В “Нагорной Проповеди” Иисуса Христа пожалуй, лучше всего отражена этика христианства. “Нагорная Проповедь” - это изложение Иисусом Христом сути своего учения о правоверности, о счастьи, о смысле жизни христианина. Сам Христос ничего не писал, его проповедь передавалась из уст в уста, и уже позже была издана в письменном варианте. Поэтому сейчас очень трудно говорить о том, что именно говорил Иисус и что уже добавлялось народом потом. “Нагорная Проповедь” хорошо отражает некоторые из истоков христианства, показывая откуда исторически взяли свои истоки этика христианства. Так, например, призывая рассматривать любое историческое ( да и не только историческое) событие, как деяние Бога, христианство следует иудаистскому учению. Безграничное вера в Бога и служение ему так не являются одними из основных особенностей и черт иудаизма, являясь тем не менее, одним из основных положений христианства.

Основы христианской этики также является наследием Платона. Иисус Христос говорит о существовании жизни после смерти. Платон в свою очередь говорил о существовании трансдендентикой. , обладающей совершенством. Как и Христос, так и Платон говорит о том, что божественная мудрость господствует над миром и оба они говорят о первичности духовного по отношению к материальному. Христос призывает к спасению души, а ведь именно Сократ, ученик Платона, 1-м высказал идею о бессмертии души и говорил о необходимости высоких требований к нравственности и морали.

Платон задавался вопросом о существовании божественного правосудии после смерти человека, а Иисус Христос прямо говорит, что оно существует. Забыть про страсти и влечения и отказ от обилия.

Билет № 11

Блаженный Августин - развитие христианского мировоззрения.

Аврелий Августин Блаженный (354-430) - крупнейший средневековый философ, виднейший представитель западных "отцов церкви". Он оказал сильнейшее влияние на всю западноевропейскую жизнь средневековья. Родина Августина - город Тагаст (современный Алжир). Интерес к философии у него появился под влиянием чтения трактатов Цицерона.

По своим философским воззрениям Августин сначала примкнул к манихейству (религиозное учение основанное в 3 веке. В основе - дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия), но разочаровавшись в нем, примкнул к скептицизму академиков. После знакомства с Авросием Медиоланским, оказавшим на него большое влияние, и чтения трудов неоплатоников Августин стал склоняться к христианству, которое и принял в 387 г. Он развернул активную деятельность по распространению христианского вероучения.

Центральный пункт философской системы Августина - Бог. Согласно Августину, Бог представляет собой высшую сущность, он - единственное в мире, что не зависит не от кого и не от чего, все остальное определяется божественной волей и зависит от нее. Первенство Бога над всем остальным имеет для Августина большое философско-теологическое значение, т.к. в этом случае он выступает причиной любого существования и всех изменений в мире. Бог сотворил мир и продолжает постоянно творить его. Проблема креационизма раскрывается Августина с различных сторон. Августин стоит на позициях дуализма Бога и мира: природа и человек созданы Богом и полностью зависят от него, Бог же от человека и природы никак не зависит.

Идея постоянного творения мира Богом приводит Августина к концепции фатализма, что является характерной чертой августианства. Все что происходит в мире, совершается по воле высшего существа - Бога, поэтому в мире само по себе ничего не рождается и ничего не умирает.

Креационистская доктрина Августина по-своему трактует природу и человека. Для Августина органический мир не обладает одушевленностью, не говоря уж о неорганическом мире. Душой обладает только человек. Душа человека создается Богом и после этого существует вечно. Разделяя душу и тело человека, Августин признает превосходство человеческой души над телом. Августин наделяет душу не только разумной способностью, но и способностью к волевой деятельности.

В своих произведениях Августин много внимания уделял проблеме греха божественного предопределения. Бог, согласно Августину, творит только добро, зло же, которым наполнен мир, всецело лежит на совести человека, и повинна в этом его свободная воля. Бог сотворил Адама и Еву свободными, но они впали в грех, вкусив запретного плода и нарушив запрет Бога. Свободная воля постоянно толкает человека на путь греха. Большинство людей совершают греховные поступки вследствие того что это предопределено Богом.

Исходный пункт моральной доктрины Августина - безграничная любовь к Богу. Именно любовь к Богу должна наполнять всю жизнь человека, вытеснить любовь к человеку. Это Августин продемонстрировал своей собственной жизнью, выгнав перед обращением в христианство свою любимую жену с единственным ребенком. В согласии с эллинистической философией Августин полагал, что цель человеческой жизни - счастье, которое состоит в познании Бога и испытании души.

Августин противопоставляет государство и церковь. Если государство - это царство греха и основано только на любви к самому себе, то церковь основана на самоотверженной любви к Богу. Церковь - это общество Христа и вне ее нельзя обрести спасение. Церковь - это представитель царства Божьего на земле.

Философия истории Августина при всей своей теологичности заложила основы теории общественного прогресса. История общества имеет начало и все время развивается по пути своего совершенствования. Эта история имеет смысл и предназначение - победу христианства во всемирном масштабе.

Билет №12

Фома Аквинский - дальнейшее развитие христианской философии

Фома Аквинский (1225 - 1274) - самый крупный представитель философии периода её расцвета.

Он родился в замке Роккасекка близ Неаполя и был седьмым сыном графа Аквинского. Учился в Неаполитанском университете, где изучал Аристотеля и семь свободных искусств: логику, риторику, арифметику, геометрию, грамматику, музыку, астрономию.

В основном все произведения Фомы Аквинского касаются философско-теологических вопросов и обходят естественнонаучную проблематику. Логика интересует Фому Ак. Лишь постольку, постольку она образует структуру, в которой происходит изложение схоластических проблем.

Фома Ак. известен как основатель томизма - одного из главных направлений ортодоксальной схоластики. Он был крупнейшим системизатором всей философско-теологической схоластиком и её обоснователем. В этом и состоит его огромнейшая заслуга в истории философии.

Аквинат говорил о том, что религия и наука обладают разными способами достижения истины. Так, если религия и теология обретают свои истины в откровении, Священном писании, то наука и философия приходят к истинам посредством опыта и разума. В то же время по предметам исследования наука и религия, философия и теология не так резко отличаются, как по отношению к методам исследования. Аквинат полагал, что в теологии существуют истины, которые могут быть обоснованы с философских позиций.

К этим основным положениям вероучения относятся, в частности, вопрос о бытии Бога, отдельные свойства Бога, бессмертие человеческой души. В тоже время другие положения теологии не могут быть обоснованы рациональным способом. К ним относятся: существование Божества одновременно в трёх лицах - Бога-отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа, возникновение мира во времени из ничего, учение о первородном грехе, вечном блаженстве и наказания в Раю и Аду. Эти положения, согласно Аквинату, не доказуемы, но они не являются ни разумными, ни рациональными, они, по его мнению, сверхразумны.

Утверждение о превосходстве веры над знанием доказывается Аквинатом не только логическими рассуждениями, но и множеством примером, свидетельствующих о чудесном проявлении божественной воли. Так, он повествует о необычном, сверхъестественном лечении больных, о воскресении мёртвых, об исцелении идиотов.

Позиция превосходства веры над знанием продиктована также стремлением Аквината устранить противоречия между ними, которые возникают, по его мнению, в силу того, что учёные, стремясь к знанию, забывают о Боге, о божественном откровении, и поэтому над ними господствует ошибки чувственного восприятия и логического рассуждения. Если же возникают противоречия между верой и разумом, то приоритет всегда должен принадлежать вере. Более того, все науки должны согласовывать свои положения с теологией как с высшей мудростью, они должны стремиться прежде всего к обоснованию всего того, что содержится в Библии, а философия, занимаясь также доказательством христианских догматов, выступает как преддверие веры.

Фома Ак. истолковывает учения Аристотеля о пассивной первоматерии в духе сотворения её Богом из ничего, внося, таким образом, идею креационизму в арестотелизм.

Согласно Аристотелю, Бог как конечная и бестелесная форма обладает высшей активностью, или актуальностью, первая же материя - это пассивная потенциальность. Первая материя не зависит от Бога, и Бог не принимает какого-либо участия в делах земных, последние определяются лишь взаимодействием материи и формы.

Философия Фомы Ак. явилась вершиной ортодоксальной схоластики и была принята католицизмом как официальная философская доктрина. С соответствующими изменениями она развивается в настоящее время неотомизмом.

Билет №13

Средневековая цивилизация

Существовала до, вовремя и после Рима. Основными представителями средневековой цивилизации были Германцы, Франки, Галлы и другие народы, жившие на территории Европы и не входящие в состав Рима. Они жили в условиях природного сообщества, не пытаясь изменить природу (по сути варвары). Социальное устройство: общинно-родовое. Во время войны отряды формировались по родовому признаку. Существовала кровная месть. Они были язычниками. Но у них была письменность, основанная на латинской и греческой буквах. Но на них сказывалось влияние Рима: приезжали римские купцы и всячески воздействовали на них. Развал Рима и возникновение средневековой цивилизации. Первоначальный этап - массовая миграция населения, отток населения из городов. Упадок экономики, переход на натуральное хозяйство. Культурные ценности были забыты вплоть до эпохи Возрождения. Но наряду с этим возникновение государств на руинах Римской Империи: Ост-Готская, Франкское и ряд других. В этих государствах существовали писанные законы на основе Римских законов. Денежная система с хождением Римских монет. Формируется частная собственность. Усиливалась роль церкви. Введение коронации королей, т.е. церковь подтверждала божественную власть короля. Королю делегировалась (присваивалась) судебная, законодательная, исполнительная власть.