Смекни!
smekni.com

Власть и социальное управление (стр. 2 из 5)

Осуществляя социально-экономическую функцию, социального управление должно раскрыть, выразить и разрешить противоречия между потребностями, интересами, ценностными ориентациями людей и существующей системой экономических отношений. Эта система призвана стимулировать трудовую активность человека, его творческий потенциал на основе материальной заинтересованности в конечных результатах своего труда.

Регулирование системы экономических отношений связано, прежде всего, с воздействием на отношение собственности и распределения. В интересах оптимального проявления их стимулирующего действия социального управление осуществляет поиск и внедрение новых форм реализации собственности, организации и стимулирование труда, отношений владения, пользования и распоряжения, в рамках которых человек объективно исполняет роль хозяина на рабочем месте, в трудовом коллективе, обществе в целом.

С другой стороны, экономические отношения должны создать положение человека в системе распределительных отношений, что бы его личная материальная заинтересованность, стремление получить необходимые блага прямо зависели от ценности вложенного труда, качества и количества его результата. Социального управление разрешает объективно существующие, постоянно воспроизводящиеся противоречия между личными и общественными интересами, соединяет, упорядочивает трудовые действия и мотивы деятельности людей на пути реализации социального целей.

Успех здесь завит оттого насколько социальное управление находит способы выполнения своей социально-экономической функции.

Социально-политическая функция

Социально-политическая функция находиться в тесном диалектическом единстве с социально-экономической функцией. Взаимно определяя друг друга, эти функции приводят в движении социальные силы общественного развития, повышают их эффективность. Экономика обуславливает политическую деятельность, возможные политические действия. И тем не менее первенствующая роль принадлежит политике, которая служит наиболее активным средством преобразования общества.

Характеризуя социально-политическую функцию управления, следует рассмотреть две ее составляющие. Одна отражает содержание политики, которая выражается в ее социальных целях, проведении их в жизнь. Другая, не менее важная, показывает, каким способом политика претворяется в жизнь. При этом ключевым вопросом остается вопрос о власти. Способ осуществления власти раскрывает содержание социального политической функции с точки зрения механизмов ее реализации. Социального политическая функция управления состоит в организации системы политических отношений, взаимодействия между властью и народом, таким образом, что бы воспроизводить гармоничную их взаимосвязь в непрерывно меняющихся условиях.

В основе функционирования и развития форм и методов социального политического управления находятся интересы людей, участвующих в этом процессе, их взаимодействие. При совпадении главных общественных целей социального групп, национальных общностей, существует многообразие и противоречивость интересов, постоянно проявляющиеся в реальной жизни людей. Задача социально-политической функции управления: найти точки и способы соприкосновения, в которых различные интересы сливаются в общие усилия и конкретные действия.

Духовно - идеологическая функция

В выполнение своих по организации, упорядочению жизнедеятельности общества, воздействию на его развитие, социального управление использует субъективные факторы поведения человека и его отношения к деятельности. Эта сторона определяет содержание духовно-идеологической функции социального управления. Одним из мощных факторов, побуждающих человека к действию, является его сознание, проявляющееся в виде идеальных стремлений и становящееся идеальной силой. Овладевая миллионами людей, цели и стремления людей превращаются в материальную силу, мощное средство преобразования реальной жизни.

Ядром общественного и индивидуального сознания выступает мировоззрение. Оно определяет духовный мир личности, социального, общественно-политическую активность человека, характер мотивов и стимулов трудовой деятельности, его нравственный облик. Совокупность средств, способов, форм и методов идейно-политического образования и воспитания, организации людей их активного включения в общественную жизнь, составляет содержание духовно-идеологической функции социального управления.

Значение этой функции в условиях интенсификации демократических процессов существенно возрастает, ибо, демократия невозможна без сознательной дисциплины и ответственности. Нарастающим демократическим процессом должен соответствовать все более высокий уровень нравственности, пролит культуры, уважение к законам – объективной основе организации социальной жизни. Становление правового государства в нашей стране требует решительной переориентации духовно-идеологической функции социального управления на воспитание зрелого правосознания, создание единой государственной системы юр всеобуча.

Демократия опирается на порядок более высокого уровня, на инициативность, организованность во всех делах, постоянную готовность к действию, к практической реализации знаний и убеждений.

Социальная функция управления.

Социальная функция управления в собственном ее понимании осуществляется по средством регулирования отношений между отдельными общностями людей в соответствии с главными целями развития того или иного общества. Определения конкретного содержания этих целей, путей и средств их реализации составляет сущность социальной функции управления. Процесс развития и само развития человека, удовлетворения материальных и духовных потребностей людей протекает в условиях постоянных объективно возникающих противоречий.

В распределении по труду при существующих и непрерывно изменяющихся различиях в его характере, квалификации и отплате труда заключается один из источников социальных противоречий.

Социальная функция управления - обеспечить эффективное решение этих противоречий, что важно как с точки зрения сохранения авторитета тех или иных общественно необходимых видов труда. Таким образом, осуществление социальной функции управления базируется на понимании социальной справедливости, адекватной по свой природе социальному обществу.

Например, утверждение принципа распределения по труду реализуется через разрешение многих противоречий. Разнородность труда, его оплаты при социализме сохраняет социальное неравенство людей. В то же время по своему предназначению это общество социальной защищенности человека. Оно в своем развитии должно обеспечить им определенные социальные гарантии, общественно необходимый уровень жизни, удовлетворения материальных и духовных потребностей. Социальная функция управления состоит именно в устранении как социально нетерпимых различий, привилегий, так и равенства в оплате труда.

Решения этой задачи рассмотрим подробнее, так она и является основой социального управления. Не нужно знать экономических законов, чтобы понимать, какое значение в нашей жизни имеет доход. П. Самуэльсон в своем учебнике по экономике пишет: "...если в бюджет семьи каждую неделю, каждый месяц и каждый год не поступает устойчивый поток денег, то такой семье жизнь осточертеет, даже если она сплошь и состоит из святых" (т. 2, стр. 95). Там, где такой поток устойчив и обширен, там совсем другая жизнь.

Особенно наглядно идет процесс расслоения населения на богатых и бедных на территории бывшего СССР. За каких-то 6-8 лет разрушено все, что создавалось в течение 70 лет, пуста казна, много ценного исчезло из национального достояния когда-то великого государства.

В рыночной экономике доходы всех владельцев формируются на основе закона спроса и предложения, а также предельной производительности факторов. Рыночный механизм никоим образом не дает гарантированного уровня благосостояния.

Распределение населения Украины по уровню доходов свидетельствует о высокой поляризации в обществе. Если в 1993 году средний доход 10% самых обеспеченных граждан превысил доход 10% самых малообеспеченных в 6,7 раз, то в 1994 году этот разрыв составил 9 раз, а в 1995 году - 12 раз.

Вопрос о том, как надо распределять доход, имеет длинную и противоречивую историю как в экономической науке, так и в философии. Дебаты по поводу установления равенства дохода сопровождали всю историю развития цивилизации и обнаружили широкий спектр мнений и позиций. В одних случаях речь шла о равном отношении к "испеченному пирогу" всех слоев населения по принципу "всем сестрам по серьге". В других случаях отстаивалась позиция распределения создаваемых в обществе благ в соответствии с трудовым вкладом каждого члена общества. Сторонники третей позиции предупреждали нас, что "стремление к равенству" подорвет любую экономическую систему, приведет к ее гибели.

Неоспоримым фактом остается одно: только в случае постоянного увеличения ежегодного выпекаемого "пирога" общество может надеется на повышение общего уровня жизни. Но увеличение "пирога" не гарантирует уровня жизни для всех. Это зависит от того, как товары и услуги распределяются среди людей. Какая-то группа населения может постоянно повышать свой уровень жизни за счет других.

В ХХ веке в развитых странах Запада и США все большее распространение получали взгляды, возлагаемые на государство задачу обеспечения таких прав человека, как право на определенный стандарт благосостояния. И в реальной жизни населения этих стран распределение доходов осуществляется не только в результате свободной игры рыночных сил, но и на основе государственного регулирования различных потоков доходов путем их перераспределения.