Смекни!
smekni.com

Петерим Сорокин (стр. 2 из 2)

Сорокин обсуждает корни политической и экономической демократической природы крестьянской системы, представленной миром и общиной, и после 1861 г., местным провинциальным и муниципальным самоуправлением - земством. С IX до XX в., отмечает он, политическая система России была по своему функционированию демократической, так же как и большинство европейских стран; и там, где царский режим проявлял автократические тенденции, это было под германским влиянием, "который подражал автократии Фридриха Великого"

Россия, как и США, после 1860-х гг. вступила в период большой модернизации, включая становление общества, в котором все граждане равны перед законом, с возможностями социальных достижений в соответствии с талантом.

П. Сорокин отмечает, что после того как была принята конституция 1906 г., в довоенной России были даны основные демократические свободы, а также произошел значительный социальный (в вопросах здравоохранения и образования) и экономический прогресс (включая рост уровня жизни и дохода на душу населения), который почти был равен уровню США.

Революция была неожиданным шагом назад, вину за который Сорокин возлагал в основном на таких преступников, как Троцкий, Рыков, Каменев и Зиновьев, но эта деструктивная фаза революции закончилась политическими чистками 1930-х гг. Он считал, что подспудные демократические тенденции российского общества стали возрождаться и это будет продолжаться и после войны. США и Россия должны осознавать свою совместимость и даже взаимную дополняемость: “Соединенные Штаты должны влиять на Россию с тем, чтобы оно покончила с нарушениями прав человека, тогда как Россия должна обогащать культуру, особенно искусства и науки в США; и обе страны должны сотрудничать с тем, чтобы построить новый мировой порядок без войн.” Как видно Петерим Сорокин оказался неплохим провидцем. Сейчас много “светлых голов” уехало заграницу в поисках высокой зароботной платы и нормальных условий проживания, а про нашу страну можно сказать, что она хотя бы стала на путь построения правового государства.

В заключение Сорокин выдвигает в качестве условий для длительного мира реинтеграцию и переоценку современных материалистических ценностей, распространение обязательных норм и ценностей на все государства, ограничение государственного суверенитета в отношении войны и мира, и установление "высшей международной власти, облеченной властью принимать обязательные и поддержанные силой решения всех международных конфликтов. Как видно, США однобоко восприняла данные идеи и хотя можно сказать о международной интеграции стран вообще и наличие международных органов решающих споры между государствами, однако Соединенные Штаты не собираются менять своих приоритетов и ценностей для обеспечения миропорядка, скорее наоборот сейчас руководство США всяческими способами пытается изменить существующее положение вещей в международном праве, добиваясь владычествующей позиции среди государств.

Недалекое же будущее в работах П. Сорокина видится несколько не правдоподобно. Сорокин начинает с диагноза трех долговременных тенденций нашей продвинутой модернизации. Во-первых, за многие годы до других Сорокин заметил, что центр творческого лидерства смещается с Европейского Запада через Атлантический океан на более широкую область Тихого океана . Что, в принципе, не далеко от истинны так как произошло возрождение великих культур Индии, Китая, Японии, Индонезии и в некотором роде исламского мира. Вторая секуляристическая тенденция - это упадок и разрушение доминирующей чувственной культуры и систем ценностей Запада. Третья тенденция - это эмбриональное зарождение нового "интегрального" порядка в обществе, ценностей и личности. Он отметил расширение научно-технического поля среди азиатских и африканских народов; расширение их креативного лидерства; растущее влияние на Запад восточных философий, религий, этических, легальных и художественных ценностей и т.п.

В качестве альтернативы против раздельного цивилизационного развития он выдвинул идею невраждебного взаимодействия между Востоком и Западом, новый, дополняющий, комплиментарный, "интегральный порядок". Для Запада этот новый интегральный порядок потребует возрастания "спиритуализации" и "идеализации" западного мира путем "забвения чувственных псевдореальностей и превознесения вечный и универсальных чувственных ценностей"; для восточных народов первоочередным вопросом является значительное улучшение материального положения людей. В сущности, есть настоятельная необходимость обновить существующие суперкультурные системы каждой крупной части человечества, которые сейчас представляют собой "дезинтегрирующий чувственный порядок Запада" и "окаменевший идеалистический порядок Востока". Существует возможность в качестве альтернативы катастрофической дезинтеграции двух больших цивилизационных систем построить новый интегральный порядок, соединяющий творческие ресурсы обеих систем. Этот новый порядок, - добавлял он, - может развиться только при условии отсутствия самоубийственной глобальной войны.

Лейтмотив Сорокина об "интегральном" порядке звучит также и позднее, там, где он вновь обсуждает вопрос о конвергенции между США и (тогда) Советским Союзом. Вспомним, что в то время, когда он писал это, был пик холодной войны и конфронтации СССР и США в ООН, и каждая сторона считала, что будущее принадлежит ей. Сорокин предполагает здесь, что если войны удастся избежать, в будущем доминирующей формой общества и культуры будет не капиталистическая, не коммунистическая, а скорее, промежуточная, интегральный тип между капиталистическим и коммунистическим порядками и образами жизни. Этот новый тип будет иметь унифицированную систему интегральных культурных ценностей, социальных институтов и типов личности, существенно отличных от капиталистических и коммунистических моделей.

Далее Сорокин в деталях рассматривает основные черты конвергенции, происходящей между двумя мирами, которые в значительной степени соответствуют его работе 1944 г., с некоторым обновлением материалов. С одной стороны, Сорокин, как и остальные, не предвидел бескровную "победу" капитализма над коммунизмом, так как в течение последних около десяти лет казалось, что мир (или, по крайней мере, властные элиты) стремится к переходу к рыночной экономике путем "приватизации" того, что раньше было "национализировано". Но Сорокин был прав, рассматривая США и Советский мир как проявляющие больше всех сходства, несмотря на идеологические заявления. В этой книге, как и раньше, он предвидел все увеличивающуюся поляризацию мира, но эта поляризация -явление внутри поздней чувственной цивилизации, когда с ускорением процесса распада население становится все более поляризованным. На негативном полюсе имеет место все большая деморализация в межгрупповых и межличностных отношениях, моральный цинизм, коррупция и вульгарный сексуализм, отражающиеся в резком росте разводов, добрачного и внебрачного секса. Вот как Сорокин пишет об этом: "Мы в действительности живем в век огромной негативной моральной поляризации, которую вряд ли можно найти в истории человечества".

Сорокин здесь выдвинул эвристичную концептуальную схему в виде идеи моральной поляризации - сильно отличающейся от марксистского понятия поляризации как ситуации классового конфликта. Но эта схема должна быть частью исследовательской программы изучения поздней стадии модернизации: тщательная оценка компонентов позитивной и негативной поляризации, которые можно изучать и внутри стран - например, США и России, и в глобальном масштабе. [Э. А. Тириакьян]

Конечно же не все “предсказания” Петерима Сорокина сбылись, однако большинство из них только начинают и может быть в недалеком будущем произойдут перемены, которые будут зарей нового мироустройства.