Смекни!
smekni.com

Особенности консерватизма (стр. 5 из 5)

К.Н. Леонтьев - представитель "охранительной" линии в русской общественной мысли. Ему характерны свойственные ей взгляды на роль духовной культуры в обществе. Как Ф.М. Достоевский. А.А. Григорьев и др. в 50-60-е гг. ХIХ века, а позднее В. Розанов и Д. Мережковский, он предупреждал, что сближение искусства с жизню, индивидуального творчества - с историческим творчеством масс чревато разрушением культуры как целого, понижением ее ценностей, критериев оценки и норм.

Для Леонтьева в анализе русской истории основным было то, что в России издревле первейшей обязанностью человека считались заботы о душе. Стремление к совершенствованию своего внутреннего, духовного мира, в отличие от европейского устроения внешнего, материального положения человека - вот главная национально-психологическая особенность России. По мнению мыслителя, в России сильны три вещи: православие, родовое самодержавие и сельский поземельный мир /община/. Более всего его смущало среди российских особенностей исторического развития стремление принимать все в готовом виде. Получив во владение византийское наследство, Россия не собиралась его менять или приспосабливать осмысленно к своим национальным условиям и обстоятельствам.

Привычки к преобразованиям не вырабатывалось, как и практических навыков их осуществления. Это стало роковым обстоятельством в ее последующей исторической судьбе. Стремясь доказать это анализом исторического развития Европы. Леонтьев не просто констатирует факты, а обосновывает необходимость индивидуального, своеобразного пути России. Не будучи поклонником славянства, он считал, византизм движущей силой исторического развития России. Византизм есть особого рода культура, имеющая свои отличительные признаки, свои начала, свои последствия. В отличие от славизма, византизм не просто абстрактное понятие. Византизм в государстве означает самодержавие, в религии - христианство с определенными чертами.

Для сохранения национального своеобразия России необходимы не только коренные внешнеполитические изменения, но и внутриполитические. Они должны привести к появлению "особого стиля культурной государственности". К.Н. Леонтьев выступал против национального нигилизма, предупреждая об опасности денационализации культуры и господства одного всемирного культурного стиля как гибельного для человечества, ведь отрыв от национальных истоков грозит потерей народной самобытности.

Заключение.

Русская философия, ее история, на протяжении XIX - XX веков проели нелегкий, во многом противоречивый путь. При господстве марксистко-ленинской теории в советское время в нашей стране изучались и анализировались труды мыслителей определенного склада, стоявших на позициях революционного демократизма или им сочувствующих. Революции, война с фашизмом, грандиозный жесточайший социалистический эксперимент, идеологическая монополия тоталитарной власти, крушение ее и распад СССР - все это произошло на глазах одного поколения. Официальной идеологией был провозглашен сталинизм, т.к. только сам Сталин считался непогрешимым пророком. Его популярная брошюра "0 диалектическом и историческом материализме" признавалась в СССР вершиной философского знания. Малейшие отступления от этого канона жестоко карались и преследовались.

В настоящее время современное общество волнуют те же вопросы, что и мыслителей к. XIX - нач. XX веков: надо ли нам приобщаться к достижениям мировой цивилизации в научно-технической, экономической, социально-политической и духовной областях или идти своим, самобытным путем? Должны ли мы повторить все этапы, уже пройденные Западом или искать нечто свое, особенное, соответствующее национальным традициям и менталитету нации? И в этих условиях очень важно вновь не "изобретать велосипед", а обратиться к философскому и творческому наследию выдающихся мыслителей ХIХ века, блестящих умов и истинных патриотов своей страны.