Смекни!
smekni.com

Политическая философия Томаса Джефферсона (стр. 4 из 5)

За полтора столетия совместного проживания негров и белых в Америке, в более или менее равных условиях, в более тесном контакте и сотрудничестве негры очень много ассимилировали от белых американцев. Они также со вкусом (или с американской безвкусицей) одеваются, они переняли американский этикет и американскую парадигму. Они стоят на многих руководящих местах, а Кофе Ананд – во главе ООН. Конечно, белая раса оказала на черную прогрессивное влияние, подарив заодно и свои пороки. Однако, в основной своей массе негры развиты более физически, нежели умственно, они более эмоциональны, чем рассудительны, более чувственны.

И все же ум – не самое главное. Мы уже размышляли о ведущей роли души, и пришли к выводу, что от склонности души зависит всё. Согласимся что если негры дали мало творческого миру, то они дали и мало зла. В "Терминаторе-2" храбрый Шварцнегер помогает своему подопечному убедить негра совершить самоубийство, так как именно этот негр должен в скором будущем изобрести супермикропроцессор, который позволил бы роботам стать автономными, разумными и восстать против человечества. Отчего же на такую роль невольного злодея избрали негра? Нет, на нее более подходил белый ментат, которому все равно, где рванет его ядерная бомба или как заработает его микропроцессор. Негры менее ментальны, но более впечатлительны, более мистичны в силу этого. Они в массе довольно сильно религиозны, причем не лицемеры, как их собратья белые американцы; их душам чаще свойственны благородные бескорыстные порывы, они обладают прекрасными душевными качествами, что заметил и Джефферсон:

"Несмотря на эти соображения… среди них можно найти многочисленные примеры самой непреклонной честности и не меньшей, чем у их более образованных хозяев, благожелательности, благодарности, непоколебимой преданности"*

Все эти наблюдения привели Джефферсона к следующим выводам:

1) Негры нуждаются в заботе со стороны своих владельцев, и в силах последних сгладить их несчастье

2) Негры нуждаются в просвещении, в эмансипации

3) Негры должны быть освобождены (поэтапно, или по другому, неважно) от рабства, но совместное проживание с белыми невозможно

4) Негров должно перевезти на их родину, помочь им там встать на ноги, а на их место завезти белых переселенцев из Европы, которые могли бы стать арендаторами, а затем самостоятельными мелкими фермерами.

АПОЛОГЕТИКА ВЫВОДОВ ДЖЕФФЕРСОНА

Рассмотрим выводы. 1) Признаться, Россия избавилась от позорного института рабства, носившего название крепостничества, ненамного раньше Америки. Перед высшими образованными сословиями вставали многие из тех проблем, что волновали те же сословия Америки. И на некоторые вопросы были даны практические ответы. Тема контрольной работы – Джефферсон: рабовладелец в роли демократа. В свете вышеизложенного можно уверенно сказать, что такое утверждение лживое. Тогда нам нужно согласиться, что наши Дашкова и Новиков, умнейшие и творческие люди, очень много сделавшие для России, но имевшие крепостных, так же играли роли передовых людей, и их вклад в развитие России всего лишь следствие их лицемерия. Они, как и Джефферсон, якобы натягивали благообразную маску на безобразный лик. Нет, софизм советских историков я не собираюсь доказывать. Ибо те же Новиков и Дашкова доказали обратное. Дворянин мог быть защитником и наставником своих крепостных, организатором их деятельности и мировым судьей, протеже в торговых делах и даже компаньоном. Крепостные могли стоять за помещиком, как дети за отцом. Передовые дворяне организовывали школы и учили детей сами. Они строили больницы для крепостных и бедных, и делали, или могли делать многое другое. Иное дело, что беззащитность крепостных часто вела к злоупотреблениям, от которых всевластному дворянскому сословию было также трудно удержаться, как рабовладельцам в отношении негров. Джефферсон писал: "Все отношения между хозяином и рабом представляют собой вечное проявление самых бурных страстей, упорного деспотизма, с одной стороны, и унижающего повиновения – с другой. Наши дети видят это и учатся подражать этому… Родитель дает волю взрыву своих чувств, ребенок наблюдает, подхватывает выражение гнева, напускает на себя тот же грозный вид в кругу маленьких рабов, начинает бушевать; воспитанный и взлелеянный в таком духе, ежедневно упражняясь в тирании, ребенок неизбежно воспринимает это во всех отвратительных проявлениях. Человек, который может сохранить при таких обстоятельствах свою добродетель и умение держать себя, – чудо" *

Так что даже существовавшей системой рабства можно было воспользоваться с иного рода целями, нежели нажива, и иного рода средствами, нежели потогонные.

Далее, разве рабы более несчастны, чем наемные рабочие в эпоху Джефферсона? Наемные рабочие в России сделали революцию – не от хорошей жизни, согласимся. Негры в Америке были в каких-то вопросах даже более защищенными, чем рабочие в Англии. "Что касается класса рабочих, то я не намерен воздерживаться от сравнения с теми
, чей цвет кожи обрек их в некоторых штатах нашего Союза на подчинение воле других. Даже они лучше питаются, теплее одеты и трудятся меньше, чем наемные рабочие и поденщики в Англии. Они пользуются таким же комфортом, как и те многочисленные семьи, в которых они живут, не испытывая нужды и не боясь ее, – утешение, которое мало кто имеет из английских рабочих. Они подвергаются телесным наказаниям, это правда. Но разве сотни тысяч британских солдат не подвергаются тому же самому, зная наверняка, что, когда их служба закончится, когда возрастили несчастный случай сделают их нетрудоспособными, они, в отличии от рабов, будут нуждаться? И разве английских моряков, подобно африканцам, не забирают служить насильно, самым ужасным образом обходясь без их согласия и нарушая их естественные права?

Вообще, что касается английских рабочих, разве моральное принуждение страхом нужды не подчиняет их волю работодателю столь же деспотически, как физическое принуждение – волю солдата, моряка или раба?.. Я не защищаю рабства. Я не оправдываю несправедливостей, которые мы совершаем… нет ничего, чем бы я не пожертвовал ради практически осуществимого плана полного освобождения от этого морального и политического греха. Но в настоящий момент я сравниваю условия и глубину страданий, на которые обречены люди одного цвета – и равно проклинаю и то и другое"*

Так что отмена рабства ничего не решила бы, и не решила, как показало будущее. Неграм еще доброе столетие пришлось напряженно бороться за свои права, ибо куда мог пойти бывший раб, как не к своему бывшему хозяину, или какому другому в качестве наемного рабочего, и что он от перемены статуса выиграл?

2) Конечно, условия, в которых находились негры, способствовали развитию в них склонности к воровству, агрессии и насилию, даже к убийству, и нарушениям других законов, и не негры были в том виноваты. Нужно было постепенно выводить их из под гнета ограничений, постепенно привлекать к культуре, к самостоятельному труду и т.д. Этот путь был самым лучшим, но и рассчитан он на неразвращенных рабовладением господ. Итак, "до тех пор пока для тех, чья судьба находится в наших руках, нельзя будет сделать большего, мы должны хорошо кормить и одевать их, защищать от дурного обращения, требовать от них такого же осмысленного труда, какой охотно выполняется свободными людьми, и не позволять, чтобы наша антипатия приводила к отказу от них самих и от наших обязанностей по отношению к ним. Законы не разрешают нам освобождать их иначе, как для их собственного блага; а передать их в собственность другому человеку – значит передать их тем, чье обращение с ними мы не можем проконтролировать" **

3) Невозможность диктовалась тем, что "глубоко укоренившееся предрассудки, свойственные белым; десятки тысяч воспоминаний о несправедливостях, перенесенных черными; новые провокации; реальные различия, созданные природой, и много других обстоятельств будут делить нас на два лагеря и вызовут такие общественные потрясения, которые, возможно, окончатся не иначе как истреблением той или другой расы" ***

4) Это естественный вывод из первых двух пунктов, в комментариях не нуждается.

Остается отметить еще тот факт, что Джефферсон в бытность уже президентом настаивал на распространении рабства на новые штаты, и делал это по политическим соображениям. Этот ход позволил республиканцам сохранить большинство в конгрессе и проводить свои решения в жизнь. Я не знаю, лучше ли было пожертвовать властью, но способствовать освоению новых земель фермерами, а не рабовладельцами, или нет. Я не имею четкой политической картины того времени, и не могу судить и делать выводы.