Смекни!
smekni.com

Ибн-Сина по книге Сагадеева А.В. (стр. 2 из 5)

Глава 2.Классификация наук. В рассматриваемой мною главе даётся разработка классификации наук, предложенная непосредственно Ибн-Синой.

Итак, по воззрениям великого учёного, философское знание разделяется на две области наук: теоретических и практических, основой деления служит предмет знания к действиям, исходящим от человека. Таким образом, теоретические науки исследуют вещи и их целью является постижение блага, практические же науки исследуют деятельность человека, направленную на эти вещи, и соответственно их целью является достижение блага. Ну, а царицей всех наук, конечно же является логика.

К теоретическим наукам относятся физика, математика и метафизика. Физика в свою очередь также подразделяется на множество наук – из всего этого выявляется характерная для мусульманского средневековья дифференциация наук и укрепление их связи с ремесленным производством и торговлей. Зато Ибн-Сина негативно относился к астрологии, алхимии и магии. Чистую метафизику он делил на пять разделов, именовал её «божественной наукой». Из всего этого следует вывод, что Авиценна творил согласно системе, заложенной ранее его учителем аль-Фараби. Да, он также как и Абу-Наср выделяет метафизику, считая её первой, но во всех его энциклопедических трудах читателю предлагается вначале изучить логику, которая помогает преодолеть стремнины на пути к высотам человеческого знания (с. 72-83).

Глава 3. Логика. В этой главе рассказывается об успехах Абу-Али в области логики. На мой взгляд, судя по тому, что я изложу ниже, можно согласиться с мнением относительно копирования рассматриваемой науки у Аристотеля. Это будет заметно по сходству признаков у двух великих учёных. Не зря сам автор говорит о значительном влиянии на Ибн-Сину концепций, разработанных в логической школе стоиков, ну, и, конечно же, у Стагирита.

Подобно Аристотелю Ибн-Сина исследует человеческую деятельность, начиная с изучения языков, а именно в плане различий арабского и греческого. Логика изучает только высказывающую речь, состоящую из материи и формы. Материю высказываний в свою очередь образуют идеи, то есть умственные формы, составляющие смысл слова.

Вообще изложение науки логики у Абу-Али начинается с рассмотрения первого вида знания в его связи с простыми высказываниями.

Общие высказывания

сущностные акцидентальные

(род, вид и видовое различие) (собственный признак и общая акциденция)

К вышеназванным высказываниям относится также и «первая сущность» Аристотеля. После этого даются определения следующим отношениям:

· Омонимические предметы – это те, у которых имя одно, а то, что понимается под ним, различается таким образом, что в нём не оказывается никакого сходства.

· Подобноименные – это те, у которых имя одно, а то, что понимается под этим именем, имеет и различия, и сходство.

· Предметы по аналогии – это те, у которых имя одно, и то, что понимается под ним, одно, но это последнее выражено не во всех них равносильным образом.

· Соименные – это те, у которых и имя одно, и то, что понимается под ним, одно, не заключая в себе сколь-либо значительных различий.

· Синонимические – это те, имена которых имеют один и тот же смысл, но обозначающие данную идею слова – разные.

· Равноименные – это те, у которых имена различаются так же, как и обозначаемые ими идеи.

Между тем Ибн-Сина в логическом учении разбирает также десять Аристотелевых категорий. В разделе логики разбирается отношение между предметами, представлениями, высказываниями и письменными обозначениями, проводится различие между высказывающими речениями и невысказывающими и даётся классификация суждений. Абу-Али в своей работе суждения делит по качеству (утвердительные и отрицательные), количеству (общие, частные и приравниваемые к последним неопределённые), по отношению (категорические, условно-соединительные и условно-разделительные) и модальности (необходимые, возможные и невозможные). Здесь делается вывод о том, что Ибн-Сина делал чёткое разграничение между логической модальностью и модальностью онтологической, называл её материей. Также при разборе суждений о возможном Абу-Али указывал на разницу в понимании возможного философами и «широкой публикой». Ибн-Сина также определяет понятия возможности и невозможности, а также говорит о необходимости как о таком состоянии предиката по отношению к субъекту, которое должно сохраняться всегда. Невозможность же – это не что иное, как необходимость несуществования, и, стало быть, все суждения касательно «необходимого» могут быть перенесены на невозможное.

После вышеперечисленного следуют определения умозаключений, но прежде стоит сказать о «подлинном силлогизме», который определялся как доказательство. «Материю» силлогизмов образуют посылки, каковые суть либо положения, истинность или сомнительность которых предварительно устанавливается с помощью других умозаключений.

(1) Первичные данные; (2) данные ощущения; (3) данные опыта; (4) данные, получаемые от других людей; (5) посылки с которыми даны уже следующие выводы; (6) общепринятые положения – суждения; (7) данные эстимативной силы (вахм)- положения; (8) приемлемые посылки; (9) допущения-посылки; (10) предположения-посылки; (11) мнения, складывающиеся «на первый взгляд»; (12) уподобляющиеся посылки-положения; (13) данные воображения-посылки (с.94-98).

После этого говорится о построении диалектических силлогизмах, которые опираются на общепринятые положения и допущения, софистические же основываются на данных эстимативной силы. Посылками доказательных силлогизмов служат аксиомы, данные ощущений, опыта, положения, получаемые от других, и посылки, вместе с которыми даны следующие из них выводы.

Завершается эта глава чрезвычайно важной мыслью Абу-Али, поведавшего о том, что истоки научно-теоретического мышления – в практической жизни людей, в «практических искусствах», символом которых врачебная наука служила именно потому, что в эпоху средневековья, «когда производственные функции науки едва обозначились, медицина более всех других наук свидетельствовала об её практическом назначении» (с.98-104).

Глава4. Физика. Основоположения науки о природе. В этом разделе говорится непосредственно о физике, которую Ибн-Сина определял как науку о природе, изучающую явления, воспринимаемые чувствами и находящиеся в изменении то есть «состояния, представление о которых неотделимо от материи». Ближайшим предметом физики является естественное тело в той мере, в какой оно движется или покоится. Телу как таковому движение не присуще и помимо телесной формы тела обладают субстанциальными формами, акциденциями и природами, природы могут и входить в форму в качестве её элемента, и быть тождественны с ней. Силы, присущие телам по природе, Авиценна делит на три вида:

(1) Природа – это силы, действующие в телах и сохраняющие фигуры, естественные местоположения и действия.

(2) Животная душа и растительная душа – силы, которые осуществляют в телах такие действия, как приведение в движение или в состояние покоя, сохранения вида и прочих завершений, посредством органов и разнообразным способом.

(3) «Душа небесной сферы» - силы, совершающие подобные действия при помощи воли, руководствующейся единым законом, которую она не нарушает (с.104-107)

В возникновении естественного тела участвуют три принципа: форма, материя и небытие – но не абсолютное небытие, а то, которое именуется у Аристотеля «лишённостью». Материя и форма – внутренние причины существования вещей. К внешним же причинам относятся действующая и целевая.

Образец практического применения Ибн-Синой Аристотелева учения о четырёх причинах в естественных науках можно найти в его «Каноне врачебной науки», где материальные причины обозначают «состояние и изменения органов…», действующие – «всевозможные внешние и внутренние факторы, которые изменяют состояние тела человека», формальные – «функциональные («силы») и органические («сочетания») изменения, связанные с изменением в организме крови, желчи и т. д., целевые – «состояние функции органов, связанное с силами» и их «носителями» - пневмой». Таким образом, Ибн-Сина стал указывать на то, что причинами заболевания человека могут быть не только внешние агенты, но и внутренние источники.

Что касается движения, то подобно Аристотелю, движение понимается как устойчивое изменение состояния тела. Движение есть действие и первое завершение вещи, находящейся в потенциальном состоянии, в отношении того, что она имеет потенциально (с.104-110). Формы движения Ибн-Сина разделяет на категории:

1. Движение по отношению к количеству – это уменьшение, сгущение и т. д.

2. Движение по отношению к качеству, которое выражается в ослаблении или потемнении и т. д.

3. Движение само по себе.

4. Движение по отношению к «где», то есть пространственное движение.

5. Движение по отношению к «когда».

6. Движение в отношении положения – это перемена положения.

7. Движение в отношении обладания, носящее акцидентальный характер.

8. Движение в действии, когда вещь предрасполагается к утрате своего атрибута действия.