Смекни!
smekni.com

Лекции по философии (стр. 7 из 15)

Особенностью картины мира механистической науки была убежденность в близости познания природы к свершению.

Период изменения картины мира (научная революция) начинается на рубеже ХХ века.

1. На основе обнаруженного явления радиоактивности (1894 г.) и других опытных данных был сделан вывод о делимости атома, сложности его строения. Было поставлено под сомнение существование элементарных неделимых частиц.

2. Максвеллом было математически смоделировано электромагнитное поле, которое впоследствии рассматривалось как особая физическая реальность. Возникло предположение о существовании других полей, и поэтому вещество с его механическими свойствами перестало быть единственным и главным видом реальности.

3. Созданная Эйнштейном в 1907 г. Специальная Теория Относительности показала в частности относительность основных механических свойств.

4. Исследования молекулярных процессов выявили нежесткий, статистический характер природных закономерностей.

Вывод: все основные постулаты классической картины мира оказались опровергнутыми. Э.Мах: «Материя исчезла!»

В результате возникает сомнение в правомерности использования понятий «субстанция» и «материя». Была предпринята попытка рассмотреть в качестве новой базовой категории понятие «энергия». Это направление – энергетизм - успеха не имело. Возникло сомнение в способности науки построить правильную и достоверную картину мира вообще.

Конвенционализм – это взгляд на науку, как на некоторую совокупность договоренностей ученых конвенций, действующих в течение определенного периода.

Кризис в физике был преодолен с построением новой – квантово-релятивистской - картины мира и с обнаружением ее связи с классической картиной мира.

Но в ходе кризиса существенно изменились представления о роли философии в формировании картины мира и о предмете онтологии.

Пути развития онтологии в ХХ веке:

1. Антионотологизм – направление, считающее, что философия не должна подменять и дополнять науку в выработке общей теории устройства природы. Философия должна обосновать объективность познания и его достоверность. Следовательно, онтология, как раздел философии, имеет чисто историческое значение. Философия в ХХ веке – это гносеология.

2. Философия должна отказаться от наукоцентристских понятий материи и субстанции и вернуться к изначальным категориям онтологии: космос, бытие. (Русский космизм, экзистенциализм).

3. Философия должна сохранить учение о материи и субстанции, но не связывать его с конкретными физическими характеристиками. В рамках этого направления материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях, т.е. в этом направлении материей признается все, что существует реально, не зависимо от нас, и как-то обнаруживается в опыте.

Лекция 11. Направления развития современной онтологии.

1. Русский космизм (космическая философия) – направление, основанное на идее возвращения к исходным категориям онтологии: космос, бытие. Сложилось в I половине ХХ века. Его представители: Вернадский, Циолковский, Федоров, Сухово-Кобылин, Умов. Главные идеи: учение об эволюции биосферы и переходе ее в ноосферу, в которой разум становится геологическим фактором, меняющим оболочку Земли (человек меняет рельеф, водные пути, создает химические вещества). Учение об активной эволюции – это учение о создании нового сознательного этапа в развитии природы, эволюции, управляемой человеком. Человек преобразовывает Землю, затем он преобразует космос, превращая все в некоторую среду, которая человеку потребна. Понятие «космос» в этом направлении переосмысливается. В античности космос рассматривается как одухотворенная гармоничная целостность. С точки зрения космизма космос должен стать таким в результате деятельности человека – это высшая цель эволюции. Также переосмысливается понятие «бытие». Экзистенциальная трактовка бытия такова: бытие рассматривается не просто как существование или все существующее, оно понимается как целостность и глобальность мироздания, открывающееся за совокупностью явлений. Представитель русской философии С.Л.Франк: «Восхищение красотой природы, смерть близкого человека, великая катастрофа, подлинная любовь дают человеку чувство прикосновения к непостижимому, отличающемуся от логически понятного. Человек в таких случаях воспринимает мир как реальность, не сводимую к предметному плану и рациональному пониманию. Это и есть философское постижение бытия». Для человека бытие – это не просто физическое существование. Он ищет возможность «сбыться», т.е. самореализоваться, воплотить то, что в нем заложено. Бытие человека – это волевой акт, необходимо различать существование и бытие. Высказывания о жизни человека: «Взгляд в лицо небытия» (Хайдеггер), «Танец на краю пропасти» (Ницше). Задача философии – найти путь человека к подлинному бытию.

2. Традиционное направление, которое сохраняет понятия материя и субстанция. Здесь разрабатываются две проблемы. 1.Классификация материальных объектов, исследование многообразия реальностей и форм существования. 2. Проблема пространства и времени. В классической картине мира и в традиционной онтологии пространство и время рассматривались как внешнее условие существования материи, не зависящие от объектов. В концепции, связанной с СТО, пространство и время рассматриваются, как формы связи материальных объектов и их движения. В онтологии в связи с этим рассматривается зависимость пространственно-временных отношений от природы связанных ими материальных объектов и вводится понятие биологического, психологического и социального пространства и времени. Главной характеристикой биологического времени является биоритм человека (25,5 часов). Психологическое пространство – существуют зоны пространства, у человека она равна 45 см., и вторжение в нее негативно. Психологическое время – это не час или год, а событие. Это время течет быстро или медленно. Следовательно, у каждого человека существует свой биологический возраст – важная характеристика личности. Социальное пространство измеряется доступностью для коммуникации. Поэтому в ходе истории социальное пространство расширялось, а сейчас оно очень быстро сужается.

3. Антионотологизм – направление, которое считает онтологию разделом, представляющим исторический интерес. Выдвигается не первый план другой раздел философского знания – гносеология.

Раздел Гносеология.

Гносеология в структуре философского знания.

Гносеология – это раздел философии, в котором исследуются предпосылки, процесс и результаты познания, возможности и средства познавательной деятельности.

Эпистемология – точное знание, теория, наука.

Гносеология появилась в составе философии несколько позднее онтологии, зародилась в античности. Условием появления гносеологии был переход от взгляда на познание, как на естественный, заложенный в природе человека процесс, к идее контроля над познавательной деятельностью и ее совершенствования. У истоков гносеологии стоят: 1.софисты Протагор, Горгий, Гиппий – наемные учителя логики. Они показали возможность аргументировать разные мнения, а, следовательно, и необходимость различения правильного и неправильного путей познания. 2. Сократ создал майевтику – метод беседы, в котором люди освобождаются от заблуждений и стереотипов и совместно ищут истину. «В споре рождается истина». 3. Демокрит поставил проблему передачи механизмов информации и ее сохранения. 4. Платон показал роль общих понятий в познании и поставил вопрос об их происхождении.

У этих философов гносеология пока оставалась пока приложением или следствием других разделов – онтологии, антропологии. Первая целиком гносеологическая концепция – это логика Аристотеля.

Этапы развития гносеологии связаны с расширением круга рассматриваемых факторов познания. Первый этап: сначала познание рассматривалось как деятельность разума, поэтому изучалась техника мышления, и главной гносеологической дисциплиной была логика. Второй этап: примерно с XVII века изучается чувственный, практический опыт, связь разума и чувств, технологии опытного экспериментального исследования, и главной гносеологической дисциплиной становится методология. Третий этап: в ХХ веке учитывается многообразие способов и оснований познания, формируется ряд новых гносеологических дисциплин: феноменология, теория неявного знания, семиотика, герменевтика.

Основная проблема гносеологии – определение познания.

Познание можно рассматривать как:

1. одну из базовых человеческих потребностей (потребность информации).

2.одну из форм всеобщего свойства математических объектов – отражение. Отражение – это свойство математических объектов изменяться в соответствии с оказанным на них воздействием и сохранять эти изменения после прекращения воздействия. Познание как отражение делится на идеальное, избирательное, осуществленное в знаковой форме. Последнее может быть определено с точки зрения способов осуществления как создание, сохранение и интерпретация знаковых систем. Именно так познание рассматривает семиотика. Семиотика определяет знак вообще, как объект, представляющий и замещающий другой объект, несовпадающий с ним, но несущий о нем информацию. Выявляется три типа знаков: образ, индекс, символ. Индекс – условное обозначение, сохраняющее лишь образную структуру объекта, например, масштабный план. Символ – обозначение объекта принципиально иным по сравнению с его собственной природой способом.

Лекция 12. Направления развития гносеологии.

1. Логика, как гносеологическая дисциплина.

2. Методология, как гносеологическая дисциплина.

3. Герменевтика, как гносеологическая дисциплина.

Главная практическая задача гносеологии – совершенствование познания.