Смекни!
smekni.com

Общество. Понятие, структура, виды общества (стр. 2 из 6)

Структура — это упорядоченность, организованность системы. Естественно поэтому, что существенной характе­ристикой структуры является мера упорядоченности, ко­торая в самой общей форме, в кибернетическом смысле, выступает как степень отклонения от состояния ее термо­динамического равновесия. Социальные системы стремят­ся повышать степень упорядоченности, используя содер­жащиеся во внешней среде вещество, энергию и информа­цию для собственного функционирования и развития.

Приведенное понятие структуры разделяется многими исследователями.

При этом немало исследователей обращает внимание на огромную роль структуры в формировании целостных свойств системы. Так, отмечая, что система являет собой множество взаимосвязанных элементов, выступающих как определенная целостность, В. Н. Садовский подчеркивает, что «свойства объекта как целого определяются по только и не столько свойствами его отдельных элементов, сколько свойствами, его структуры, особыми интегративными связями рассматриваемого объекта».

Для понятия структуры,— пишет В. С. Тюхтин,— спе­цифичен особый и в то же время универсальный тип от­ношений—отношения «порядка, композиции элементов». Причем «понятие структуры отображает устойчивую упо­рядоченность». При этом В. С. Тюхтин выделяет в интег­ральной структуре три уровня: зависимости между свой­ствами компонентов системы, между свойствами системы и свойствами ее компонентов, зависимость системных, ин­тегральных свойств между собой. Структура системы, выражая ее сущность, проявляется в совокупности законов данной области явлений».

«Структура, объединяющая элементы и свойства объек­та,— отмечает М. И. Сетров,— выступает как некий закон данного объекта или класса вещей. Этот закон объективен, его существование не зависит от нашей воли, и поэтому, как бы мы ни комбинировали все возможные сочетания свойств и элементов, вещь будет оставаться такой, как она есть».

В применении к обществу как системе структура вы­ступает как внутренняя организация общества или его от­дельных звеньев. Структура общества — это совокупность общественных отношений. Структурой обладают обшество в целом и любая конкретная подсистема в его рамках. При­чем всякая конкретная система в рамках «глобального» целого — общества — обладает своей специфической струк­турой, организацией, которая является конкретизацией более общей структуры, структуры, господствующей в об­ществе.

Поскольку главным компонентом любой общественной системы являются люди, то основным элементом ее струк­туры, если можно так выразиться, ее центральным звеном являются отношения людей, прежде всего производствен­ные отношения. Люди, однако, действуют в различных сферах общественной жизни — экономической, социально-политической, духовной, семейно-бытовой. Отсюда нали­чие специфических структур для конкретных сфер цело­стного общества — экономической структуры, социально-политической структуры, структуры духовной жизни, структуры быта и семенной жизни. Каждая из них обла­дает своими особенностями, которые несут печать качест­венной природы общества и определяются прежде всего господствующими в нем формами собственности.

Структура общественной системы выступает но только как отношения людей друг к другу. Отношения различных сфер общественной жизни — экономической и социально-политической, экономической и духовной, отношения дру­гих общественных сфер — это тоже элементы структуры.

Элементами структуры могут быть и отношения вещей. При этом нельзя забывать, конечно, что вещи имеют со­циальную природу. Структура, например, такой системы, как предприятие, заключает в себе и определенную связь, порядок расположения машин, механизмов, взаимосвязь технологических процессов и т. д.

Структура проявляется и в отношениях людей к вещам, в частности к средствам, производства, то ость в формах собственности, которые представляют собой важнейший элемент структуры общества. Она может выступать и как отношения людей к идеям. Это процесс выработки, вос­приятия, распространения идей теми или иными группа­ми людей, классами и т. д. Имеют место и отношения идей к идеям, связь идей различного рода и т. д. К примеру, об­щественное сознание как система идей обладает определенными формами, они, эти формы,— наука, политические идеи, искусство и др.— находятся в определенной связи, отношениях.

Структура есть и отношение людей к процессам—эко­номическим, политическим и др., соотношение различных процессов в обществе, скажем революции и реформ, эко­номических и социально-политических процессов и т. д.

Говоря о том, что структура общественной системы многообразна, проявляется в различных связях н отноше­ниях, ни на минуту нельзя упускать из виду, что, какие бы компоненты ни были связаны в общественном целом, и каком бы виде структура ни выступала, она обязательно в конечном счете проявляется через людей.

2.2 Основные элементы структуры общества

Первым необходимым элементом социальной деятель­ности являются живые человеческие индивиды-субъекты дея­тельности, с которыми связаны её пусковые и регуляторные ме­ханизмы.

Вторым элементом является объект социальной дея­тельности. Объекты социальной деятельности можно разделить на два класса:

1. Вещи, "орудия" с помощью которых люди оказывают воздействие на окружающий их реальный мир. С по­мощью этих вещей люди осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаясь к среде путем её веще­ственно-энергетической переделки, целенаправленного преобразования.

2. Символы, знаки (книги, картины, иконы, и др.). Эти предметы служат не непосредственному изменению ре­альности, а изменению наших представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание, стремления, цели, и через них, опосредованно, воздействуют на отличную от сознания реальность. Функция символов - воплощать в себе особым образом закодированную информацию, служить средством её хранения, накопления, передачи, позволяющей людям согласовывать цели своей коллек­тивной деятельности. Необходимость символов связана с тем, что любые идеи, образы, чувства, призванные по­влиять на поведение людей, могут сделать это, и лишь в том случае обретут некоторую "телесную оболочку" становясь материальными проводниками, "перевозчиками смысла".

Если вещи служат прямым орудием адаптации, то сим­волы обеспечивают целенаправленность человеческой деятель­ности.

Механический набор людей вещей и символов не соз­даёт целостное системное образование-общество. Для его су­ществования необходима сложная совокупность внутренних связей между всеми классами социальных предметов.

Устойчивые, воспроизводимые связи между совместно действующими людьми называются общественными отноше­ниями. Эти отношения связывают людей как в процессе обще­ственной деятельности на основе разделения функций, так и при разделении совместно созданных результатов труда: готовых продуктов труда и средств их создания. Подобные отношения, между владельцами земли, станков и пр. и людьми лишенных необхо­димых средств труда, К. Маркс называл производственно - экономическими отношениями, отводя им важнейшую роль в организации общественной жизни людей.

2.3 Человек — универсальный компонент общественной системы

Всякая система, целое представ­ляет собой органическое единство и взаимодействие ком­понентов, частей. Системы социального порядка необычай­но сложны и многообразны, и если подойти к социальной действительности с системной мерой, то она выступает как иерархия систем различного уровня, различной сте­пени сложности и организации. В этой иерархии любая система является, с одной стороны, компонентом системы более высокого уровня, а с другой — сама образована из систем более низкого порядка. Выделить ту или иную дан­ную систему в обществе, определить ее — это значит вы­членить часть (компонент) из целого (системы), а за­тем исследовать ее как систему, выделить и определить ее параметры (компоненты, структуру, функции и т. д.).

Э. С. Маркарян всю совокупность компо­нентов социальной системы подразделяет на человеческие и внечеловеческие, причем на первое место ставит имен­но человеческие. «Как нам кажется,— пишет Э. С. Марка­рян,— для понимания человеческого общества (и вообще любой живой системы) в качестве целостного образования его нужно рассмотреть прежде всего с трех качественно различных точек зрения:

1) с точки зрения субъектов дея­тельности, отвечающей на вопрос, кто действует;

2) с точ­ки зрения участков приложения деятельности, позволяю­щей установить, на что направлена деятельность, где она осуществляется;

3) с точки зрения способа деятельно­сти, призванной ответить на вопрос, как, каким образом осуществляется человеческая деятельность».

Что касается внечеловеческих компонентов, то они чле­нятся Э. С. Маркаряном опять-таки на два класса. Один класс охватывает «различные сферы и виды деятельности» (экономика, политика, наука, воспитание и т. д.), другой класс — различного рода проявления культуры как «спе­цифического способа человеческого существования» (орудия труда, обычаи, социальные институты и т. д.).

Это деление не лишено смысла, поскольку па самом деле кроме людей в социальных системах имеют место и компоненты иного рода.

Что касается экономики, политики, науки и воспита­ния, то, на наш взгляд, их никак нельзя отнести к «внечеловеческим компонентам». Это сферы общественной жиз­ни, проявления именно человеческой деятельности.

Весьма интересной нам представляется концепция В. М. Краснова, который дает следующий «набор» компо­нентов общества как социальной системы:

- социальные субъекты — общественные индивиды и их общности и объединения (классы, нации, партии, госу­дарства и т. п.);