Смекни!
smekni.com

Предпосылки развития будущего человечества (стр. 5 из 5)

Пятая предпосылка-это идущая неуклонно межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры.

Все шире развертывается универсализация культурной жизни на фоне обеспечения самобытности всех участников этого процесса. Резко расширяются международные, экономические и культурные контакты. Давно рухнул тезис о «непроницаемости» и полной замкнутости самодостаточных народов и их образа жизни. Ускоряется интенсивный обмен ценностями. Синтез и взаимовлияние давлеют над заскорузлой замкнутостью.

Широкие миграционные потоки ведут к взаимопроникновению культур, заимствованию находок народов друг у друга. «Диалог» культур превращается в многоголосый «полилог», попытки сохранения «изоляционизма» встречаются все реже (хотя они и не исчезли).

От римского историка Сенеки, говорившего: «Весь мир единый нам прородитель», от евангельского «Несть эллина, несть иудея» до интернационалистических идей нашего времени и XX в., до современных концепций международного единения- все нарастает стремление землян к подлинному братству разных и единых обитателей нашей планеты.

Разумеется, всплеск «этничности», националистических страстей продолжают сотрясать человеческий род, но думается, что это уродливый зигзаг истории. Есть основания считать, что он недолговечен. Устремленность к единству будет довлеть. Полифония самобытного и общечеловеческого, их оптимальная связь пробьет себе дорогу.

Последнее по счету, но не по значимости- намечающиеся прорывы в области интеллектуального поиска. Иногда говорят даже, что мы находимся в преддверии интеллектуальной революции. Крупнейшие ученые современности считают, что мы перед лицом Новой Вселенной, новой природы, и сейчас человеческий интеллект как бы вновь переходит от состояния умственной удовлетворенности к состоянию озадаченности, удивления.

Немонотонная логика, близкая к обыденному мышлению, целостно охватывающая ситуацию и учитывающая нестандартные изменения. Взаимопроникновение традиционных, восходящих к Гераклиту и Гегелю, диалектических способов размышления с концептами современных формально-логических математизированных систем. Естественный интеллект, сопряжение с «искусственным», дополнение творческих возможностей мозга креативными потенциями компьютерных систем. Все это и многое другое ставит нас перед решением проблемы изменения традиционных способов и типов мышления. Точные очертания такого изменения сейчас еще не просматриваются. Лишь в самом общем виде можно наметить траекторию подобных сдвигов в человеческом интеллекте. Пожалуй, речь может идти об инверсии интересов мыслящих и действующих социальных субъектов, о поиске и нахождении парадигмы мышления, не исключающей противоречий, но обращающих внимание на комплиментарность, взаимодополнительность идей, их интегрирование в многомерную целостность.[12]

Стоит отметить,что сейчас остро стоит вопрос о нахождении приемлемых контактов рационального и внерационального, научного и технического, эстетического и мистического в освоении реальности. Разрыв и отторжения друг от друга разных сторон человеческого духа выявили свою пагубность и зыбкость результатов.[13]

Завершая изложение зримых надежд, скажем о необходимости конструирования глобальной этики, универсальных нравственных принципов, укрепляющих всечеловеческую солидарность. Мудрость и совесть выше прямолинейных истин, сухого рационального знания. Знание, не облагороженное вечными ценностями, не помноженное на идею блага, не утверждающее справедливость может привести к всеобщей гибели. Без этики человеческой солидарности угрозы не смогут быть отведены, а надежды не смогут оправдаться. Таковы основания для выхода из глобального кризиса, в который мы погружены.

8.Заключение.

Мы глядим в лицо новой цивилизации. Как и какой она сложится? Расцвет или упадок? Торжество разума или бездумная и безвольная гибель? Экспансия в Галактику или замыкание в становящейся малондежной биосфере Земли? Расширение в каких-то новых формах демократических установлений или торжество неорабовладельческой мегамашины?

Эти и подобные им вопросы требуют ответа. Их надо решать каждому. Их предстоит решать не только лидерам стран и партий.Эти размышления нужны для того,чтобы жило, выжило и победило человечество.

Ныне,как никогда в прошлом, ощущается необходимость единения всех позитивных сил для решения назревших глобальных проблем.Один из наших поэтов афористично сказал: «Или братские объятия, или братская могила», это так.. Другой дороги нет. Все мы, люди, предупреждены. Выбор за нами. И особенно за новыми поколениями, вступающими сейчас в жизнь, землянами XXI столетия.

Жизнь продолжается и есть надежда, что пока человечество живет, открывает, заботится об окружающем, размышляет, ищет; пока есть теплые и добрые сердца -история длится и набирает новый разбег.


10.Список используемой литературы:

1) Белл Д. «Грядущее индустриальное общество»/ Москва.,1999г.

2) Давидович В.Е. «В зеркале философии»/Ростов на Дону/Феникс/1997г.

3) Моисеев Н.Н. «Судьба цивилизации. Путь разума» /Москва/Молодая гвардия/2000г.

4)Моисеев Н.Н. «Новая индустриальная волна на Западе. Антология»/Москва/ Молодая гвардия/1999г.

5) Моисеев Н.Н «Экология человечества глазами математика»/ Москва/ Молодая гвардия. 1998г.

6) Степин В.С.,Кузнецова Л.Ф. «Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации»/Москва,1994г.

7) Панарин А.С. «Глобальное политическое прогнозирование»/Москва, 2000г.

8) Тоффлер Э. «Третья волна»/ Москва, 1999г.

9) Туроу Л. «Будущее капитализма»/Новосибирск, 1999г.

10) Уткин А.И. «Американская стратегия для XXI века»/Москва, 2000г.

11) Уткин А.И. «Философия глобальных проблем»/Москва, 1998г.

12) Чумаков А.Н. «Философия глобальных проблем» /Москва, 1994г.


[1] Панарин А.С. «Глобальное политическое прогнозирование»/Москва, 2000г

[2] Моисеев Н.Н. «Судьба цивилизации. Путь разума» /Москва/Молодая гвардия/2000г.

[3] Панарин А.С. «Глобальное политическое прогнозирование»/Москва, 2000г.

[4] Уткин А.И. «Американская стратегия для XXI века»/Москва, 2000г.

[5] Моисеев Н.Н. «Новая индустриальная волна на Западе. Антология»/Москва/ Молодая гвардия/1999г.

[6]Н.Н. Моисеев «Экология человечества глазами математика»/ Москва/ Молодая гвардия. 1998г.

[7] Степин В.С.,Кузнецова Л.Ф. «Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации»/Москва,1994г.

[8] Чумаков А.Н. «Философия глобальных проблем» /Москва, 1994г.

[9] Уткин А.И. «Философия глобальных проблем»/Москва, 1998г.

[10] Степин В.С.,Кузнецова Л.Ф. «Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации»/Москва,1994г.

[11] Уткин А.И. «Философия глобальных проблем»/Москва, 1998г.

[12] Тоффлер Э. «Третья волна»/ Москва, 1999г

[13] Давидович В.Е. «В зеркале философии»/Ростов на Дону/Феникс/1997г