Смекни!
smekni.com

Причинно-следственные связи (стр. 4 из 7)

В каждом конкретном процессе превращения возможности в действительность реализуются, как правило, и необходимые, и случайные причинно-следственные связи. Отсюда вытекает, что действительность воплощает в себе разнородные возможно­сти, содержит множество не только необходимо, но и случайно сложившихся свойств.

Причинность и время.

Одной из фундаментальных характерис­тик причинности является ее органическая связь с категорией времени. Время — это та форма существо­вания материи, в которой наиболее естественно реализуются причинно-следственные связи. Поэтому усложнение наших представлений о времени, связанное с более углубленным позна­нием принципов строения материального мира, не может не от­разиться и на понимании причинности.

Однако до сих пор причинно-следственная связь, взятая в аспекте времени, понимается по-разному. Одни считают, что причина всегда предшествует следствию: существует опреде­ленный интервал в виде запаздывания между началом действия причины (например, взаимодействие двух систем) и началом появления следствия. Какое-то время причина и следствие со­существуют, а потом причина угасает, следствие же в конечном счете превращается в новую причину. И так до бесконечности. Другие утверждают, что интервалы частично накладываются друг на друга. Существует точка зрения, согласно которой причина и следствие всегда строго одновременны. Сторонники третьей концепции рассуждают так: бессмысленно говорить о причине, которая уже существует и, значит, действует, если ее следствие еще не вступило в сферу бытия. Разве может быть «недействующая причина»?

Но понятия «причина» и «следствие» равно используются для характеристики как одновременно протекающих событий, так и явлений, примыкающих друг к другу во времени, и яв­лений, для которых следствие зарождается в «недрах» причины. Кроме того, причина и следствие иногда квалифицируются как явления, которые разделены временным интервалом и связаны между собою через посредство нескольких промежуточных звеньев. Так, вспышка на Солнце есть причина магнитных бурь на Земле и следующего за нею временного нарушения радио­связи. Опосредствованную связь причины и следствия можно выразить формулой: если А причина В, а В — причина С, то А также можно расценивать как причину С. Причина явления, изменяясь, сохраняется в своем результате. Следствие может иметь несколько причин, одни из которых являются необходи­мыми, а другие — случайными.

Существенной чертой причинности является непрерывность действия причинно-следственных связей. Цепь причинных связей не имеет ни начала, ни конца. И нельзя сказать, где нача­лась эта цепь и где она кончится. Она бесконечна как сам мир. Не может быть ни первой (то есть беспричинной) причины, ни последнего (то есть беспоследственного) следствия. Допустить первопричину значило бы нарушить закон сохранения материи и движения. И всякого рода попытки найти «абсолютно первую» или столь же «абсолютно последнюю» причину — бесплодная затея, имеющая своей психологической предпосылкой веру в чудо.

Однако при всех модификациях в структурной организации мира, всем типам временных отношений свойственна длитель­ность, означающая либо прямую последовательность событий, либо рядоположенность сменяющих друг друга моментов или состояний. Время длительно, необратимо и асимметрично, асимметричны и причинно-следственные отношения. Идея неод­нородности временных циклов не меняет сути дела: в любой материальной системе, существующей и развивающейся по своему собственному времени, все равно осуществляются ее осо­бые, специфические, но все же причинные отношения.

Причинность и взаимодействие.

Причинность нельзя рассматривать только как однонаправленное действие со стороны причины на следствие, так как она являет­ся внутренним содержанием не только связи, но и взаимодейст­вия явлений. Взаимодействие, будучи одним из типов связи, так­же имеющих временную длительность, намного усложняет картину причинно-следственных отношений.

Следствие распространяет «щупальца» своего влияния не только «вперед» (в качестве новой причины, рождаю­щей новое следствие), но и в определенной временной перспек­тиве «назад», на производящую его причину, видоизменяя, истощая или увеличивая ее силы, особенно в тех случаях, когда причинная связь не мгновенна, дискретна, а континуальна, протяженна. Это растянутое во времени взаимодействие при­чины и следствия именуется принципом обратной связи. Он дей­ствует всюду, особенно во всех самоорганизующихся системах, где происходит восприятие, хранение, переработка и использова­ние информации, как, например, в живом организме, киберне­тическом устройстве, в обществе. Без обратной связи, коррек­тирующей причинно-следственные отношения, немыслимы устойчивость, управление и поступательное развитие системы.

Лишь в простейшем частном и предельном случае можно представить причинно-следственную связь как одностороннее, однонаправленное действие. В сложных же ситуациях нельзя абстрагироваться от обратного и вторичного во временном отно­шении воздействия носителя действия на другие взаимодей­ствующие с ним тела, что связано со сложным дискретно-конти­нуальным строением материи и изменениями временных ритмов. Так, при обратных связях в кибернетических устройствах взаимодействие причины и следствия приводит к тому, что по­следнее само становится причиной по отношению к породившей его причине. Причина и следствие, таким образом, меняются местами, но временное направление самого процесса причине­ния остается при этом неизменным. Психологические процессы суть также результат протяженного и попеременного взаимо­действия окружающего мира и коры головного мозга.

Итак, все причинно-следственные процессы в мире вызваны не односторонним действием, а основываются по меньшей мере на отношении между двумя взаимодействующими предметами, и в этом смысле причинность должна рассматриваться не про­сто как вид связи, но и как тип взаимодействия.

Метафизические концепции видят только одну сторону при­чинной зависимости — от причины к следствию. При таком по­нимании невозможно объяснить принцип самодвижения мате­рии, которое всегда выступает именно как взаимодействие. Объ­единение причинности и взаимодействия дает возможность прийти к «действительному каузальному отношению», не противоречащему принципу самодвижения материи.

Причина и следствие — это отдельные звенья или разные стороны процесса всеобщего и универсального взаимодействия.

Виды причинно-следственных отношений.

Выделение какой-либо одной и жестко определенной причинно-следственной связи всегда является результатом абстрагирова­ния от многообразного мира реальных причинно-следственных взаимодействий, абстракцией, которая является, несомненно, удобным, но вместе с тем и условным приемом познания. Мир действительных взаимодействий несравнимо богаче любых абст­ракций. Как к одному и тому же месту ведут разные пути, так и к одному и тому же следствию приводят разные причины. А од­на и та же причина может вызвать разные следствия. Причина не действует с абсолютной однозначностью хотя бы потому, что ее результат зависит не только от ее сущности, но и от характера того явления, на которое направлено ее действие: сильное тепло плавит воск, но закаляет сталь. Вместе с тем следствие в виде тепла есть результат разных причин: действия солнечных лу­чей, трения, механического удара, химической реакции, элект­ричества, разложения атома и т. п. Плох был бы тот врач, кото­рый бы не знал, что одни и те же болезни происходят от разных причин. Так, головная боль может быть вызвана причинами, которых насчитывается более ста. В жизни нет и не может быть таких явлений, которые бы возникли как результат лишь одной причины и на которые не воздействовали бы побочные причины. Иначе были бы лишь «чистые» необходимости, а значит, в мире царствовал бы рок.

Классификация типов причинности явля­ется одной из сложнейших научных проб­лем. В настоящее время существует не­сколько таких классификаций, построен­ных по разным основаниям. Прежде всего это классификация по внутреннему, субстанциальному содержанию процессов при­чинения. Внутренний механизм причинения непременно свя­зан с переносом материи, энергии и информации. Так, в процес­се рождения живого осуществляется перенос материи, энергии и информации, в столкновении бильярдных шаров происходит прежде всего перенос механической энергии удара, в процессах же общественного управления преобладает информационная причина на ее смысловом уровне. В этом типе классификации причин обычно выделяются материальные и идеальные, инфор­мационные и энергетические причины, которые, в свою очередь, подразделяются в соответствии с видами движения материи на физические, химические, биологические, психологические и социальные причины. По признаку обязательного переноса каких-либо субстанциально-энергетических качеств причин­ная связь отличается от других, неэнергетических в широком смысле слова связей.

По этому же признаку различают причину и условие собы­тия: причина — это то, что передает свою силовую потенцию, то есть вещество, энергию и информацию, а условие — это совокупность обстоятельств причинного события, которые, сами не будучи прямой причиной и не участвуя в переносе вещества, энергии и информации, способствуют порождению причиной следствия. Так, в случае гибели больного в результате отсутст­вия своевременной медицинской помощи причиной гибели яв­ляется само заболевание, а отсутствие медицинской помощи — это условие гибели, но не ее причина.

Второй тип классификации причинно-следственных отно­шений строится на основе способов проявления причинной свя­зи, которые подразделяются на динамические (однозначные) и статистические (вероятностные). Так, все законы квантовой механики или информационных взаимодействий в обществе носят вероятностный характер, то есть, будучи во внутреннем содержании строго определены своей прямой причиной, они в то же время в способе проявления этой причинной связи зависят от множества случайных факторов, характеризующихся опреде­ленной статистической частотой.