Смекни!
smekni.com

Проблема самобытности русской науки философии (стр. 3 из 3)

Этот путь был пройден за одно столетие; результаты его вполне оправдали то накопление духовных сил, которое скрывалось за долгим "молчанием" русской мысли.

Русская национальная философия XIX века ясно формулировала и посильно решала те вопросы, которые вызревали в сердце русского человека, в постановке которых открывалась русская народность, эта субстанция русского человека. Она обратилась с полной серьезностью к вопросу о достоинстве человеческой личности, о значении этого достоинства для русской народности, обратилась ко всей проблематике человеческого существования .

Русская философия, возникнув сравнительно поздно ,не имела возможности неспешно пережить то детство самосознания, когда, по словам В. А. Снегирева, "как будто блеск молнии прорезывает... на несколько мгновений мрак, в котором находится ребенок, освещает окружающее и его самого, и затем мрак опять сгущается”; русская философия сразу вошла в "полдень жизни" (Н. Н. Страхов), в зрелость "души, знающей о себе самой" (П. Е. Астафьев).

Для русских мыслителей XIX века была естественна и даже императивна творческая преемственность к наследию европейской философии. Преемственность эта, по сути очевидная, как и теоретическая доминанта русской философии. Не создав историографии русской философии (ибо они еще создавали сам предмет этой историографии), русские мыслители XIX века оставили ряд сжатых, но весьма ценных размышлений об европейской философии, даже о философском содержании европейской культуры в целом. Остановимся на некоторых из них; сделать это необходимо уже потому, что здесь мы найдем не только глубокую оценку чужого труда, но и не менее важную самооценку. Такой результат вполне закономерен - ведь, как отмечал П. А. Бакунин, диалектика человеческой жизни включает "внимание от себя к другому и внимание же от другого к себе". Именно внутри этого "круга внимания" складывается целостное понимание (понимание себя и другого), поднявшееся над своими и чужими заблуждениями, впитавшее свои и чужие постижения.


ЛИТЕРАТУРА:

1. Астафьев П. Е. «Национальность и общечеловеческие задачи.» М., 1890. с. 22-23.

2. Соловьев В. С. Собрание сочинений. СПб., б. г. Т. 5. с. 88.

3. Несмелов В. И. «Наука о человеке.» Казань, 1994 (репринт). т. 1. с. 305.

4. Феофан (Затворник). «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?» Л., 1991 (репринт). с. 43.

5. Бакунин П. А. «Основы веры и знания.» СПб., 1886. с. 36-37.

6. Астафьев П. Е. «Вера и знание в единстве мировоззрения.» М., 1893. с. 150.

7. Лопатин Л. М. «Положительные задачи философии.» М., 1891. ч. 2. с. 53.

8. Страхов Н. Н. «Мир как целое.» 2-е изд. СПб., 1892. с. XII.

9. Шпет Г. Г. «Очерк развития русской философии.» с. 284. // «Русская философия. Очерки истории.» Свердловск, 1991.

10. Страхов Н. Н. «Борьба с Западом в нашей литературе.» СПб., 1883. Кн. 2. с. 17.

10.Неведенский С. «Катков и его время.» СПб., 1888. с. 75.

11. Снегирев В. А. «Психология.» Харьков, 1893. с. 296-297.