Смекни!
smekni.com

Рене Декарт и его трактат Правила для руководства ума (стр. 1 из 3)

КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ МГТУ им.Баумана

Р Е Ф Е Р А Т П О Ф И Л О С О Ф И И

ТЕМА : Рене Декарт и его трактат

“ Правила для руководства ума “

Студентка группы ОПГ-41

Богданова Александра

Калуга 1998 г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. Введение: Рене Декарт и его время 1

2. “ Правила для руководства ума “ 3

3. Метод Декарта 8

4. Значение “ Правил для руководства ума “ 13

5. Перечень использованной литературы 14

1. РЕНЕ ДЕКАРТ И ЕГО ВРЕМЯ

Принцип историзма требует конкретного исторического исследования философских учений. Нельзя вырвать философскую теорию из той исторической, экономической и социальной среды, в которой она создавалась. Использование одного только логического метода не даст нам полного понимания учения, его исторической значимости.

Годы жизни Декарта - 1596 - 1650. В этот период происходил переход от средневековья к Новому времени.

К этому времени, по словам Энгельса, “ промышленность колоссально развилась и вызвала к жизни массу новых механических ( ткачество, часовое дело, мельницы )... и физических фактов( очки), которые давали не только огромный материал для наблюдений, но также и совершенно иные, чем раньше, средства для экспериментирования и позволили сконструировать новые инструменты “.

Во время Декарта ремесло в “ чистом виде начало оттесняться ( в таких странах, как Италия, Голландия ) ремеслом, организованным по новому принципу в мануфактурных мастерских - “ производственном механизме, органами которого являются люди”. Каждый “ винтик “ этого механизма состоит из обычной человеческой плоти, а его функции определяются теперь той “ точкой “, которую он занимает в механизме : дальше или ближе от исходной точки расположена “ точка “ функциональная.

Связь функций “ частичных работников “ - “ деталей “ потенциальной машины - отщепляется от них самих и в виде плана, , алгоритма производства противостоит им. Образ процесса, его “ картина “ задается геометрически.

Причиной коренного изменения характера предметной деятельности является принцин машинного производства, а именно, разлагать процесс производства на составные фазы и разрешать возникающие задачи посредством применения естественных наук.

Структура человеческой деятельности в своей первооснове становится математической. В теоретическом отображении этой деятельности происходили аналогичные процессы, приведшие к потребности нового метода как метода математического и определившие логику формирования и развития новой теории, новой науки.

“ Математизация “ деятельности, а вместе с тем и “ математизация “ (алгоритмизация ) метода, представляющиеся сегодня абстрагированием от всякого содержания, в рассматриваемую эпоху представляла в самой своей первооснове единственно возможный путь дальнейшего проникновения в более глубокий “ слой “ содержания, путь перехода к новой сущности.

Важнейшая задача, вставшая на этом пути - это задача математизация физики.

Вот в чем суть этого запроса, который постоянно ощущается Декартом. Занимаясь этой задачей, Декарт приходит к созданию собственного метода познания окружающего мира. К 1625 году он уже обладал основными положениями последнего.

Пропущенные сквозь угольное ушко сомнения, они свелись к небольшому числу простейших правил, посредством которых из основных положений может быть выведено все богатство подвергшегося анализу материала.

Но сначала Декарт проверяет сами правила в процессе реального открытия. При этом он решает одну из ключевых проблем диоптрики - проблему анаклассической линии.

Вместе с конкретным научным открытием было совершено еще одно, методологическое открытие. Обнаружилась необходимость и возможность постоянной ( как это формулируется в Новое время рефлективной ) работы над собственным умом, необходимость и возможность постоянного обращения мысли на мысль, постоянного развития самой способности мыслить, открывать, изобретать. Тот ум, который должен руководствоваться правилами Декарта, - это уже не созерцающий и спокойный ум античного мыслителя, это не застывший, от бога сформированный Ум средневековья, это ум, способный изменяться, отстраняться от самого себя, это ум, отвечающий и историческому, и социальному, и техническому динамизму Нового времени.

Перейдем теперь к рассмотрению трактата.

“ ПРАВИЛА ДЛЯ РУКОВОДСТВА УМА “

Как видно уже из самого названия трактата, цель его - двойная. Во-первых, он предназначен для “ руководства ума “ в направлении его усовершенствования с тем, чтобы обладатель ума, достигнув определенной степени совершенства, искусства, смог открыть, “ изобрести “, обрести из самого способа усовершенствования ума путь познания Истины. Это, следовательно, правила в классическом средневековом смысле, правила в смысле приемов, нормативов времени. Но в то же время они являются правилами методологическими, характерными для Нового времени, истина не дана заранее, ее только следует открыть, открыть с помощью метода, орудия, которым может воспользоваться “ всякий ... как бы ни был посредственен его ум “, для успешного решения задачи - ввести ключевое, принципиально новое разделение на “ нас, способных познавать “, и на независимый от нас объективный мир “ самих вещей, которые могут быть познаны “.

Отмеченная выше историческая необходимость вычленения методав форме метода математического предстает в “ Правилах ...” как картина внутри логических закономерностей теоретического развития Декарта - в исходном, отправном пункте этого развития, в своем “замысле “.

По замыслу трактат должен был состоять из трех частей, каждая из которых должна была включать 12 “ Правил “. В певой части предстояло изложить собственно принципы метода; во второй - показать, как сделать эмпирию объектом теоретического исследования : построить математическую модель физической задачи; в третьей части предполагалось показать, как такую задачу решать. Но трактат в том виде, в каком он нам известен, состоит из полных восемнадцати “ Правил “; следующие три “ Правила “ обозначены лишь заголовками, и после обозначенного таким образом “ Правила ХХ1 “ Декарт ставит “ Конец “.

Прежде чем рассуждать дальше, рассмотрим, что же представляют собой эти знаменитые правила.

ПРАВИЛО I

Целью научных знаний должно быть направление ума таким образом, чтобы он выносил прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах.

ПРАВИЛО II

Нужно заниматься только такими предметами, о которых ваш ум

кажется способным достичь достоверных и несомненных познаний.

ПРАВИЛО III

В предметах нашего исследования надлежит отыскивать не то, что

о них думают другие или что мы предполагаем о них самих, но то, что мы ясно и очевидно можем усмотреть или надежно дедуцировать, ибо знание не может быть достигнуто иначе.

ПРАВИЛО IV

Метод необходим для отыскания истины.

ПРАВИЛО V

Весь метод состоит в порядке и размещении того, на что должно быть направлено острие ума в целях открытия какой-либо истины. Мы строго соблюдем его, если будем постепенно сводить темные и смутные положения к более простым и затем пытаться, исходя из интуиции простейших, восходить по тем же ступеням к познанию всех остальных.

ПРАВИЛО VI

Для того, чтобы отделять наиболее простые вещи от трудных и придерживаться при этом порядка, необходимо во всяком ряде вещей, в котором мы непосредственно выводим какие-либо истины из других истин, следить, какие из них являются самыми простыми и как отстоят от них другие : дальше, ближе или одинаково.

ПРАВИЛО VII

Для завершения знания надлежит все, относящееся к нашей задаче, вместе и порознь обозреть последовательным и непрерывным движением мысли и охватить достаточной и методической энумерацией.

ПРАВИЛО VIII

Если в ряде исследуемых вещей встретится какая-либо одна, которую наш ум не может достаточно хорошо понять, то нужно на ней остановиться и не исследовать других, идущих за ней, воздерживаясь от лишнего труда.

ПРАВИЛО IX

Нужно обращать острие ума на самые незначительные и простые

вещи и долго останавливаться на них, пока не привыкнем отчетливо и ясно прозревать в них истину.

ПРАВИЛО Х

Для того чтобысделать ум проницательным, необходимо упражнять его в исследовании вещей, уже найденных другими, и методически изучать все, даже самые незначительные, искусства,Ю но в особенности те, которые объясняют или предполагают порядок.

ПРАВИЛО ХI

После того, как мы усвоим несколько простых положений и выведемиз них какое-либо иное, полезно обозреть их путем последовательного и непрерывного движения мысли, обдумать их взаимоотношения и отчетливо представить одновременно наибольшее их количество; благодаря этому наше знание сделается более достоверным и наш ум приобретет больший кругозор.

ПРАВИЛО ХII

Наконец, нужно использовать все вспомогательные средства интеллекта, воображения, чувств и памяти как для отчетливой интуиции простых положений и для верного сравнения искомого с известным, чтобы таким путем открыть его, так еще и для того, чтобы находить те положения, которые должны быть сравнимы между собой, словом, не нужно пренебрегать ни одним из средств, находящихся в распоряжении человека.

ПРАВИЛО ХIII

Когда мы хорошо понимаем вопрос, нужно освободить его от всехизлишних представлений, свести его к простейшим элементам и разбить его на такое же количество возможных частей посредством энумерации.

ПРАВИЛО ХIV

Сказанное следует отнести и к реальному протяжению тел; это протяжение нужно всецело представлять в виде простых фигур : таким образом оно сделается более понятным для интеллекта.

ПРАВИЛО ХV

Большей частью полезно чертить эти фигуры и преподносить их внешним чувствам, для того чтобы таким образом нам было легче сосредоточивать внимание нашего ума.