Смекни!
smekni.com

Русская философия конец 19 - начало 20 вв. (стр. 5 из 5)

Философия всеединства внесла весомый вклад в развитие мировой философской мысли. Она способствовала преодолению односторонности, неполноты как материалистических, так и идеалистических систем классической философии, противопоставив им учение о целостности, органичности бытия, его несводимости к материальной или духовной основе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По своему содержанию русская философия универсальна, она исследует различные темы. Нестандартность, противоречивость социального бытия обусловили ее особый интерес к социально-политическим проблемам. Причем русская философия занималась не столько социально-философской проблематикой вообще, сколько судьбами собственной страны. Интерес к этой теме особенно возрос в конце XlX– начале ХХ вв. связи с катастрофическим обострением социальной ситуации в России.

Проблемы особенностей русского самосознания и культуры, судеб России, ее роли в преображении человечества разрабатывались русскими философами в начале века на основе выдвинутой В.Соловьевым «русской идеи» (1886). Начатое им исследование судеб России было активно продолжено его единомышленниками Е.Трубецким, В.Ивановым и др. Суть выдвинутой ими «русской идеи» сводилась к обоснованию глубокого духовного единства России и Запада и к критике славянофильских установок на особое мессианское призвание русского народа как народа избранного. По мнению Н.Бердяева, русская философская мысль XlX – ХХ в. выработала самобытную национальную концепцию культуры, которая отражает в полной мере характер и призвание русского народа. По Бердяеву, русская философия убедительно показала, что русская и европейская культуры несопоставимы, несовместимы. Русскому духу в отличие от европейского свойственны радикализм, нигилизм. По Бердяеву, уловив это свойство русского духа, большевики оказались ближе к народу, чем европейски воспитанные русские либеральные интеллигенты. Поэтому большевизм и стал судьбой России, ее частью. В силу этого коммунизм никогда не будет побежден в России силой, извне. Он будет преодолен только изнутри путем духовного перерождения народа, религиозного покаяния и возрождения. И хотя эти мысли Бердяева оказали огромное воздействие на целые поколения исследователей истории, судеб России, ими, конечно, не исчерпана эта вечная тема. Поэтому дискуссии вокруг этой проблемы не прекращаются и сегодня.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. – Л.: ЭГО, 1991.

2. Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи. – М.: Молодая гвардия, 1991.

3. Лосев А.Ф. Русская философия // Русская философия. Очерки истории.– Екатеринбург: УГУ, 1991.

4. Хомяков А.С. О старом и новом – М.: Современник, 1988.

5. Франк С.Л. Духовные основы общества. – М.: Республика, 1992.

6. Чаадаев П.Я. Полн. собр. соч. Т. 1. – М.: Наука, 1991.

7. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т. Vll. – М.: АН СССР, 1955.

8. Герцен А.И. Письма об изучении природы // Герцен А.И. Избр. философ. произв. В 2 т. Т.1. – М.: Госполитиздат, 1946.

9. История философии в СССР. В.С.Соловьев. – М.: Наука, 1968.

10. Франк С.А. Сочинения. – М., 1990.

11. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли ХlХ и начала ХХ века // О России и русской философской культуре. – М.: Наука, 1990.

12. Герцен А.И. Русский народ и социализм // Герцен А.И. Избр. философ. произв. В 2 т. Т.2. – М.: Госполитиздат, 1946.

13. Ерыгин А.Н. Восток-Запад-Россия: Становление цивилизационного подхода в исторических исследованиях. – Ростов: РГУ, 1993.

14. Соловьев Вл. Соч. в 2 т. – М.: Мысль, 1988


[1] Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. Т. 1. Ч. 1. – Л.: Эго, 1991. – с.13

[2] Там же. С. 16.

[3] Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи. – М.: Молодая гвардия, 1991.

[4] Лосев А.Ф. Русская философия // Русская философия. Очерки истории. – УГУ, 1991. – С. 71.

[5] Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1. Ч. 1. – Л.: Эго, 1991. – С. 12.

[6] Хомяков А.С. Соч. В 2 т. Т. 1. – М.: Медиум, 1994. – С.11

[7] Хомяков А.С. По поводу Гумбольдта // Хомяков А.С. О старом и новом – М.: Современник, 1988. – С. 201.

[8] Хомяков А.С. По поводу Гумбольдта // Хомяков А.С. О старом и новом – М.: Современник, 1988. – С.203

[9] Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и его влиянии на просвещение в России. Указ. соч. С. 278

[10] Хомяков А.С. Предисловие к «Русской беседе». Указ. соч. С. 49.

[11] Хомяков А.С. Об общественном воспитании в России. Указ. соч. С. 224.

[12] Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его влиянии на просвещение России. Указ. соч. С. 279.

[13] Хомяков А.С. О возможности русской художественной школы. Указ. соч. С. 144.

[14] Франк С.Л. Духовные основы общества. – М.: Республика, 1992. – С.49.

[15] Чаадаев П.Я. Полн. собр. соч. Т. 1. – М.: Наука, 1991. – С. 324.

[16] Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т. Vll. – М.: АН СССР, 1955. – С. 466.

[17] Белинский В.Г. Указ. соч. Т.Xll. 1956. С.71.

[18] Бакунин М.А. Собр. соч. и писем. В 4 т. Т.4. – М., 1934 - 1935. – С. 165.

[19] Герцен А.И. Письма об изучении природы // Избр. философ. произв. Т. 1. – М.: Госполитиздат,1946.–С. 99

[20] Там же. С. 111.

[21] Герцен А.И. Указ. соч. – С. 109.

[22] Герцен А.И. Указ. соч. – С. 103.

[23] Герцен А.И. Указ. соч. – С. 94.

[24] Герцен А.И. Указ. соч. – С. 275.

[25] Герцен А.И. Указ. соч. – С. 97.

[26] История философии в СССР. В.С.Соловьев. – М.: Наука, 1968. – С.381.

[27] Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве. – М., 1881. – С. 19.

[28] Франк С.А. Сочинения. – М., 1990. – С. 334.