Смекни!
smekni.com

Современное технологическое общество: проблемы и пути их решения (стр. 3 из 3)

«Что это означает?» - задаёт вопрос автор. Именно потому, что у человека есть сознание и воображение, потому, что он потенциально свободен, он внутренне не расположен к тому, чтобы быть, как однажды заметил Эйнштейн, «игральными костями, выброшенными из сосуда». Он хочет знать не только то, что необходимо для выживания, он хочет понимать и то, что такое сама человеческая жизнь. Как пишет Фромм: «Человеческие побуждения, насколько они выше утилитарных, представляют собой выражение фундаментальной, специфически человеческой потребности: потребности соотноситься с другим человеком и природой и утверждать себя в этой соотнесённости».

Шаги по гуманизации технологического общества.

Для начала Эрих Фромм приводит примеры тех институтов и методов, от которых нельзя отказаться ни по экономическим, ни по психологическим причинам без того, чтобы современное общество полностью не распалось. Это следующие элементы: 1) Крупномасштабная централизованная организация, сформировавшаяся в последние десятилетия в правительстве, деловом мире, университетах, больницах и пр. Процесс централизации всё ещё продолжается и вскоре почти все виды деятельности будут осуществляться крупными системами. 2) Широко разветвлённое планирование внутри каждой системы. 3) Кибернетика и автоматика в роли главного теоретического и практического принципа контроля. Кроме этих трёх есть ещё один элемент, проявляющийся во всех социальных системах: система Человек.

По словам Фромма, открывающиеся перед нами возможности немногочисленны и определимы. Первая возможность – продолжать двигаться в избранном технологическим обществом направлении. Результатом такого движения стала бы либо термоядерная война, либо серьёзная человеческая патология. Вторая возможность состоит в попытке изменить это направление с помощью силы или насильственной революции. Это привело бы к крушению всей системы, а в результате – к насилию и жестокой диктатуре. Третья возможность заключается в гуманизации системы таким образом, чтобы она служила целям благополучия и развития человека, другими словами, движению его жизни.

Фромм попытался обсудить лишь наиболее важные, на его взгляд, шаги: 1) Планирование, включающее в себя систему Человек и основанное на нормах, вытекающих из исследования оптимального функционирования человеческого существа. 2) Активизация индивида путём вовлечения простых людей в сферу деятельности и ответственности через замену нынешних методов отчуждённой демократии методом гуманистического управления. 3) Замена модели потребления на такую, при которой потребление содействует активизации и отбивает охоту к «пассивизации». 4) Появление новых форм психической ориентации и преданности, равнозначных религиозным системам прошлого.

a. Гуманистическое планирование.

Фромм считает, что общую цель гуманизированного индустриального общества можно определить так: изменение социальной, экономической и культурной жизни современного образа таким образом, чтобы оно стимулировало развитие человека и содействовало его жизнеутверждению, вместо того чтобы уродовать его; чтобы оно активизировало индивида, вместо того, чтобы делать его пассивно воспринимающим; чтобы технологические возможности общества обслуживали развитие человека.

Какова процедура гуманистического планирования с учётом этих общих целей? «Компьютеры должны стать функциональной частью жизненно ориентированной социальной системы, а не раковой опухолью, начинающей разрушать систему и, в конце концов, убивающей её». Это значит, что человек, а не техника должен стать основным источником ценностей; критерием же всего планирования должно стать оптимальное человеческое развитие, а не максимальное производство.

b. Активизация человека и высвобождение его энергии.

Автор считает, что своей «пассивизацией» современный человек частично обязан «отчуждённо-бюрократическому» подходу, используемому на всех централизованных предприятиях. Отчуждённо-бюрократическую процедуру можно охарактеризовать различными способами. Прежде всего, это однонаправленная система: приказы, предложения, планы исходят с верха организационной пирамиды и направляются к низу. Индивидуальной инициативе нет места. Современная бюрократическая система является безответственной в том смысле, что не «отвечает» на нужды, взгляды, запросы индивида. Бюрократическая система даёт индивиду почувствовать, что он ничего не может ни предпринять ни организовать без помощи бюрократической машины. В результате она парализует инициативу и порождает глубокое чувство бессилия.

По замыслу Фромма основой системы управления будущего должно стать «гуманистическое управление». Его основной принцип состоит в том, что, несмотря на громоздкость предприятий, централизованное планирование и кибернетизацию, индивидуальный участник отстаивает свои права перед управляющими, обстоятельствами и машинами и перестаёт быть бессильной частичкой, не принимающей активного участия в процессе. Только благодаря такому утверждению своей воли можно высвободить энергию индивида и восстановить его душевное равновесие.

Тот же самый принцип гуманистического управления можно выразить следующим образом: в то время как у отчуждённой бюрократии вся власть нисходит сверху вниз, в гуманистическом управлении это улица с двусторонним движением; «объекты» принятого наверху решения реагируют в соответствии с собственной волей и озабоченностью; их ответ не только достигает вершины пирамиды принимающих решения, но и заставляет их реагировать в свою очередь.

c. Гуманизированное потребление.

По замыслу Эриха Фромма, для того, чтобы активизировать человека в технологическом обществе требуется ещё один шаг, столь же важный и трудный, как и замена отчуждённой бюрократической структуры системой гуманистического управления, а именно – переход к «очеловеченным» потребностям. Такие потребности содействуют развитию человека, радостному восприятию жизни, в противоположность тем искусственно созданным потребностям, которые внушены и распропагандированы промышленностью, с тем, чтобы найти рынок для выгодного помещения капитала.

Первым шагом в данном направлении стали бы исследования, которые до сих пор всерьёз не проводились, - исследования различий между этими двумя видами потребностей. Следующим шагом могла бы стать «революция потребителя», в том смысле, что потребитель потребовал бы от корпорации реагировать на его желания и требования.

Помимо всего прочего немаловажно увеличивать капиталовложения в общественный сектор по сравнению с частным. Инвестиции в общественный сектор, включающий в себя общественный транспорт, жилищное строительство, школы, парки, театры и т. п., имеют двоякое достоинство: во-первых, выполняются потребности, соответствующие жизнеутверждению и развитию человека; во-вторых, проявляется чувство личной солидарности вместо личной зависти и жадности.

Заключение.

В заключении своей книги Эрих Фромм пишет:

«Мы находимся в эпицентре кризиса современного человека. У нас в запасе не так много времени. Если мы не начнём сейчас, может оказаться слишком поздно. Но надежда есть, потому что существует реальная возможность того, что человеку под силу заново утвердить себя и сделать технологическое общество гуманным. «Не от нас зависит, выполним ли мы свою задачу, но мы не имеем права уклоняться от её решения».

Литература

1. Эрих Фромм «Психоанализ и этика» - М.1993

2. Зигмунд Фрейд «Психоанализ и русская мысль» - М., 1994

3. «Краткий словарь по философии», - М.1979