Смекни!
smekni.com

Теория функций. Функционика. Модель личности по Аугустинавичуте (стр. 2 из 3)

1-я функция - то , что сам человек более всего в себе ценит

; получая от внешнего мира немного по 1 аспекту ,

довольствуется и этим . В мениях и деятельности по первому

аспекту человек совершенно не склонен никому подчиняться , свои

мнения упорно отстаивает и не прочь сам поруководить . Отношение

к другим людям (социумам ) определяется потребностями 1 аспекта

на данный момент. (Характерно, что советский строй каждый

критикует с точки зрения своей 1-ой и 3-ей функции , что даже

может быть использовано для диагностики типа . )

Первая функция склонна интересоваться другими больше, чем

собой ( о себе успевает позаботится между делом ) , поэтому ей

нужна арена деятельности , люди, которые слушают и слушаются. И к

мнению по 1 аспекту действительно стоит прислушаться , ведь

человек за всеми признает права по 1 аспекту и худого не

посоветует . Впрочем , по 1 аспекту не любят "метать бисер" , но

близких "для их же блага" зачастую стремятся всеми способами

подчинить . Хорошее воспитание по 1-й функции- не демонстрировать

грубо отрицание оценики другого, тактично помогать .

Резюме : 1-я функция определяет мировосприятие человека ,

его "информсационную профессию" , имедж . Человек имеет по этому

элементу максимум информации , наиболее уверенно ей пользуется ;

можно сказать, что это самая сильная функция , "зона личного

произвола".

_ С и л ь н а я м е н т а л ь н а я

п р о д у к т и в н а я

Вторая после 1 по силе осознанности функция . Но в

противоположность ей не акцептная , а продуктивная . Еслипо

первой человек выполняет в обществе роль специалиста ,

консервативного икритичного пользователя и расспространителя

лучших из известных ему стандартов, то второй он пользуется как

инструментом для достижения целей по 1, и относится к

соответствующему аспекту именно как к инструменту . С другой

стороны , оттачивая и совершенствуя этот инструмент ( в

соответствии с тем , как это диктует первая , и ни на йоту

больше !), изобретают и открывают нечто новое , дотле

человечеству неизвестное. И если первую функцию в соционике

называют базовой , то вторую - творческой . В качестве

инструмента может использоваться уже существующая методика , но

поскольку функция донорная , то человеку гораздо интереснее

придумывать самому , чем копаться в старом , которое он обычно

даже не стремится запоминать . Если 1 аспект рассматривается

человпком как объективно данная часть мира , то 2 аспект - скорее

как свои личные умения , качества и творчество , поэтому критика

по 2 аспекту переживается гораздо острее , чем по 1-му , может

даже возникнуть желание во что бы то ни стало доказать

собственную правоту. Поскольку все мы склонны о других судить по

себе , то и к чужим проявлениям по 2 аспекту мы относпмся , как

к своим , т.е. полагаем свободу творчества , требуем

раскрепоститься , но категорически не принимаем пренебрежения

по этим аспектам , даже более категорично , чем по 1 аспекту ,

гипертрофированно остро замечаем недостатки и достоинства других

. Когда нас просят помочь по 2 аспекту, воспринимаем это как

признание наших успехов и с удовольствием помогаем . Более того

, при отсутствии последователей по второму аспекту чувствуем

свою ненужность.

Хорошее воспитание по второй- отсутствие категоричности в

оценках, ненавязчивость . Тренировка этой функции легче , успех

же тождественен самоутверждению в обществе .

Резюме : 2 функция творческая , здесь человек создает новое ,

до него не пзвестное . Творчество ради достижения цели по первой

и самоутверждения .

_ Б л о к "Э Г О"

Блок - это пара функций . Акцептная отражает действительность

, продуктивная формирует на основе информации , воспринятой

акцептной, новую информацию , которая может не вполне

соответствовать реальности. Эта неполнота с одной стороны -

недостаток , а с другой - благодаря ей и только ей возможно

творчество . Особенно это подходит к блоку Эго ( от латинского

"Я" ) , который и называется в соционике блоком творчества .

Общие свойства блока - строгий диктат ( индивид упрямо

отстаивает свои мнения и стремится внедрить их в социум ) ;

знание и распространение лучших стандартов , идеалов ; оценка

общества ; основное средство воздействия ( 2-я ради 1-ой ) ;

эго не знает сомнений , переживаний , угрызений совести ; при

его реализации индивид смел и бесстрашен , всегда уверен, что

найдет выход из сложившейся ситуации; для эго хапрактерны

словесные поправки по поводу всего, недостаточно разумного , или

, наоборот , опасного ; Эго - социально - демонстративный,

автономный или творческий блок ; блок точной самооценки ; блок

, при реализации которого человек требует адекватного его

способностям и качествам признания ; старание действовать

полностью самостоятельно .

По аспектам блока Эго шутят , сами не боятся показаться

смешными , поскольку юмор допустим лишь по аспектам, в которых

человек чувствует себя сильным . Не очень-то считаются с

авторитетами и общепринятыми нормами. По этим аспектам не

стесняются вступать в спор , высказывать возмущение и восхищение

, диктовать моду и давать безаппеляционные реплики .

Прекрасное понимание людей по этим составляющим .

Блок Эго включается энергично в активность только после того,

как приобретает последователей , желающих пользоваться его

идеями , но неспособных осуществить их , соответственно

ситуации ._ С л а б а я а к ц е п т н а я

м е н т а л ь н а я

Эту функцию отличает от первой "слабость". Ей не уделяется

обычно достаточно внимания , информация хотя и накапливается

, но медленно , от случая к случаю , уверенности в ее правильном

восприятии нет , скорость получения и первичной переработки

невелика , поэтому знаний не всегда хватает даже для собственных

нужд . Однако даже очень большое количество информации мало

помогает прибавить уверенности в себе , поэтому тут нет

четкой сферы интересов ; способна заинтересовать любая

необычная информация ( т.е. , почти любая ) . Ввиду того, что

человеку трудно здесь отличить главное от второстепенного , он

при принятии решения колеблется , не уверен , есть ли у него

право поступать так , как он поступает , поэтому частенько он

задает по этому элементу окружающим вопросы , конечно , если

уверен , что к ним уважительно отнесутся . Поскольку критика

воспринимается не очень приятно , сами критикуют окружающих

очень осторожно , не навязывая своего мнения . Память по этому

аспекту далеко не идеальная ( как можно четко запомнить то , что

и в данный момент воспринимается туманно ) . Мнению других

противостоять трудно, поэтому есть желание соответствовать

стандартам, быть не хуже большинства . Свои ошибки индивид

склонен списывать на то , что не научили . При возможности

помочь ( советом , делом страшнее ) кому - нибудь, человек не

применет выдать имеющуюся информацию, дать совет в надежде , что

и к нему отнесутся не хуже .

4-й функции нужна ненавязчивая помощь делом ( но при этом

пользоваться прямой помощю других совестно ) , человек , с

которым всегда готов обсудить интересующий вопрос и одобрить

принятое решение , нужен свободный приток информации . Тогда

возможен новый ее уровень развития, человек делается гораздо

более уверен в себе, интенсивнее и спокойнее живет, его 4-я

функция начинает напоминать энциклопедию, из которой окружающие

могут почерпнуть бездну полезного . Успех тем больше , чем

спокойнее отношение к данному аспекту , и чем больше уделяется

ему внимания . Но никогда 4-я функция не бывает настолько

категоричной и волевой , как 1-я . Для нее невозможно подняться

на тот уровень видения мира и его глобальных проблем , она при

лучшем своем развитии остается прикладной и обслуживающей

интересы самого индивида , его семьи , но не всего социума .

Резюме : 4-я функция - суггестивная ( внушаемая ) ,

функция пассивного изучения внешнего мира и следования

навязываемым стандартам.

_ С л а б а я п р о д у к т и в н а я

м е н т а л ь н а я

Самая слабая из всех ментальных , информация

воспринимается очень поверхностно , да и то не всегда . Четвертая

функция предоставляет мало информации, которой для точного знания

, чуства и уверенных действий по третьему элементу явно и почти

всегда не достает. Это определяет и то, что во первых, очень

тяжело сопротивляться нажиму окружающих ( МНС ) , который

воспринимается как очень не тактичный , а с другой стороны

приводит к множеству комплексов , неадекватных реакций на

окружающее ( например , самобичевание , чтоб пожалели ) ,

выдумывание реально не существующих вещей и т.п. ( естественно ,

что в дела других человек старается не вмешиваться, если только

это не касается его лично, очень не любит навязчивых и любопытных

. Обсуждение возможно только с его подачи . Комплимент по 3

аспекту настораживает , бывает приятным , только если не вызывает

сомнений его искренность и на нем не сконцентрировано излишнее

внимание . Ниудача мучает , надолго выбивает из колеи , перед

другими стыдно. За помощь грех не отплатить ) . Информацию по

3 аспекту труднее всего понять и запомнить , потому есть

стремление к обобщениям , обыкновенно выглядящим примитивными и

однобокими . Критика окружающиь воспринимается особенно остро и

обидно . Здесь нужно не критиковать , а тактично заботится .

Поэтому же всех , кому плохо по 3 аспекту , жалеют .

Саморегуляция по 3 функции . Станьте спокойнее , наверняка

не все так плохо , как кажется , спокойнее относитесь к критике,

старайтесь спокойно и не насилуя себя ее учитывать . Больше

общайтесь с представитялями своей квадры , и особенно с