Смекни!
smekni.com

Философия (WinWord97/2000) (стр. 1 из 22)

2.Специфика ф-ого знания. 1

3. Структура ф-ого знания. 2

4. Исторические типы мировозрения. 2

5. Ф-ская мысль древнего Китая (Учения Конфуция, Лао-Цзы). 2

6. Ф-я древней Греции, ее основные школы. (ref) 3

7. Ф-я средневековья. 3

8. Ф-я эпохи Возрождения. 4

9. Ф-я Нового времени. Эмпиризм и рационализм.. 4

10. Французский материализм 17-18 веков и его роль в истории философской мысли. 5

11. Классическая немецкая ф-я (конец 18-19 вв.) 6

12. Ф-я Канта. Категорический императив в его этике. 6

13. Ф-ская система Гегеля и его диалект. метод. (см. шпарг.) 7

14. Антропологический материализм фейербаха. 7

15. Ф-ская мысль в России в 19 и начале 20 века: Герцен, Чернышевский, Бердяев. 8

16. Философские взгляды В.Соловьева. (см. шпарг.) 8

17. Социально-философские идеи К. Маркса. Принципы материалистического понимания истории. (см. шпарг.) 9

18. Материя как ф-ская категория. Основные формы движения материи. 10

19. Представления современной физики и астрономии о материи.(неполн) 10

20. Материя как субстанция. Ее атрибуты: движение, пространство, время. 11

21. Происхождение и сущность сознания. Сознание и идеальное. 11

22. Сознание и самосознание. 12

23. Бытие как ф-ская категория. Основные сферы бытия. 12

24. Принцип детерминизма. Критики индетерминизма. 12

25. Принцип историзма в познании. Единство исторического и логического в теоретическом мышлении. 13

26. Единство и борьба противоположностей как принцип диалектики. 13

27. Диалектический принцип взаимного перехода количественных изменений в качественные. 14

28. Принцип диалектического отрицания. 15

29. Основные категории диалектики и их роль в познании. 16

30. Понятие культуры, ее сущность, динамика, исторический характер. 16

31. Источники и детерминанты общественного развития. Общество как сложная система. 17

32. Периодизация человеческой истории как социально-ф-ская проблема. Формационный и цивилизационный подходы. 18

33. Индустриальное, постиндустриальное и информационное общество: сущность и тенденции развития. 19

34. Общечеловеческая сущность морали. Основные категории этики. 19

35. Религия и мораль. Религия и светская культуры - две концепции духовности, их единство и существенные различия. 20

36. Ф-ская концепция человека. Диалектика биологического и социального в человеке.(неполн) 20

37. Назначение человека и смысл его жизни. 20

38. Ф-я экзистенциализма. (см. шпарг.) 21

39. Понятие науки. Социокультурные функции науки. 22

40. Эстетическое отношение человека к действительности и искусство. 23

41. Процесс информатизации общества и его философское значение (неполн) 24

42. Современные проблемы экологии и их философское значение. 25

43. Общественно-историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Критика волюнтаризма и фатализма. 25

44. Учение об истине. Критерии истины. Абсолютность и относительность истины. (см. шпарг) 26

45. Глобальные проблемы человечества и их философское значение. 27

46. Практика и ее роль в процессе познания. 28

47. Позитивизм и постпозитивизм как направления западной ф-ии. 28

48. Свобода и необходимость. Свобода выбора и ответственность. 30

49. Чувственное познание и его формы. 31

50. Рациональное познание и его формы. 32

51. Диалектика эмпирического и теоретического знания. 33

52. Особенности научного познания, его структура, формы и методы. 34

2.Специфика ф-ого знания.

С. ф. Выражается в с. ее языка. Язык ф. – язык категорий и понятий, т.е. ф. Оперирует понятиями, категориями – продуктами рассудка. Ф. является особой формой общественного сознания и характеризуется следующими наиболее важными особенностями: 1) Исходным пунктом и целью ф-ии является человек, его место в мире и отношение к этому миру; 2) Ф-я изучает наиболее общие основания социоприродного бытия, универсальные закономерности развития мира как целого; 2) Основным средством познания является человеческий ра­зум — Логос; 3) Эмпирическая база познания — вся совокупность частных наук и общественно-историческая практика; 4) Ф-я сочетает в процессе изучения действительнос­ти теоретико-познавательный подход с ценностным подхо­дом (где и как находит свою практическую реализацию по­лученное знание, и какова ценность, значимость этого зна­ния для человека и человечества) Ф-я — это форма общественного сознания, связан­ная с постижением сущности социального и природного бы­тия, мира в целом, места человека в этом мире, отношения человека к миру и смысла человеческой жизни.

3. Структура ф-ого знания

Структура фил. знания: 1) Ядро фил - диалектика, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. 2) Гносеология (теория познания) - наука о том, как ч-к познает мир и самого себя. 3) Онтология - учение о бытии. 4) Общая социология - о закономерностях и движущих силах развития обва. От общей соц. отделились такие науки : этика, политология, религиоведение и др., которые сущ. сегодня как самостоятельные науки. 5) Историко-филосовский раздел - изучение истории фил учений. 1-5 Ф в полном смысле слова, 1-3 фил. в узком смысле слова. Онтология равнозначно метафизике изучает высшие, недоступные органам чувств, лишь предполагаемые начала всего существующего, обязятельное для всех наук. Она выступает в тесной связи с естественнонаучным и гуманитарным знанием. Онтология выступает как систеа умозрительных всеобщих определений бытия. Проблему бытия тесным образом связывают с научным и жизненным (экзистенциальным) опытом, с границами и возможностями познания действительности. Гносеология - важная часть философской теории, учение о способности человека познать действительность, об источниках, формах и методах познания, об истине и путях ее достижения. Термин ввел Кант. Материалистическая гносеол. исходит из признания объективности внешнего мира и возможности его познания. Идеалистическая гносеол. либо утверждает, что познание является отражением мистической идеи, либо считает, что мир создается в процессе восприятия, т.к. предметы суть “комплексы ощущений”, либо в принципе отрицает возможность познания мира. Аксеология - раздел ф-ии, посвященный учению о ценностях. Преобразую окружающий мир, люди создают матер. и духовн. ценнсти. Среди них производственно-бытовая техника, здоровье, семья, нравственные нормы, художественные произведения. В контакте с ними проходит жизнь индивида и для него не безразлично, какой круг ценностей будет ориентиром и мотивом в его жизни. Особое значение в качестве ценностей имели истина, добро и красота. Религиозно-христ. мысль в качестве незыблемой основы ценностей предложила Бога, а главной ценностью - спасение души. Критика религиозных догматов способствовала возрождению науки и искусства и завершиласть разработкой новой системы ценностей, в которой должное место заняли труд, здоровье, просвещение, познание и техника, гос-во и социальная справедливость.

4. Исторические типы мировозрения

Мировоз-ие- это совок-ть общих предметов о действиях, кот.отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина, добро, красота), принципы познания и действительности(оптимизм, пессимизм) ценностные ориентации. Мировоз-ие бывает индивидуальное, общ., групповое. В мировоз-ии выделяют два уровня: чувственно-эмоциональн. и теоретич. Чувств.-эмоц.мировоз.- это цельное осознание действительности в виде ощущений, восприятий, эмоций. Теоретич.уровень-интеллектуальный аспект мировоз-я(действительность через призму законов). Историч.формы мировоз-я: миф- священное придание, сложенное о деянии богов, в кот.повествуется о том как устроен мир. Мифология-самая первая форма осознания действительности. Она связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный надежный опыт осмысления действительности предков. Мифологич.сознание сущ-ет и сейчас. Религия-это форма общ-го сознания, смысл кот заключ-ся в фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении. Религия основана на вере в богов, точнее на сущ-ии одного или нескольких богов(монотеизм,политеизм). Отличие от мифа в том, что у религии сущ-ют свои книги и организац.орган. Ф-я (с греческ. “любовь к мудрости”)- это учение о высших принципах действительности, о первых началах бытия, учение о глубинной основе мира. Осн.фил-ие проблемы: 1.онтология(теория познания). 2. гносеология (учение о бытие).3.методология(учение о развитии).4.социология(соц.проблемы). 5.этика(учение о морали). 6.эстетика(учение о прекрасном). 7.антропология(учение о человеке). 8.аксиология(уч.о ценностях). 9.диалектика(уч.о действительности). 10. метафизика(уч.о смысле жизни).

Человек всегда задумывался над тем каково его место в мире, зачем он живет,чем, смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть. Каждая эпоха и каждая общественная группа или класс имеют какое-либо представление о решениии этих вопросов. Сумма всех таких решений и ответов образуют М., к-ая вырыжается посредством категорий. Оно играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей или как говорят обладает особой методологической ф-ей от греч. methods-способ,путь logos-учение.В центре ф-их проблем стоят вопросы о М. Одной из основных ф-ий Ф.является обоснование оправдание и анализ М. Ф.-теоритическое ядро М.

5. Ф-ская мысль древнего Китая (Учения Конфуция, Лао-Цзы).

Наибольшее распространение и влияние получила ф-я конфуцианства, основоположником которой был Конфу­ций (VI-V в. до н.э.). Это было этико-политическое учение, ос­новными принципами которого считались следующие: • взаимность (не делай другому того, чего не желаешь себе); • человеколюбие ( почитание родителей, культ предков); • сдержанность и осторожность в поступках (осуждение без­деятельности, экстремизма и соглашательства). На основе этих принципов Конфуций разработал правила управления государством. Это управление было уподоблено им управлению колесницей: император правит, чиновники — вож­жи, закон и мораль — узда, уголовное наказание — бич, на­род — лошади. Конфуций выступал против чрезмерного наси­лия: «Если умело держать вожжи, лошади побегут сами». В этот же период получило распространение учение Лаоцзы о священном дао (даосизм). Все вещи, согласно этому учению, рождаются и умирают благодаря собственному пути (дао). Человек должен следовать естественным законам, отказаться от мудрствования. Лаоцзы отверг этические принципы Конфуция, призывая к смирению, состраданию и незнанию. Высшая добродетель, по его мнению, — недеяние и молчание. В конфуцианстве, как и в буддизме, всякая уникальность че­ловека рассматривалась как зло. Главным было обнаружить безличный абсолют.