Смекни!
smekni.com

Французский картезианизм (стр. 3 из 3)

Когда философское учение становится модой, ее особенности легко принимают смешной характер, тем более если оно, благодаря кажущимся парадоксам, ставит вверх ногами мнение всего мира и несмотря на эти контрасты многими ещё преувеличенно подчеркивается. Поэтому в остроумном Париже и в эпоху Мольера картезианство, в качестве модной философии, непременно должно было стать предметом сатиры. Между Декартом и трагиками имело место непроизвольное согласие во взглядах на человеческую природу и ее страсти; столь же непроизвольно обнаружилось разногласие между Декартом и Мольером.

В трагической и комической поэзии тогдашней Франции, в Корнеле и Мольере, можно подметить отражение двух течений французской философии того времени, картезианского и гассендистского. «Нельзя только относиться к делу педантично и думать о число школьной зависимости. Даже не учась у Гассенди, как это действительно было, и не зная Лукреция, философское стихотворение которого они перевели, Мольер симпатизировал сенсуализму здравого смысла, в противоположность дуалистическому и спиритуалистическому учению Декарта. Не нужно было также личной злобы и даже партийного озлобления, чтобы выставить в смешном виде аффектированных и эксцентричных картезианок. Эти фигуры сами просились в комедию. Я оставляю нерешенным, взял ли он мишенью своих непадок в лице Марфуриуса в «Mariage force» картезианское сомнение или, наоборот, общие, издавна известные фразы скептицизма. Но в «Femmes savantes» он затронул если не исключительно, то в некоторых наиболее сильных местах, те нелепости, к которым привела картезианская мода у женщин. Его фигуры не типичные картезианки, а просто сумбурные женщины, которые восхищаются всем, что пахнет ученостью: одна хвалит Платона, другая - Эпикура, третья находит «частицы» прелестными, «пустоту» отвратительной и себя самою - очень тонкой в своей любви к «тонкой материи». Все это картезианские понятия, которые для женщины являются делом вкуса и объектом склонности, подобно другим предметам моды. «Я люблю его вихри,» - говорит Арманд, а мать его продолжает: «А я - его падающие миры». В наиболее смешном виде Мольер выставляет спиритуалистическую манию, которая считает тело с его потребностями и влечениями, чувственную человеческую природу, за презренную мишуру, иметь сношения с которой дух должен считать ниже своего достоинства. Глава семьи Хризаль иного мнения и отвечает своей супруге, совсем в стиле Гассенди: «Мое тело - это я сам, и я хочу заботиться о нем, хотя бы оно было мишурой; это я сам, и я хочу заботиться о нем, хотя бы оно было мишурой; эта моя мишура мне дорога». [2, с. 16]

Еще в 1690 году появились сатирические произведения, направленные против картезианской моды - сочинения иезуита Даниэля «Voyage du monde de Descartes». Автор утешает себя изменчивостью моды. Вся сатира исходит из того сенсуалистического образа мыслей, в котором иезуиты сходились с Гассенди, в особенности в оппозиции к учению Декарта. Своими возражениями, обвинениями, шутками они преследуют в последнем на свой лад его спиритуалистический характер. «Чтобы сделать его смешным, Даниэль заставляет философа быть как бы магом своего учения, который обладает способностью действительно отделять свою душу от тела, откладывать в сторону последнее, как платье, и в форме чистого духа пускаться в странствия; во время такого духовного отсутствия в Стокгольме похоронили философа, а теперь он пребывает на третьем небе, занятый построением мира из тонкой материи, запасы которой он там нашел. Кто хочет легко разгадать все загадки мира, должен посетить этого миростроителя наверху, в его мастерской; нужно только снять с себя тело и пуститься в странствование души, что легко можно сделать при содействии картезианца, ибо учитель снабдил своих учеников чудесным даром, которым он обладал.» [2, с. 17]

Спиритуализм картезианского учения - вывод из дуалистического его воззрения на отношение между душой и телом, и в этом воззрении содержатся вопросы, вызвавшие первые попытки дальнейшего развития системы.

В заключении, я бы хотела сказать, что мне очень понравилась мысль Куно Фишера (хотя вполне возможно, что не он первый ее изложил) о том, что, несмотря ни на какие, даже самые строжайшие, запреты, новая философия, если она прогрессивна, ясно, точно и красиво изложена, начитает овладевать умами передовых людей эпохи как бы подпольно или, как выразился Фишер, «подсознательно». Новую систему познания природы, новое миросозерцание, если они уже были сформулированы и изложены и с ними ознакомилось какое-то количество людей, невозможно скрыть от пытливых и жаждущих знаний умов. Если «новое знание» удобно и понятно, оно начинает охватывать все большие и большие пространства применения, уже выходящие за рамки просто науки. Именно таким образом «новое мышление» может стать модой, проникнуть в сферу обихода и превратиться в «модный беспредметный спор», практически теряя свою суть. И такое происходило и происходит не только с Декартом. Любое учение может быть взято и адаптировано, приспособлено для определенных нужд. Оставляется канва - слова, фразы, выражения, отдельные аксиомы, и ими объясняется все, что угодно. Не думаю, что Марксу понравилось бы то, как его учение было «развито» до Марксизма-Ленинизма, а затем превратилось в «Учение Маркса-Ленина-Сталина». Любая, даже самая прогрессивная идея, насколько я понимаю, может быть низведена до полнейшего абсурда. Вот здесь мы и наталкиваемся на проблему существования философии и ее практического применения. Именно на уровне практики и происходит исторический отбор любого научного учения и знания. История выбирает лучшее, дающее результаты, прогрессивное, и отсеивает все утопичное и не прошедшее проверку.


Библиография

1. Философский словарь под ред.Фролова, Издательство политической литературы, М, 1987.

2. Фишер, Спиноза, (данные издания утеряны)

3. Шкуратов В.А., Историческая психология, Издательство АОЗТ «Город N», Ростов-на-Дону, 1994.


[1] КОСМОГОНИЯ (греч. kosmos - вселенная и goneia - рождение) - область науки, в которой изучается происхождение и развитие небесных тел и их систем. Условно может быть разделена на планетную К. и звездную К., хотя проблемы решения их взаимосвязаны. Выводы К. основываются на данных других разделов астрономии, физики, а также геологии и др. наук о Земле. К., как и космология, тесно связана с философией, она являлась и является ареной острой борьбы материализма и идеализма. Научная космогония зародилась около 200 лет назад, когда Кант выдвинул гипотезу об образовании планет из пылевой туманности, окружавшей некогда Солнце. Гипотеза Канта (1755) и Лапласа (1796) (Небулярная гипотеза) не смогли объяснить некоторые существенные особенности строения Солнечной системы и были оставлены. В настоящее время продолжается накопление фактического материала и его обобщение, но проблема еще не решена. Характер эволюции звезд к настоящему времени в общих чертах ясен, однако все гипотезы об из происхождении остаются спорными. [1, с. 219]

[2]ГАССЕНДИ Пьер (1592-1655) - фр.философ-материалист. Физик и астроном, священник, профессор ряда университетов. Гассенди выступил с резкой критикой схоластики, искаженного ею учению Аристотеля и учения Декарта о врожденных идеях; возродил материализм Эпикура, основывая на нем свое учение. В основном труде «Свод философии» (1658) разделил философию на три части: 1) логику, в которой дается анализ проблемы достоверности познания и критикуется скептицизм и догматизм; 2) физику, в которой, обосновывая атомистическую теорию, Гассенди доказывал объективность, несотворимость и неуничтожимость пространства и времени; 3) этику, где он выступал против аскетической церковной морали и , вслед за Эпикуром, утверждал, что всякое удовольствие есть благо само по себе, а всякая добродетель есть благо постольку, поскольку она доставляет «безмятежность».

[3] ЯНСЕНИЗМ - религиозно-политическое течение, распространенное в Нидерландах и Франции в 17-18 вв. Основные идейные положения Я. Были сформулированы богословом К.Янсением (1585-1638), развивавшим учение Августина. Я. - разновидность католицизма - во многих своих положениях тяготел к протестантизму. По своей социальной сути он являлся идеологией тех слоев, которые были недовольны засильем католической церкви. Освящавшей феодально-абсолютистские порядки. [1, с. 578]