Смекни!
smekni.com

Шпора к канд. минимуму по философии (стр. 19 из 38)

ОТЧУЖДЕНИЕ — философская категория для обозначения общественного процесса, в границах кото­рого происходит превращение результатов и продуктов деятельности людей в независимую силу, становящую­ся выше своих творцов и подавляющую их. В концепци­ях немецкой философской классики 19 в. проблема О. увязывалась с трактовками человеческой деятельности в контексте таких ее ипостасей, как 'овещнение и оп­редмечивание". Гегель впервые в мировой философии отметил, что в основе О. лежит отчужденная деятельная сущность личности. Раб, согласно Гегелю, являлся ра­бом потому, что весь объем его деятельности был от­чужден господину. В концепции О. Маркса, осущест­вившего главным образом анализ явлений О. труда, бы­ла сделана попытка отделить О. человеческих сил от процессов их обобществления и объективации. Маркс рассматривал О. как присвоение одними людьми сил, средств и результатов деятельности других, т.е. О. трак­товалось как продукт определенных общественных от­ношений — отношений собственности. По Марксу, каж­дый человек отчужден от другого и от человеческой сущности тем больше, чем выше уровень эксплуатации труда в данном обществе. Впоследствии эта идея была вульгаризирована адептами марксизма-ленинизма, кото­рые сузили понимание собственности до объема еще не присвоенного вещественного богатства других, а пре­одоление О. стали связывать с ликвидацией института частной собственности посредством захвата власти люмпенизированными слоями населения. В общество­ведении и человековедении 20 в. на первый план в изу­чении проблем О. вышел вопрос о "машинизирован­ном", экстенсивном растрачивании человеческих и природных ресурсов. Создание интенсивных, ориентиро­ванных на качество жизни форм производства, экономи­ки, технологии, социальной организации подчеркнули как значение личностных форм бытия людей, их саморе­ализации и развития, так и важность преодоления "само­отчуждения" человека. Так, Хайдеггер полагал в качест­ве главной причины того, что бездомность и отчужден­ность становятся мировой судьбой, то обстоятельство, что человек познается (и потому существует) как "госпо­дин сущего", а не как "пастырь бытия". По Хайдеггеру, налицо тенденция, при которой чем более действителен создаваемый человеком мир, тем менее действительным становится сам человек. Происходит "растворение" че­ловека в мире, и на первый план выходит проблема акту­ализации потаенных, сокровенных горизонтов и возмож­ностей бытия людей. Отражая спонтанность как значи­мый по сей день фактор эволюции цивилизации наряду с естественным стремлением общества овладеть темпами и направленностью социальных изменений, концепции О. и самоотчуждения людей выступают своеобычным индикатором, философским "термометром" контролиру­емости и гуманности развития человека и его истории. Масштаб этой проблемы, безусловно, общепланетарен, ибо парциальных решений она не имеет

2. Докритический период в творчестве И.Канта.

КАНТ (Kant) Иммануил (1724-1804) - немецкий философ и естествоиспытатель, с работ которого начинается немецкая трансцендентально-критическая философия. Вся жизнь К. была связана с городом Кенигсбергом, где он родился, закончил университет (1745), стал доцентом (1755-1770), профессором (1770-1796) и был похоронен. В интеллектуальной биографии К. традиционно различают два периода. Первый из них - "докритический" - охватывает время с 1776 - даты написания первой работы (трактат "Мысли об истинной оценке живых сил") - до конца 1770-х. В сочинениях этого периода еще не выработан характерный для последующего времени философского творчества К. принцип критики. В центре философских интересов К. этого времени вопросы философии природы и особенно космологии - происхождение и развитие солнечной системы, история Земли, перспективы ее развития и т.д. Сочинения этого периода (главным из них является "Всеобщая естественная история и теория неба", 1755) пронизаны гносеологическим оптимизмом, уверенностью в способность постигнуть то, что обычно представлялось недоступным познанию. Эпиграфом к творчеству этого периода могли бы стать слова самого же К.: "Дайте мне материю, и я построю из нее мир...".

В первый докритический период (до начала 70-х гг.) пытался решать филисофскую проблему - бытия, философию природы, религии, этики, логики исходя из убеждения, что философия разработана и обоснована как умозрительная наука (без обращения к опытным данным).

Развивал последовательную материалистическую концепцию саморазвития природы. Своими прямыми предшественниками он называл Демокрита и Эпикура. Рассмотрел новую, немеханическую картину вселенной. Все тела состоят из частиц (гр. - монад), которые обладают присущим им силами притяжения и отталкивания. На основе этих сил строится космогоническая теория происхождения планет и звезд.

Идея постоянного возникновения и уничтожения материи критического отношение к формальной логике, отрицавшей противоречия, если реальный мир ими полон. Разработал идею о замедлении суточного вращения Земли в результате приливов.

Вершина его докритической ф. - космогопическая гипотеза. Многие современные астрофизики считают, что она вполне удовл. Объясняет процесс возникновения миров во Вселенной. Создавая ее он исп. Теорию Космических Вихрей Декарта.

Основные этапы космогопической гипотезы:

- В первоначальном состоянии В. представляла собой туманность - огромн. Облако хаотически рассеянных материальных частиц.

- Под влиянием силы притяжения н без к -л. божественною первотолчка частицы движутся друг к другу. Вследствии чего вокруг элементов с большой плотностью образуются сгустки материи.

- Под влиянием силы отталкивания элементы элементы стремятся к точкам притяжения отклоняют друг друга прямолинейного движения. которое преобразуется в круговое движение около центра притяжения.

- В результате вихревого движения частиц Вселенная образует систему движущихся в одном направлении космических тел вокруг центрального космического тела.

- Спиральная форма солнечн. системы подтверждает теорию К.

На этом этапе завершается восхождение космической эволюции, которая через некоторое время становится нисходящей:

- В результате замедления, с течением времени, вращение миров вокруг центрального тела замедляется все они попадают на него.

- Увеличение горючей массы вызывает такой жар, что вся материя испаряется, и Вселенная снова превращается в туманность. После чего зарождение миров возобновляется.

Природу К. сравнивал с птицей Феникс, которая лишь затем сжигает себя, чтобы вновь вернуться новой из своего пепла.

центром Вселенной К. ошибочно считал - звезду Сириус.

Существуют противоречивые мнения относительно того был ли К. атеистом? У него встречается предположение - что бог создал первичную материю; из которой естественным путем возникают миры. Ряд исследователей считает, что со стороны К. это была цензурная хитрость чтобы избежать обвинения в безбожии и не быть уволенным из университета.

b 15----------

1. Научные истины и социокультурные ценности. Идеология и социальная обусловленность знания.

Наука как социальный институт, система воспроизводства

знаний, система знаний и особая область культуры.

Истина - знание, содерж. которого не зависит ни от субъекта, ни от человечества. Истины объективны по содержанию и субъективны по форме (пример костра-света, при этом упоминуть о относительности вещей-МАТРИЦА). Идеалисты как признают постигаемость истины, так и не признают, материалисты признают.

Наука (опред. не точно) - система знаний, форма деятельности, выявляющая св-ва и хар-ки материи (и духа, но пока до этого не дошли). =>Н. истина - объективно существующие св-ва материи.

Социокультурные ценности - человечество придумало себе само (правда, исходя из социальных, предпосылок, напр. долг, самопожертвование). Это красота, искуство и пр. (поразмышлять)

Идеология знаний, на мой взгляд, отсутствует. Вся идеология науч. школы исходит от людей, а не от науки. Наука констатирует факты бытия, а не трактует отношение к ним. (развить)

Социальная обусл. знаний, в перв. очередь, связана с облегчением труда ("все от ленности человека"), что в св. очередь выводит социум на новый уровень. В свою очередь новый уровент социума требует должного уровня науки (развить)

В общем виде наука --- это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Разумеется чел занимается научной деятельностью не случайно. Он постоянно имеет дело с проблемами и сложными задачами, и для того, чтобы с ними справиться, чел необходимы исчерпыв знания , выработка которых и есть цель всякой научной деятельности. Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы, осуществить предсказание на будущее и

соответствующие научные рекомендации. Наука зародилась в древности. Предпосылки появились на Др Востоке: Египет, Вавилон, ИНдия, Китай. Здесь накапливаются и осмысливаются эмпирические знания о природе и общ, возникают зачатки астрономии, математики, этики, логики. Это достояние воспринято и переработано в стройную теоретическую систему в Др Греции, где появляются мыслители, специально занимающиеся наукой, отмежевавшись от мифологических и религиозных традиций. С тех пор до самой инд рев главной функцией науки было объяснение, а ее основной задачей --- познание с целью раздвинуть горизонты мира, видения природы, частью