Смекни!
smekni.com

Шпоры по Философии (стр. 4 из 14)

29 Философский смысл проблемы бытия. Виды бытия.

Бытие - филос.категория, кот.фиксирует сущ-ие и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом). Оно представлено в нескольких формах. 1)Бытие вещей и процессов. В свою очередь также может быть представлено в двух формах: а)бытие вещей и состояний природы, кот.большинство людей воспринимают как объективеую реальность, кот.сущ-ла до них и от них не зависит. Это взгляд с позиции материализма. б)Идеалистич. позиция. Бытие второй природы, цивилизации. Это бытие двойственно, т.к.с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой- в них вложена сознание и душа человека. 2)Бытие человека. а)бытие человека в мире вещей (человек рассматривается как часть природы,как вещь); б)специфич.человеческое бытие (человек не как тело, а как индивидуум). 3)Бытие духовного, идеального. а) индивид.духовное (сознание индивида). Структура бессознательного: рефлексы, подсознат, интуиция. б) объективно-существующее духовное - то, что материализованно в культуре. 4)Бытие социальное. а) бытие человека; б) бытие человека в обществе.

Онтология – учение о бытии, раздел философии, изучающий фундамент. принципы, наиболее общие сущности и категории сущего. Бытие – самое широкое (абстрактное) понятие, термин “быть” означает наличествовать, существовать. Признание факта существования многообраз-х вещей окружающего мира, природы и общ-ва, самого чел явл первой предпосылкой формирования картины мироздания. Из этого вытекает второй аспект проблемы бытия, который оказывает сущ. влияние на мировозр. чел-ка. П. Бытие (сущее) противостоит категория “ничто”. У Демокрита – пустота, у Платона – чистая возможность, пассивность и зависимость. Третий аспект проблемы – связан с признанием единства мироздания. Чел в своей повседневной жизни, практич деятельности приходит к выводу о своей общности с другими людьми, существования природы и т.д. Но в то же время для него не менее очевидны и различия, которые существуют м/д людьми, вещами, м/д общ-м и природой, итд. И, естественно, возникает вопрос о возможности всеобщего, то есть общего для всех явлений окружающего мира. Все многообразие вещных и духовных явлений объединяет то, что они есть, наличествуют, существуют, несмотря на различие форм своего сущ-я. И именно благодаря факту своего сущ-я они образуют целостное единство мироздания. Единое – начало всякого множества, всякого бытия и ума, предшествующее им и превосходящее. Существование и сущность: В истории философии П. существования употреблялось обычно для обозначения внешнего бытия вещи, которое в отличии от сущности постигается не мышлением, а опытом. П. Сущность в настоящее время понятие существования обычно отождествляют с бытием, а П. сущности служит для обозначения первоосновы, основной черты и источника существования той или иной вещи и в этом смысле сродни категории субстанции. На основе категории бытия в Ф дается самая общая хар-ка мироздания: все существующее – это и есть мир, к которому мы принадлежим. Эта характеристика не содержит никаких мировоззренческих оценок. Противоречия м/д Ф школами – что служит объединяющим началом мироздания.

30 Бытие, субстанция, материя. Материальное и идеальное.

31 Идея развития и модификации её философского воплощения.

32 Категории, принципы и законы развития.

В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной природе. Поскольку движ есть сущностный атрибут материи, то оно, также как и сама материя, несотворимо и неуничтожимо. Движение - это способ сущ материи. Движ заключено в самой природе материи. Одни формы движ превращ в другие и ни один вид не берется ниокуда. Движение материи - не только механич перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение - это и взаимное превращение элементарных частиц, и обмен в-в в клетках организма, и обмен деят-тью м/д людьми в процессе их соц жизни.Осн типы движения: 1.- это движение, когда сохраняется качество предмета; 2.-тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с

5 Характерные черты и основные философские школы Древнего Китая.(в-3)

Др К гос-во- иерархическая деспотия Глава гос-ва- наследственный монарх В Китае не было сословия жрецов обряды возглав главами семейств чинов-ми царями. Закона не сущ-ло и стоящий на более низ ступени соц лестницы был полностью подче-нён стоящему выше. Господствовали культы умер-ших культы предков Вся жизнь живых проходила под знаком пост отчёта перед духами умерших предков.Для миф-гии К х-но представлен о перво-начальном сост мира как первобытном хаосе и2-х противопол упорядоч-х началах – небесного (Ян) и земного (Инь) Именно они учредили порядок на Земле. Для др К хар-на опора на свящ книги "пяти-книжие". (книга песен, кн истории, кн перемен, кн обрядов, летопись) В них содерж готовые оветы на: что есть добро и зло, откуда произ зло, кто виновник зла, почему чаще от зла страд невинные, что делать чтобы меньше страдать. В «книге истории» о 5-ти началах мира: воде, огне дереве металле земле, и о 5 явл природы: дождь, солнеч сияние, жара, холод, ветер.И делается вывод что причиной зла явл неблагоприятное сочетание начал и явл-й. И осущ-ся переход к тому что достойное поведе-ние правителя, прозорливость чиновника, мудрость жреца явл прямыми следст-виями этой гармонии, а=> негат кач-ва вызывают экспансию зла. Глав рекомендация: всемерно сво-ей жизнью поддержив космич гармонию, осущ-я разумное сочет-е начал в пище, повед-ии, ретуале. Конфуцианство Глав сочинение: Беседы и сужде-ния. Небо- высшая сила, всё зависит от воли неба В обществ жизни- культ предков, веди себя дост-ойно , уважай старших, совершенствуйся сам, не обманывай, не срывай свой гнев на др-х. Этика основыв-ся на принципе золотой середины, на ед-но правиль пути (для того чтобы жить в согл с др необх найти согл-е в с собой) Это середина м/д несдержанн и осторожностью, смелостью и трус, жадностью и бескорыстием. Исправление имён (гармония лишь тогда когда всё названо своими именами: царь-царём, пастух-паст т.е. Богу-богово, Кесарю-кесарево. Церь должен править пастух пасти скот) Моизм Основан Мо Ди Осн труд: Мо-цзы. Моисты отриц-и предопределённость всего судьбой. Небо не представ-т всё и вся а желает чтобы люди любили друг друга. Кроме любви к ближ они проповедовали и любовь к дальним. Народ почитали высш ценностью и любовь к народу провозглашали как волю небес. Будучи убеждёнными против-и войн они были первыми пацыфистами. К традиции рекоменд-ли относится критически, выбирая только хорошие. Даосизм основопол Лао-цзы (легендарная личность) Трак-тат Книга о дао 4в до н.э. В основе мировоз лежит понятие дао (основа и субст-я всех вещей, безлич-ный первопринцип бытия. Дао –это изначальное небытие, становящ-ся бытиём) Все вещи имея в своей 1-основе небытиё, явл в действ-ти бытием, непрерывно снова уходят в небыт-ё, в к-ом обрета-ют свой покой. Это и есть пост движ-е в мире. Зад-ача Ч слиться с Дао путём внутр самосовершен-я.

6 Специфические характеристики, основные этапы развития и значимость антич ф-ии.(в-3,7) 6в до н э – 529г н э1)натуралистич-й с его прблемами фазиса и космоса(6-5в):ионийцы, пифагорийцы, элеаты, плюралисты, физики-эклектики. 2)Гумман-й:1-я попытка опр сущ-ть Ч: софисты, Сократ. 3) Большой синтез Платона и Аристотеля: х-ся открытием сверхчувственного и органической формулир-й ф-ких проблем. 4)периол элинских школ (от Македонского до конца языч эры): кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептиц-м, эклектицизм 5)религиоз-й пер-д антич языч-й мысли: неоплатонизм иего модиф-ии. Отличит. черта - формир-е нов. способа дух. самовыр-я, кот. им. стройн. логич. форму, х-ся рациональн. постиж. мира. х-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Ч рассм. как неотъемл. часть природы. Становл.: 6-5 в. до н.э. - центр. вним. пробл. космоса, природы. 1-я науч. и ф. школа - Милетская. Родонач. натуралистич. фазы р-я антич. ф. Ярк. предст.: Фалес - считал, что все сущее происх. из воды. Океан - кольц. река, окруж. землю, Земля плав. на воде. Все рожд. из влажн. семени. “У влажн. вещей началом их прир. явл. вода”. Все происх. из воды и возвр. в нее. Фалес - монист, т.к. принимал за основу всего сущ. одно начало. Его треб. - все знание надо сводить к обной основе - чувств. видимости. Душу считал материальной, д. явл. движ. нач. всех явл. прир. ”Боги”=души, кот. явл. источн. движ-я вещей. 1-й сформул. вопр.“Что есть всё” - что явл первоосн-й. Анаксимандр - ориг. ф. концепция. Расширил понятие всего сущего до понятия первоначале - единая, первич., вневременная субстанция “апейрон” - веществ. начало, лишенное границ, т.е. без качеств. хар-к и количеств. неогранич. Апейрон превр. в разл. земные стихии (земля, вода, возд., огонь), они перех. друг в друга. Все соб. происх. в опр. борьбе тепл. и хол., напр. смена врем. года. Прир., мир сущ. объ-но.Жив. сущ-ва возн. в проц. выпарив. солнцем влаги, живое род. из ила под возд. солн. лучей, чел-к произ. от рыб. Чувств. мир явл. лишь проявл-м реальн. мира, сл. необх. выйти за пределы непоср. набл-я. Анаксимен: начало всего сущего - воздух. Рязряж. в. - огонб, сгущ. - вода, земля, камень. Душа тж. сост. из воздуха. Возд. обл. св-вом бескон-сти. ф. Мил. шк. явл. рационал-ей мифа. Мир объ. на осн. матер. начал, без участия внеприр. сил. Гилозоизм - любое мат. тело обл. душой, пантеизм - Бог=природа. В ч-ке мил-цы усматр. прежде всего не биол., а физич. прир., выводя его из воды и пр. Мил.ф. возн. на осн. зарожд. эмпирич. и теоретич. знания. Пыт.дать целостн. карт. мира, кгода частности и дет. были неизв. Их матер-м носил стихийн. хар-р, рассм. мир в непрер. движ. и изменении - наивн. представл. о диалектике. Гераклит: разв. мат-ма и диал-ки. Труд “О природе”. Первоначало всего мира - огонь. Космос един, все сущее никем не сотворено и явл. живым огнем, загор. и потух. Огонь превр. в воду - семя мироздания, вода превр. в землю и возд.. и назад. Душа явл. огнен. Дыхани-ем - основ-е жизни. Г. явл. основопол. гносеологии (уч. о позн). 1-й различал чувств. и рациональн. познания. Истина постиг. умом, кот. познает сущ-ность (логос) мира, находясь за порогом чувств. Познание нач. с чувств, но они должн обраб-ся разумом. Образ и понятие слиты воедино, т.к. едины чувств. и рац. познание. В мире сущ. единс-тво как рез-т сочет. противоп-стей. Борьба проти-воп-ей з-м., т.к. явл источн. созд-я мира. Противоп-сти соед. и устан-ся гармония. Г. разв. диалект. взгляды. “Все течет, все изм.”, “Нельзя войти в одну реку дважды”, все рожд-ся благ. смерти ч-л. Это стихийная диал-ка, где чувств.-матер. космос рассм как единое целое, пребыв в пост движ и изм.