Смекни!
smekni.com

Шпоры по философии (стр. 2 из 10)

б) ф-ия должна представлять человека во всем ее многообразии проявлений;

в) ф-ия есть теория познания, теория научного познания, теория науки;

г) ф-ия может быть предварительным изучением, исследованием, постановкой проблем в исследовании любого явления (19-20 века).

Сегодня разделяется мнение, что наука предпочитает браться за решение любых проблем, относительно которых возможна опытная проверка. В противном случае проблемы получают наименование ненаучных, и в этом своём качестве они остаются на рассмотрении ф-ии. В советский период такие проблемы получили название мировоззренческих.

Сейчас ф-ия оказывает наукам многообразную помощь:

1) Помогает формировать новые предметные области научных исследований.

2) Помогает формировать объяснительные принципы и представления, осмыслять и анализировать полученные противоречия.

3) Помогает критически осмыслить полученные результаты.

4) Систематизирует научные знания, помогает наукам определить свое положение в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия.

5) Обеспечивает процедуры распространения знаний, создает условия для понимания новых теорий, понятий, представлений и в этом заключается культурная функция ф-ии.

6) Помогает оценить общественную значимость научных результатов.

7. Развитие представлений о материи в истории философии. Философское понятие материи.

Понятие материи является основной категорией в философии, оно означает сущность мира, признание объективной реальности, существование независимо от сознания человека.

Греческие философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр и др.) пришли к выводу, что существует материал, из которого состоят все вещи (это позднее было названо субстанцией).

Фалес считал, что все состоит из воды; Анаксимен – из воздуха; Гераклит – из огня; Эмпедокл – признавал 4 стихии: огонь, воду, воздух, землю; Анаксимандр считает, что основу мира составляет ненаблюдаемое вещественное начало – апейрон; Демокрит – все состоит из атомов и пустоты; Пифагор – из чисел (материалисты).

Атомы имеют разную форму: шарообразную, угловатую, крючкообразную.

Взгляды философов Древней Греции носили наивный, но диалектический характер.

Платон – в основе мира лежат идеи, которые он признавал кирпичиками материального мира, но наделял их не физическими, а геометрическими свойствами. Свойства атомов зависят от того, какую геометрическую форму они имеют и какими математическими идеями они порождаются (идеалисты).

Философы считали, что субстанцию мира или основу чувственно воспринимаемого мира составляют конкретные элементы, и в этом заключается физический подход к пониманию материи.

В связи с революцией в естествознании в конце 19 – начале 20 вв. появляется философский подход к пониманию материи: материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

В философском понятии материи можно выделить 3 аспекта:

1. логический – материя как философская категория;

2. онтологический – (онтология – учение о бытии; бытие – единство объективной и субъективной реальности) – материя как объективная реальность;

3. гносеологический – (гносеология – теория познания) – материю можно познать через копирование, фотографирование, отображение;

4. заключительная формулировка: материя может существовать независимо от наших ощущений.

В философской категории материи можно выделить еще несколько аспектов:

1. материя – это то, что прямо или косвенно вызывает ощущения;

2. материя – это то, что существует вне и независимо от сознания человека;

3. материя – это то, отражением чего является сознание, мышление.

8. Понятие движения. Свойства движения. Движение и развитие, их соотношение.

Существуют различные подходы к понятию движения.

Материализм: движение – это 1) изменение вообще;

2) способ существования материи.

Субъективный идеализм: движение осуществляется в ощущениях, в мыслях, в сознании.

Объективный идеализм: “движение – это рост, изменение, уничтожение, возникновение, прохождение, гибель и т.д.”

Развитие – это движение от низшего к высшему, от простого к сложному.

Основные свойства движения: 1) объективность,

2) абсолютность,

3) относительность,

4) противоречивость.

9. Формы движения материи, их взаимосвязь.

Различают несколько форм движения материи, которые были выделены на основе классификации наук:

1. механическое – пространственное перемещение тел;

2. физическое – перемещение атомов, молекул;

3. химическое – различные химические реакции;

4. биологическое – обмен веществ;

5. социальное – общество (мышление, сознание).

Все формы движения материи между собой взаимосвязаны. Особенности взаимосвязи:

1. движение не исчезает бесследно, а наблюдается переход одной формы материи в другую;

2. высшие включают в себя низшие формы, но в «снятом» виде (как побочные явления).

Каждая форма имеет свой носитель движения, о чем говорит, что высшие формы не сводятся к низшим, а низшие – к высшим, т.к. одно включает другое.

Простые формы движения материи могут характеризоваться как сложные только в том случае, если их рассматривать в сложных полях (гравитационные, ядерные и т.д.).

10. Проблемы пространства и времени в философии.

То или иное понимание пространства и времени складывается в зависимости от характера взаимодействия материи и движения, движения и покоя.

Демокрит: вводит понятие пустого пространства для движения атомов как необходимого объективного условия; пространство Демокрита бесконечно и однородно, оно является вместилищем неограниченного числа миров. Время отождествлялось с бесконечностью, вечностью, как объективной основой вечного движения; вся природа представлялась в вечном и неустанном движении. Пространство и время рассматривались в качестве условий и причины её движения.

Такой подход к пониманию пространства и времени был характерен для многих материалистов Древней Греции.

Идеалисты: Платон и Фома Аквинский определяли вечность как нечто вневременное, божественное, сверхприродное, совершенное.

Аристотель: отвергал существование пустого, однородного и бесконечного пространства. Оно у Аристотеля неоднородно и конечно. Время выражает число движений и течет равномерно.

Ньютон: у него абсолютное пространство было демакритовой пустотой, оно неподвижно, однородно, непрерывно, бесконечно, трехмерное вместилище всех материальных тел и их движений. Время – чистое, однородное, равномерное, непрерывное, вечная и неизменная

длительность, оно имеет одно направление и течет от прошлого через настоящее к будущему и поэтому одномерно. Пространство и время не от чего не зависят. Такое понимание пространства и времени было характерно для Лейбница, Декарта и др.

Лейбниц: ни пустоты, ни чистой длительности, как самостоятельных начал бытия,- нет. Пространство – порядок взаиморасположения тел, а время – порядок сменяющих друг друга событий или состояний тел, т.е. пространство и время у него зависят от простейших субстанций, монад, которые активны, обладают движением, наделены способностью самодвижения.

В тесных рамках идеализма, но глубоко диалектически пытался решить эту проблему Гегель: он считал, что только в движении пространство и время действительны, они неразделимы и определяют друг друга как единство противоположностей. Диалектика пространства, времени и движения лежит в мировом духе в потусторонней мощи божественного духа.

Субъективные идеалисты: Беркли, Юм, Кант, отчасти Мах.

Кант: считал пространство и время в качестве априорных, доопытных и врожденных свойств человеческого сознания как чистые формы созерцания, благодаря которым человек воспринимает явления внешнего мира в пространстве и во времени. Кант считает, что тела представляются нам как имевшие определенную геометрическую форму, протяженность, потому что так устроено сознание человека.

Мах: пространство и время – это упорядоченные ряды ощущений.

Диалектический материализм: пространство и время – это форы или способы существования материи.

Свойства пространства и времени.

1. Общие свойства:

1) объективность;

2) абсолютность – движение, как и пространство и время, носит всеобщий характер;

3) относительность – содержанием пространства и времени является движущаяся материя, поэтому пространство и время меняются в различных частях света, на разных уровнях, в движущейся материи;

4) бесконечность – понимается в смысле бесконечности всеобщности бытия.

2. Специфические свойства:

5) непрерывность и прерывность – свойство связано с движением пространства и время прерывно, поскольку в движении осуществляется переход от одних пространственно-временных структур к другим;

6) мерность – пространственно-временные отношения м.б. описаны при помощи трех пространственных отношений и одного временного отношения; существует понятие n-мерного пространства, т.е. добавляются другие характеристики: t, p.

7) Время одномерно – т.е. оно необратимо, это свойство обусловлено характером причинно-следственных отношений.

Пространство – это, когда любой объект занимает место, т.е. обладает протяженностью, находится на каком-то расстоянии от других объектов, т.е. взаимодействует с ними и обладает определенной конфигурацией.

Время – 1) длительность явления;

2) следование сменяющих друг друга событий и явлений, имеющих одно измерение.

11. Проблема сознания в философии.

1. Развитие представления о сознании в истории.

2. Понятие отражения, уровни и формы отражения действительности.

3. Сознание человека и психика животных.