Смекни!
smekni.com

Экзамен по философии за 11 класс (стр. 8 из 8)

1) политические субъекты (общности, организации, государство, люди)

2) политические отношения

3) институты политической власти

4) политические режимы

Организации – особый субъект, целесообразно созданный как институт для регулирования в обществе. Они разрабатывают нормы, правила, структурирования общества. Государство – центральный элемент политики. Политический режим – совокупность приемов политической власти определяющий государство. Функции политики:

1) обеспечение объективных структур власти

2) удержание целостности государства

3) разработка целей общества

4) предотвращение и урегулирование социальных конфликтов

5) обеспечение безопасности общества

6) преобладание внутренней политики.

Вопрос № 35. Духовная сфера общества, ее функции, особенности развития в современном мире. Под духовной жизнью общества часто понимают культуру того или иного общества. Культура – все созданное человеком в его материальном и духовном образовании. Культура, как и общество, это надприродный мир. Человек в культуре – творец и творение. Культура – почитание человеком светлого начала в себе. Культура бывает светская и сакральная. Духовная сфера раскрывается в общественном сознании. Религия – это основной элемент духовной сферы людей. Духовная сфера общества имеет свою структуру:

1) духовная потребность – потребность в освоении знаково-символического мира культуры

2) духовные ценности – в них выражается общественная природа самого человека

3) духовная деятельность (духовное производство) – создание сознания в особой общественной форме.

Вопрос № 36. Мораль и нравственные отношения. Индивидуальное, групповое и общечеловеческое в морали. Мораль это некая система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов. В моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Нормы и правила морали формируются естественноисторическим путем. Требования к индивиду в моральном сознании принимают самые разнообразные формы: это могут прямые нормы поведения, различные моральные ценности и ценностные ориентации. Все это – элементы структуры нравственного сознания, обладающее целым рядом особенностей. Мораль проникает во все сферы человеческой жизни и деятельности. В обществе не существует таких организаций и учреждений, которые бы обеспечивали функционирование и развитие морали. Большинство моральных требований апеллируют к моральному долгу, т.е. носит форму прямого и безусловного повеления. Мораль обладает функциями, основная из которых - регулятивная. Мораль прошла долгий путь развития. Сперва она включало в себя только индивидуальное, единичное проявление. Потом мораль стала более обширной, она руководила уже группами людей. Сейчас мораль – общечеловеческое достояние, которое лежит в основе большинства принципов современной жизни. Мораль стала чем-то больше, чем простые запреты прошлых эпох.

Вопрос № 37. Искусство и эстетическое освоение действительности. Искусство – творческая деятельность, направленная на освоение, эстетических ценностей, т.е. личностного смысла таких явлений, благодаря которым жизнь человека становится привлекательной, одухотворенной, осознанной. Искусство преображает эти явления в художественные образы. Искусство – это результат духовной деятельности людей. Слагаемые этой деятельности – отражение, изображение и выражение. Цель искусства - совершенствование человека, его духовного мира. Искусство обладает множеством функций, среди которых есть и эстетическое освоение действительности. Эстетическое освоение действительности – это, прежде всего, изучение понятий прекрасного как едином прообразе многообразных проявлений-образов красоты в материальном мире. Приобщение к прекрасному неотделимо от постижения истины и достижения высшего блага. Эстетика всегда опирается, с одной стороны, на философское познание, с другой – на практику художественного творчества. Эстетика, как и искусство, имеет множество проявлений, и носит исключительно субъективный характер.

Вопрос № 38. Мировые религии: основы вероучения и место в современном мире. Буддизм – одна из первых мировых религий. Возник в VI-V веках д.н.э. в Индии. Достоверных источников об основателе буддизма нет. Но буддийские теологи считают, что им был сын индийского царя по имени Сиддартха из рода Гаутама, которого после смерти стали называть Будда, т.е. просветленный, достигший мудрости. Основные положения этого вероучения изложены в каноническом сборнике «Типитака». Буддийский пантеон насчитывает тысячи Будд, святых, бодхисатв (существ, достигших спасения, но продолжающих принимать участи в спасении людей), богов местных старых религий, ангелов, демонов, а также главного бога – Брахму. По учению буддизма, все в мире является следствие бесконечного движения «драхм», духовно-материальных частиц. Различные их комбинации создают все окружающее нас, а их распад ведет к смерти, после которой создаются новые комбинации и происходит перерождение, которое зависит от хороших или плохих поступков в жизни. Христианство возникло в I в. н.э. в Восточной части Римской империи. Из небольших разрозненных сект оно к началу IV веку превратилось в мощное идейное течение, завоевав господствующее положение сначала в Риме, затем на Ближнем Востоке, в Северной Африке и во всей Европе. Ветхий Завет является священной книгой, как для иудеев, так и для христиан. В 1054 году произошел раскол в христианстве между Восточной церковью, которая стала называться Православной, и Западной, которая именуется Римско-католической. В XVI веке от католицизма отделяется новая ветвь в христианстве – протестантизм в его разновидностях: лютеранство, кальвинизм, англиканство и др. На Руси православие введено киевским князем Владимиром в 988 году. В 1448 году великий князь Василий Васильевич созвал в Москву на собор епископов Русской земли. Главой церкви был избран митрополит рязанский с титулом «митрополит Московский и всея Руси». С этого времени Русская Православная Церковь обрела независимость от константинопольского патриарха. В 589 году главе Русской Православной церкви был присвоен титул «патриарха Московского и всея Руси». В настоящее время под юрисдикцией Русской Православной Церкви находятся епархии на территориях государств бывшего СССР, в западной и Центральной Европе, Северной и Южной Америке, Японии и других местах мира. Ислам – возник в Западной Аравии в VII веке и распространился в странах Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Средней Азии и др. Основателем ислама считается пророк Мухаммед, начинавший свою проповедническую деятельность в городах Мекке и Медине. В Мекке находится древнее святилище Кааба со святым «черным камнем», к которому мусульмане всего мира уже четырнадцать веков совершают паломничество. Святая книга мусульман – Коран. Основные направления в исламе - суннизм и шиизм. Также много сект исламаилиты, ваххабиты, карматы и др. На основе Корана был разработан Шариат – свод мусульманского права. Главный праздник мусульман – Курбан-байрам, т.е. жертвоприношение.

Вопрос № 39. Наука как система знаний и вид духовного производства. Наука есть, прежде всего, систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существование и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов и т.д. Как и другие виды духовного производства, наука создает как бы параллельный реальному идеальный мир, в котором отражены основные свойства и закономерности объективного мира. Миф и религия – это способы духовной защиты, а наука – средство нападения, орудие духовной экспансии, поднимающего голову человека. Да, наука может обойтись без религии, но вытеснить ее из общественного сознания она до сих пор не может. Наука началась с установления факта, что окружающий человека мир в сущности своей совсем не таков, каким он дан людям в непосредственности их ощущений, восприятий и представлений. А чтобы до этой скрытой сущности добраться, нужно предпринят весьма серьезные мыслительные усилия, которые заметно отличаются от обычных умственных упражнений, требуемых повседневностью от каждого индивида.