Смекни!
smekni.com

Планетарный разум – ответ на вызов времени. Первые шаги (стр. 2 из 4)

Первые шаги в постановке и развитии проблемы создания сетевого коллективного разума уже делаются. В Интернете существует большое число сайтов, эксплуатирующих идею коллективного творчества. Достаточно только задать поисковым программам ключевые слова "коллективное творчество" или "коллективный разум", как на нас обрушится значительное число таких сайтов. Но пока, к сожалению, подходы, развиваемые в них, очень далеки еще от настоящего коллективного разума. Происходит простое суммирование отдельных идей отдельных пользователей Сети и ничего более. Так, например, в поэтических сайтах организаторы задают тему, размер, ритмику стихотворения и устраивают соревнование на лучшую первую строфу, затем вторую, добавляемую к ней и так далее, пока не получится весь стих. В данном примере генераторами строф являются люди, а оценщиками – организаторы, то есть нет полноценного коллективного творчества.

В следующем примере ситуация обратная. При шахматной игре, организованной Каспаровым с Интернетом шахматное население Интернета (оценщики) голосовало за один из ответных ходов одного из нескольких гроссмейстеров, генерирующих возможные "хорошие" шахматные ходы. Разумеется, Каспаров выиграл этот матч, иначе и быть не могло - ведь истина голосованием не решается и более того, в каждой такой игре Каспаров противопоставлял свою единую стратегию игры и ее планирование разрозненному, не имеющему единого плана, шахматному «творчеству» оппонентов. Более интересным все же является сам процесс стихийного поиска алгоритмов коллективного творчества и тяга большого количества пользователей к творчеству в Сети.

Здесь будет уместно привести цитату из [6]: В замечательной книге К.Келли [7] описан эпизод конференции в Лас Вегасе. Несколько тысяч участников, сидящих в затемненном зрительном зале, держат картонки, которые окрашены с одной стороны в красный, а с другой - в зеленый цвета. Видеокамера сканирует зал, и на огромном экране все эти люди видят волнующееся красно-зеленое море точек. Затем ведущий рисует электронным мелом на экране окружность и просит аудиторию изобразить внутри зеленую цифру "пять". На экране медленно возникает нечто аморфное зеленое, контуры его меняются, люди поворачивают картонки и убеждаются в правильности их положений, наконец, все начинают различать цифру, контуры которой очень быстро становятся четкими.

Ведущий предлагает поиграть в одну из самых первых компьютерных игр, в пинг-понг. Народ с левой стороны управляет левой ракеткой, а с правой стороны - правой. Игра начинается и проходит довольно успешно. Ракетка часто делает то, что вы хотите, но не всегда. Ее движение есть результат усреднения движений тысяч игроков, и вы не всегда в большинстве. Возбуждение зала переходит в восторг от спонтанной самокоординации.

Задание усложняется еще более. Ведущий запускает программу-тренажер, имитирующую управление самолетом. Его инструкции просты: "Ребята слева управляют поворотом, а те, что справа - высотой, полетели!" И вот эти несколько тысяч пилотов в виртуальной кабине берут управление и пытаются приземлить самолет на имитируемую взлетно-посадочную полосу. Но полет самолета труднее игры в пинг-понг, динамика его сложнее, инерция больше. Связь между действием и эффектом не такая быстрая. Самолет задирает нос, кренится, все идет к катастрофе, но управление улучшается. Самолет опять идет на посадку и вдруг делает вполне профессиональный вираж. Зал ревет от восторга, никто не ждал этого виража и никто не управлял извне. Люди просто летели вместе, как птицы.

Многие авторы работ о коллективном разуме обсуждают вопрос о привнесении в человеко-машинную среду неких правил, позволяющих инициализировать коллективный разум. Но никто до сих пор не предложил таких правил, универсально действующих в различных областях коллективного творчества.

Целью данной работы является обсуждение одного из подходов к решению данной проблемы. Новым является то, что предлагаемый подход базируется на применении известного классического генетического алгоритма, позволяет оценить вклад каждого участника как генератора идей, “комбинатора” или эксперта, выставляя им соответствующие рейтинги, а функции генерирования, комбинирования и оценки добровольно и равноправно выбираются самими участниками творческого проекта [4,5]. Образованный таким образом генетический консилиум (ГК) обладает рядом преимуществ по сравнению с известными методами коллективного творчества.

Определим понятие генетического консилиума следующим образом: ГК – это коллектив людей, работающих совместно над единым проектом с заранее заданной целью по правилам, основанным на принципах классического генетического алгоритма и сформулированных в виде четких или нечетких инструкций организации индивидуальной работы участников проекта и их взаимодействия. Этот симбиоз людей, работающих в компьютерных сетях по заданным правилам, можно рассматривать как естественную многоагентную систему. При этом каждый человек, участник проекта, является интеллектуальным агентом многоагентной системы. Можно сказать, что метод ГК - это способ организации идеального интерфейса включения человека в качестве естественного интеллектуального агента в информационную среду (ИС). При включении в ИС через этот интерфейс многих людей, работающих по предлагаемым ниже правилам, может возникнуть коллективный разум.

Метод ГК идеально подходит для коллективной разработки творческих проектов. Например, на сайте коллективного творчества в глобальной или в корпоративной сети размещается проект, с обозначением цели, технических условий, стоимости разработки и пр. Создается возможность телеработы многих специалистов над этим проектом. Проект является полем притяжения различных полезных идей. Коллективный интеллект с помощью метода генетического консилиума генерирует новые идеи, комбинирует их и оставляет в проекте лучшие из них, дает экспертную оценку каждого варианта и позволяет оценить вклад каждого участника как генератора идей, «комбинатора» или эксперта, выставляя им соответствующие рейтинги.

Применение рейтингов позволит строить иерархические системы генетического консилиума. Рейтинги могут определяться для вариантов проекта, предлагаемых идей и самих участников по результатам их работы. В принципе в рамках ГК возможно образование иерархий из участников проекта при развитии нескольких исходных альтернативных идей и при генерировании новых идей. Идет соревнование рейтингов не только идей, но и людей. Если у участника регулярно падает рейтинг, он может уйти в другой проект (при этом происходит естественный отбор не только вариантов, но и участников).

Один из простых алгоритмов функционирования коллективного интеллекта, апробированный автором на ряде разных задач, как в компьютерной сети, так и в «безмашинной» среде, в общем виде можно представить следующим образом.

1. Сформулированы одна или несколько целей проекта и требования к нему.

2. Определен состав участников и способ их взаимодействия.

3. Сформулирована и роздана система правил генерации вариантов решений (или их частей), оценки, ранжирования, отбора лучших вариантов, скрещивания.

4. Задаётся каркас проекта (под каркасом понимается: план проекта, структура документа и т.д.). Каркас проекта также может быть получен в результате коллективного творчества.

5. Участники приступают к работе. Вначале они генерируют первое приближение (заполняют слоты каркаса полностью или частично) и взаимно оценивают их по заданным правилам.

6. По правилам взаимодействия они обмениваются копиями своих решений и оценивают их.

7. Каждый участник ранжирует варианты по своему усмотрению, выполняет оператор естественного отбора, оставляя несколько лучших вариантов (сколько - определяется правилами).

8. Каждый участник комбинирует из оставленных им вариантов новые (эквивалент кроссинговера), оценивает их, ранжирует все варианты и снова отбирает лучшие. Лучшие (лучший) варианты отправляются респондентам, и он также получает чужие лучшие варианты.

9. Когда популяция решений выродится ( прислано много одинаковых решений) проект считается выполненным, иначе осуществляется переход на п. 7.

В зависимости от типа проекта (решаемой проблемы) система правил может меняться ( может быть переменный состав участников, количество и список респодентов, число оставляемых вариантов и т.д.). Под каждый тип проекта такие правила могут подбираться экспериментально, в том числе и методом коллективного творчества.

Метод ГК был апробирован при решении следующих задач. В экспериментах участвовали группы студентов от 4 до 20 человек.

1. Коллективное создание фоторобота.

Существующие традиционные методы восстановления субъективного портрета главным образом используют способности свидетеля как художника, причем неважно, рисует ли он сам или посредством специальной программы, а так как в основной массе люди плохие художники, то и результаты их работы зачастую неудовлетворительны. Этого недостатка лишен способ восстановления субъективного портрета по методу ГК, где используются способности людей к узнаванию виденных ранее лиц. Этот способ заключается в следующем. Вначале свидетели по одиночке с использованием прежнего метода восстанавливают варианты искомого портрета и передают результаты первого приближения специальной программе-диспетчеру, которая случайным образом перемешивает эти портреты ( например, глаза берет от одного портрета, нос от другого и т.п.) и создает удвоенное количество таких портретов. Затем эта программа попарно раздает их свидетелям, а те помечают, какие портреты более похожи на оригинал, и возвращают результаты своих оценок программе-диспетчеру. Программа, в зависимости от совокупности ответов всех свидетелей, выбирает и перемешивает лучшие варианты этих портретов и работа свидетелей по оценке вновь полученной улучшенной «популяции» портретов повторяется. Циклы ОЦЕНКА-ПЕРЕМЕШИВАНИЕ продолжаются до тех пор, пока «популяция» не выродится к портрету, удовлетворяющему большинство свидетелей. Как правило, для получения решения требуется небольшое количество (не более десяти) таких итераций. Свидетели могут ускорить и улучшить качество работы по восстановлению субъективного портрета, внося при оценке вариантов очевидные изменения (программа предоставляет им такие возможности).